Арт-терапия в психологии: виды, методы и применение
Арт-терапия — направление в психотерапии, предполагающее выражение человеком мыслей и эмоций посредством различных художественных средств (танец, фотография, рисунок и т.д.).
Арт-терапия особенно эффективна в коррекции психологического состояния детей, подростков и пожилых людей. Потому что они в силу возраста не всегда могут конструктивно выразить свои мысли и чувства. Им легче общаться через художественные образы, которые не ограничены какими-то рамками.
Арт-терапию важно отличать от обыкновенного творчества. В творчестве люди обычно ставят себе цель создать новое произведение искусства или улучшить свои навыки, например, научиться танцевать в определённом стиле.
Смысл арт-терапии заключается в другом. В ней главное — сам процесс занятия творчеством, а не результат. Поэтому во время арт-терапии человек свободен от чувства вины, что у него не получится какая-то красивая картина или фотография.
Психолог не оценивает результат арт-терапии (изображение, скульптуру и т.д.) с точки зрения эстетики или техники. Он предлагает клиенту вместе проанализировать эмоциональное значение получившегося объекта.
В арт-терапии нет «правильных» и «неправильных» способов самовыражения. Формат сессии психолог может адаптировать под индивидуальные потребности клиента. Кроме того, арт-терапией стоит заниматься и самостоятельно в домашних условиях.
Цели и задачи арт-терапии
Цель арт-терапии — улучшение психологического состояния человека через занятие творчеством.
Задачи арт-терапии:
На сеансах арт-терапии психолог создаёт максимально комфортную и доверительную обстановку, в которой клиент будет чувствовать себя свободно. Задача специалиста — помощь человеку в интерпретации художественных образов.
В каких случаях помогает арт-терапия
Занятия арт-терапией полезны при наличии самых разных психологических проблем:
- Депрессия. С помощью искусства можно выразить грусть, печаль, переживания из-за утраты и другие тяжёлые чувства. Также через творчество стоит специально вызывать в себе положительные эмоции, например, радость, удовлетворение, уверенность и т.д.
- Тревожность. Занятие арт-терапией — безопасный способ успокоиться. Особенно в этом помогают танцы или музыкотерапия.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Через рисование или игровую терапию человек может переработать травмирующие воспоминания.
- Проблемы с самооценкой. Через творческую самореализацию клиент укрепляет уверенность в себе.
- Сложности в отношениях. Чтобы подробно разобрать конфликтные ситуации, подойдёт драматерапия, так как человек сможет поставить себя на чужое место. Если трудности возникли в детско-родительских отношениях, ребёнку можно посетить игровую терапию.
- Кризисные периоды. Творчество — безопасная зона, в которой можно переждать трудные времена.
- Проблемы в работе организма. Занятия искусством улучшают мелкую моторику и повышают умственную активность. Поэтому, например, арт-терапия полезна детям с речевыми нарушениями или пожилым людям с деменцией.
- Реабилитация людей с зависимостями. Групповая арт-терапия помогает преодолеть социальную изоляцию, которая свойственна пациентам с алкоголизмом или наркоманией.
Направления арт-терапии
В зависимости от типа искусства существует сразу несколько направлений в арт-терапии:
- Изотерапия — выражение мыслей и чувств через рисование. Это самое популярное направление в арт-терапии. Во время изотерапии людям не нужно стараться нарисовать обязательно что-то красивое. Важен сам процесс рисования, а не конечный итог. Человек может использовать самые разные инструменты для творчества: краски, карандаши, ручки, мелки, фломастеры и т.д.
- Библиотерапия — направленное чтение клиентом литературы, подобранной специалистом. Психолог советует человеку прочитать книги, герои которых проходят через схожие испытания. После чтения клиент обсуждает на сеансе поступки персонажей и оценивает, какой опыт ему стоит у них перенять. Кроме того, библиотерапия может улучшить эмоциональное состояние. Например, юмористические произведения поднимают настроение, а истории преодоления — вселяют веру в себя.
- Сказкотерапия — подвид библиотерапии для детей. Через чтение сказки можно ненавязчиво рассказать ребёнку, какие бывают способы решения проблем. Малыш воспитывает в себе определённые черты характера, если берёт пример с персонажей книги. Например, простые детские сказки про зверей объясняют читателям, какое поведение является плохим или хорошим. Для взрослых детей полезно придумывать собственное продолжение сказок, чтобы развивать фантазию.
- Танцевально-двигательная терапия — способ проявления чувств через движение. Танец отлично подходит для снятия накопившегося психологического напряжения, потому что сочетает в себе физическую активность с прослушиванием музыки. В движении человек может самовыразиться и почувствовать себя «в моменте». В рамках групповой танцевальной терапии люди избавляются от излишнего стеснения и зажатости.
