Главная
Блог
Арт-терапия в психологии
2017
#арт-терапия
13 февраля, 2024

Арт-терапия в психологии

440
20 мин.
Лилия Мишина
  • Арт-терапевт
  • Практикующий психолог
  • Кризисный коуч
  • Инструктор Нейрографики

Арт-терапия — направление в психотерапии, предполагающее выражение человеком мыслей и эмоций с помощью художественных средств (танец, фотография, рисунок, лепка, сочинительство сказок и прочее). Эффективность каждого из представленных ниже методов научно доказана.

Арт-терапия особенно эффективна для детей, подростков и пожилых людей, которые испытывают трудности с выражением своих мыслей и чувств. Ведь здесь важен не столько результат, сколько сам процесс творчества. Во время занятий человек свободен от чувства вины, и ему не нужно переживать о том, что его работа будет оценена с точки зрения эстетического восприятия или вызовет негативные отзывы.

Психотерапевт помогает клиенту проанализировать эмоциональное значение созданного объекта.

В арт-терапии нет ограничителей в виде «правильно» или «неправильно» для способов самовыражения. Формат сессии адаптируется под клиента. Ведь не всем удобно танцевать, а кто-то испытывает неприязнь к литературе или работе с песком. В таких случаях арт-терапевт подбирает тот вид творчества, который импонирует именно его клиенту. Вариантов множество: театр, просмотр и обсуждение фильмов, создание куклы и другие занятия.

Арт-терапией можно заниматься самостоятельно, например, для снятия стресса или расслабления, если соблюдать основные правила.

Цели и задачи арт-терапии

Цель арт-терапии — улучшение психологического состояния человека через занятие творчеством.

Задачи арт-терапии:

  • фокусировка на собственном состоянии, осознание переживаний;
  • сублимация негатива в безопасное, социально одобряемое действие;
  • получение положительных эмоций;
  • обучение клиента навыкам справления с социальными вызовами, реакциями, ситуациями (в плане реакций на них);
  • снятие психологического и физического напряжения, успокоение;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • улучшение самооценки;
  • получение навыков здоровой социальной коммуникации (при работе в группах);
  • развитие способности к самоанализу;
  • безопасное преодоление стресса и тревоги;
  • преодоление психологических проблем сексуального характера, посредством исследования своих чувств и переживаний, связанных с сексуальностью.

На арт-сеансах психолог создаёт комфортную и доверительную обстановку, в которой клиент чувствует себя свободно. Задача специалиста — помощь человеку в интерпретации художественных образов.

Применение арт-терапии в различных областях: психология, медицина, образование

Арт-терапия является эффективным методом помощи людям с различными психологическими, медицинскими и образовательными потребностями. В психологии она применяется для лечения психических расстройств, таких как тревожность, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство. Арт-терапевты используют художественные материалы и техники, чтобы помочь пациентам выразить свои эмоции и осознать свои внутренние конфликты.

В медицине арт-терапия применяется в реабилитации пациентов с физическими или неврологическими нарушениями, в психиатрии. Она может помочь улучшить моторные навыки, координацию движений и восстановление речевой функции. Исследование, проведённое в 2018 году Калифорнийским университетом, подтвердило положительный эффект арт-терапии на качество жизни пациентов после инсульта.

В образовании арт-терапия используется педагогами для развития творческого мышления и самовыражения у детей в школах и других образовательных учреждениях. Помогает улучшить память, внимание и концентрацию, а также развивает социальные навыки и эмоциональный интеллект.

Гранты до 40 000 ₽

Бесплатные обучающие материалы, бонусы,
скидки на обучение для подписчиков
нашего Telegram-канала

Преимущества и недостатки арт-терапии

У арт-терапии, как и у любого направления в психотерапии, есть не только свои сильные стороны, но и недостатки:

Результаты проявляются постепенно, а не сразу, что может влиять на мотивацию продолжать занятия.
Новое направление, к которому многие относятся с осторожностью.

Узнать больше и подробнее о профессии арт-терапевта и обучении вы можете здесь.