- Драматерапия — форма терапии, при которой человек отыгрывает различные роли, чтобы понять своё и чужое поведение. Клиент может изображать себя в определённых обстоятельствах или показывать других людей из реальной жизни. При коллективной драматерапии клиенты вместе разыгрывают сложные ситуации, например, конфликты на работе или в семье. Такой метод терапии помогает посмотреть на проблему со стороны.
- Музыкотерапия — метод, подразумевающий прослушивание песен и мелодий, пение, игру на инструментах или создание музыкальных произведений. Музыка разных жанров помогает скорректировать настроение, например, энергичные композиции заряжают нас мотивацией и уверенностью в себе, а спокойные — снижают тревогу. Музыку можно использовать как расслабляющий фон для релаксации, медитации или дыхательных упражнений.
- Песочная терапия — формат арт-терапии, при котором клиент использует поднос с песком и маленькие фигурки для создания символических образов и пейзажей. Для занятия этим видом терапии не нужны специальные умения. За короткое время человек успевает нарисовать и стереть сразу несколько песочных картин, поэтому у него получается быстро выразить самые разные эмоции. С песком очень просто и приятно взаимодействовать на уровне прикосновений.
- Фототерапия — терапия через создание своих или анализ чужих снимков. Фотографию стоит воспринимать как возможность зафиксировать красоту и изменчивость окружающего мира. Также с помощью автопортретов человек может лучше познакомиться с самим собой. Например, фотографирование помогает принять своё тело или побороть комплексы, связанные с внешностью. Из готовых снимков можно создавать коллажи или инсталляции.
- Скульптуротерапия — процесс, в ходе которого клиент создаёт из различных материалов трёхмерные объекты, например, декоративные изделия. Во время работы с глиной или пластилином у человека задействована мелкая моторика. Неспешные и кропотливые движения рук сами по себе успокаивают и расслабляют. Скульптуротерапия хорошо помогает справляться с негативными эмоциями. Например, через лепку можно выпустить злость, так как человек интенсивно мнёт руками глину.
- Игровая терапия — метод, подразумевающий создание игровых условий, в которых клиент может выразить свою проблему. Это направление в арт-терапии чаще всего применяется именно в работе с маленькими детьми. Малыши в силу возраста пока не умеют точно формулировать свои мысли и озвучивать их. Также они не до конца понимают свои чувства. С помощью игрушек ребёнок может символически показать ситуацию, которая его волнует. В ходе терапии используются самые разные предметы: куклы, солдатики, машинки, домики, кубики, резиновые звери и т.д.
- Куклотерапия — способ психологической помощи детям посредством кукольного театра. Некоторые исследователи считают этот метод подвидом игровой терапии. Дети показывают с помощью кукол реальные ситуации из их жизни или выражают скрытые чувства. В ходе игры куклы олицетворяют конкретных людей, например, самого клиента, его родителей, друзей и т.д. Через управление куклой ребёнок может попробовать на себе разные социальные роли.
Направления в арт-терапии нельзя разделить на мужские и женские. Однако зачастую мужчинам нравится заниматься скульптуротерапией, так как во время неё нужно прикладывать активные усилия для работы с материалом. Женщины же обычно предпочитают танцы или рисование.
Виды арт-терапии
В зависимости от потребностей человека арт-терапия может проходить в разных форматах:
- Пассивная и активная.
На сеансах чаще всего применяется именно активная арт-терапия. Психолог даёт клиенту какое-нибудь задание, например, нарисовать свой страх. Человек сам выбирает, с помощью каких инструментов он начнёт это делать. Когда рисунок будет закончен, клиент вместе с психологом проанализирует получившиеся художественные образы.
Во время пассивной арт-терапии человек фокусируется на оценке и интерпретации чужих художественных произведений. Например, слушает песни, читает книги, рассматривает картины и т.д. Психолог обсуждает вместе с клиентом его впечатления. Он рассказывает о своих ассоциациях и чувствах. Творчество других людей может помочь человеку лучше понять себя, задуматься над какими-то незнакомыми гранями своей личности.
- Индивидуальная и групповая.
Индивидуальная арт-терапия полезна, когда клиенту необходима проработка его глубоких личных проблем, например, при лечении ПТСР. Также одиночное занятие предпочтительно, если человек находится в угнетённом эмоциональном состоянии при депрессии.
Кроме того, индивидуальная арт-терапия применяется для целенаправленной коррекции поведения детей. Обычно ребята ведут себя дисциплинированнее, если остаются с психологом один на один, а не в группе.
Во время коллективных сеансов клиенты работают как индивидуально, так и сообща. Например, несколько человек могут вместе рисовать одну большую картину. По итогам сеанса клиенты рассматривают не только свои, но и чужие работы.
Групповая терапия особенно полезна для людей, у которых есть проблемы с социальным взаимодействием или одиночеством. На протяжении сессий клиенты преодолевают стеснение и много общаются. Творчество сближает их и делает увереннее. Участие в творческой группе даёт приятное чувство принадлежности к коллективу.
Сеансы групповой арт-терапии обычно более доступны, так как стоят дешевле, чем индивидуальные.
- Со специалистом или самостоятельно.
Большинство психологов использует арт-терапию как полезное дополнение к другим подходам и техникам консультирования. Но некоторые специалисты открывают собственные студии, где проводят только творческие занятия.
Длительность сессии может варьироваться: индивидуальное занятие — от 50 до 90 минут, а групповое — от 1 до 3 часов.
Арт-терапевт структурирует и направляет творческий процесс клиента. Он предлагает человеку разные упражнения для улучшения эмоционального состояния. В конце сессии психолог помогает интерпретировать художественные символы.
Арт-терапию можно проводить и без помощи психолога. Организовать себе домашнюю творческую «сессию» довольно легко. Сначала сформулируйте для себя цель. Например, она может звучать так: «Хочу снизить тревогу», «Хочу выразить свою злость», «Хочу подумать о своих желаниях». Затем выберите, чем конкретно вы хотите заняться — фотографированием, рисованием, лепкой, танцем или чем-то другим.
Теперь начните творить. Не обращайте внимания на какие-то ошибки или недочёты. Когда завершите работу, внимательно рассмотрите получившийся результат. Подумайте, какие чувства он у вас вызывает. Интерпретируйте художественные образы, которые вы создали, определите их индивидуальное значение.
Чтобы фиксировать результаты сеансов арт-терапии, можно вести дневник. Там стоит описывать, чем вы занимались и какое впечатление это на вас произвело.
Мифы об арт-терапии и реальность
В обществе распространено несколько популярных мифов про арт-терапию:
- Арт-терапия — это всего лишь рисование или раскрашивание картин. В реальности на сеансах клиент может взаимодействовать с большим количеством разных художественных средств.
- Арт-терапия — полноценная замена традиционным подходам в психотерапии. На самом деле это скорее дополнение к «классическим» сессиям с психологом.
- Арт-терапия помогает только детям. На практике она эффективно улучшает состояние и подростков, и взрослых, и пожилых людей.
- Арт-терапия подходит лишь творческим клиентам. В действительности ей могут заниматься все люди вне зависимости от наличия особых навыков, талантов и опыта.
- Арт-терапия не помогает с реальными проблемами. На самом деле в рамках комплексного лечения она эффективна в борьбе с депрессией, тревожностью, ПТСР и другими расстройствами.
- Арт-терапия проводится только очно. На практике её можно организовывать и в онлайн-формате, если сессия подразумевает обсуждение готового произведения искусства, например, чужой картины, фотографии, книги и т.д.
Преимущества и недостатки арт-терапии
У арт-терапии, как и у любого направления в психотерапии, есть свои сильные и слабые стороны.
Преимущества
- Этот подход помогает выражать эмоции тем людям, которым трудно понимать, что именно они чувствуют.
- Арт-терапия — действенный и безопасный способ снижения стресса и тревоги. Творческий процесс помогает абстрагироваться от повседневных забот и сфокусироваться на приятном моменте.
- Занятия творчеством повышают самооценку и уверенность в себе. Через приобщение к искусству человек развивает свою личность.
- Групповые сессии арт-терапии помогают выработать в человеке умение общаться, сотрудничать и относиться с эмпатией к окружающим.
Недостатки
- Арт-терапия — это не универсальный способ, помогающий всем людям с психологическими проблемами. Например, кому-то для анализа своих мыслей больше подойдёт когнитивно-поведенческая терапия, которая предлагает строго рациональные техники.
- Творческие занятия не дают мгновенных результатов, которые можно легко измерить. Терапия искусством влияет на человека постепенно. Поэтому сессии арт-терапии нужно посещать на протяжении нескольких месяцев, чтобы добиться стойкого эффекта.
- Арт-терапия со специалистом не всегда бывает доступна. Например, человек может в любой момент записаться на онлайн-сессию к обычному психологу, а вот найти в своём городе арт-терапевта для очного приёма уже будет труднее.
Методы и техники арт-терапии
Каждое направление в арт-терапии предлагает множество разных творческих упражнений. Давайте изучим именно те техники, которые можно легко использовать в домашних условиях.
Упражнения для детей
- Если ребёнок гиперактивен, его помогут замедлить и успокоить упражнения с песком. На пол нужно постелить газеты или бумагу, а сверху насыпать небольшую горку песка. Пусть ребёнок наберёт песок в две ладони, а затем начнёт медленно высыпать его вниз. Ему нужно стараться, чтобы песочные струи вырисовывали на поверхности одинаковые фигуры, например, круги, овалы, треугольники и т.д. Малыш должен пытаться одновременно двигать обеими руками.
- Чтобы помочь ребёнку справиться со злостью, обидой и другими негативными эмоциями, предложите ему потанцевать. Включите погромче какую-нибудь энергичную песню. Пусть ребёнок прыгает, машет руками и топает ногами, если захочет.
В этих же целях ребёнку можно заняться лепкой. Пусть активно мнёт пластилин, рвёт его на кусочки, бросает материал с высоты на стол, строит фигуры и разрушает их.
- Родитель может использовать игрушки, чтобы пообщаться с замкнутым ребёнком. Например, по поведению малыша заметно, что он чего-то боится, но напрямую не говорит об этом. В такой ситуации родителю нужно взять игрушку и спросить у ребёнка: «О чём думает эта игрушка? Ей страшно?». Малыш спроецирует собственные ощущения на игрушку и расскажет о своём состоянии.
- Если ребёнок слишком застенчив, в нём нужно пробудить творческую инициативу. Родитель может предложить малышу вместе придумывать сказки. Например, мама начинает рассказ, а дочь придумывает продолжение.
Упражнения для подростков:
- Дети с 15–16 лет начинают активно размышлять о своих личных потребностях. Подростку будет легче понять свои мечты, если он составит коллаж. Например, девушка может подобрать в Интернете несколько понравившихся картинок, распечатать их, вырезать и наклеить на большой лист бумаги. На коллаже стоит зафиксировать самые разные желания — поездка в путешествие, поход на концерт любимой группы, покупка какой-то дорогой вещи и т.д.
- Многие подростки сталкиваются с сильной тревогой, но не знают, что с ней делать. Избавиться от неё поможет изотерапия. Для упражнения нужно взять лист, карандаш и ластик. Пусть подросток схематично нарисует на бумаге образ, символизирующий конкретную тревожную ситуацию. Затем получившийся рисунок надо быстро стереть. Потом снова нарисовать этот же или другой образ тревоги и опять стереть его. Такие действия надо повторять несколько раз, пока подросток не перестанет ощущать тревогу.
- Если у подростка есть комплексы по поводу своей внешности, ему может помочь фототерапия. Пусть родитель организует для ребёнка профессиональную фотосессию. Через готовые фотографии подросток увидит себя глазами других людей. Ещё ребёнок может чаще самостоятельно фотографировать себя с разных ракурсов, чтобы принять свою внешность.
Упражнения для взрослых людей и пенсионеров:
- Чтобы быстро снять напряжение, можно воспользоваться антистресс раскрасками. Раскрашивание картинок из мелких элементов помогает сконцентрировать внимание на нынешнем моменте, а не думать о проблемах.
- Человека хорошо успокаивает повторение одинаковых движений. Поэтому для расслабления можно заняться рисованием мандал. Мандалы — необычные симметричные узоры на основе круга.
- Если вам нужно снять эмоциональное напряжение, попробуйте потанцевать в одиночестве. Когда никого не будет дома, включите нейтральную расслабляющую музыку, например, шум дождя или звуки леса. Закройте глаза и начните плавно двигаться. Постарайтесь ни о чём не думать, полностью погрузитесь в хаотичный танец.
- Чтобы улучшить отношения в паре, стоит попробовать совместное рисование. Супругам нужно взять один лист бумаги и цветные карандаши. Их задача — вместе нарисовать общую картину, не произнося ни слова. Партнёры поочерёдно рисуют различные элементы, дополняя друг друга.
- Если у вас есть проблемы с выражением эмоций, попробуйте изобразить их на бумаге. Сначала нарисуйте своё лицо так, как его видят окружающие люди. Рядом нарисуйте второй вариант лица, на котором отражены нынешние эмоции. Возможно, ваше «истинное» лицо грустное, злое или обиженное. Затем сравните два получившихся рисунка. Оцените, насколько велик разрыв между внешней «оболочкой» и вашим настоящим душевным состоянием.
- В пожилом возрасте человеку нужно суметь сохранить развитые когнитивные способности. Поэтому, чтобы предупредить появление деменции и других заболеваний, пенсионерам стоит развивать мелкую моторику. Для этого они могут создавать картины из кусочков разной ткани, рисовать, вязать или лепить из глины. Также пожилым людям рекомендуется заниматься танцами, чтобы поднимать себе настроение.
Среди различных техник арт-терапии для каждого человека найдётся подходящее упражнение. Регулярные занятия повышают любознательность, осознанность и способность к рефлексии. Арт-терапия не только улучшает психологическое состояние, но и развивает в человеке креативность и абстрактное мышление.