Если в вашем городе нет нужного специалиста, то на нашей платформе вы можете выбрать опытного арт-терапевта. Все психологи и психотерапевты в Smart настоящие эксперты в своих областях знаний. Об их специализации, компетенциях и опыте можно узнать в профиле. Вся информация достоверна, проверена службой безопасности площадки.

Виды арт-терапии по формату проведения занятий

Арт-терапия — это метод психокоррекции, основанный на использовании художественного творчества для достижения эмоционального и психологического благополучия. Существует несколько основных видов арт-терапии, каждый из которых имеет свои специфические принципы и подходы. Рассмотрим классификацию видов арт-терапии по формату.

Пассивная и активная

На сеансах чаще всего применяется именно активная арт-терапия. Психолог даёт клиенту задания, например, изобразить свой страх карандашом на бумаге. Человек сам выбирает, с помощью каких инструментов он будет это делать. Когда рисунок будет закончен, клиент вместе с психологом проанализирует получившиеся художественные образы, постарается раскрыть спрятанные в них смыслы.

Во время пассивной арт-терапии человек фокусируется на оценке и интерпретации чужих художественных произведений: слушает песни, читает книги, рассматривает картины и т. д. Психолог обсуждает вместе с клиентом его впечатления. Он рассказывает о своих ассоциациях и чувствах. Творчество других людей даёт возможность человеку лучше понять себя, задуматься над какими-то незнакомыми гранями своей личности.

Индивидуальная и групповая

Индивидуальная арт-терапия полезна, когда клиенту необходима проработка его глубоких личных психологических проблем, например, при лечении ПТСР. Одиночное занятие проводится, если человек находится в угнетённом эмоциональном состоянии при депрессии.

Индивидуальная арт-терапия применяется для целенаправленной коррекции поведенческих паттернов у детей. Обычно ребята ведут себя дисциплинированнее, если остаются с психологом один на один, а не в группе. Особенно это касается подростков, для которых важны вопросы конфиденциальности.

Во время коллективных сеансов клиенты работают как индивидуально, так и сообща. Например, несколько человек могут вместе рисовать одну большую картину, но под наблюдением или кураторством ведущего. По итогам сеанса клиенты рассматривают свои и чужие работы.

Групповые сессии особенно полезны людям, у которых есть проблемы с социальным взаимодействием или одиночеством. Клиенты преодолевают стеснение, много общаются. Творчество сближает их и делает увереннее. Участие в творческой группе даёт участникам чувство принадлежности к коллективу.

Со специалистом или самостоятельно

Большинство психологов использует арт-терапию как полезное дополнение к другим подходам и техникам консультирования. Но некоторые специалисты открывают собственные студии, где проводят только творческие занятия. Есть психологи, которые проводят терапевтические арт-занятия только с одной или несколькими группами людей по возрастному признаку или специфике психологических проблем, которыми они страдают. К примеру, это могут быть дети-подростки или клиенты с тревожными расстройствами личности.

Арт-терапевт структурирует, направляет и контролирует творческую деятельность клиента. Он предлагает человеку разные упражнения для улучшения эмоционального состояния. В конце сессии психолог помогает интерпретировать художественные символы.

Арт-терапию можно проводить и без помощи психолога, правда, её эффективность будет выше, если метод использовать для решения нетяжелых психологических проблем: снять стресс, снизить тревожность, для выявления причин происходящего из разряда «Что именно меня беспокоит» или «Я не понимаю причин своего поведения в ситуации».

 

Как заняться арт-терапии дома без психолога

Организовать себе домашнюю творческую терапевтическую «сессию» несложно. Сначала сформулируйте для себя цель. Например, она может звучать так: «Хочу снизить тревогу», «Хочу выразить свою злость», «Хочу понять свои желания». Затем выберите, чем конкретно вы хотите заняться — фотографированием, рисованием, лепкой, танцем или чем-то другим. Перед тем, как приступите к занятию отложите телефон и другие девайсы, которые вас могут отвлекать.

Теперь начните творить. Не обращайте внимания на какие-то ошибки или недочёты. Когда завершите работу, внимательно изучайте получившийся результат. Подумайте, какие чувства он у вас вызывает. Интерпретируйте художественные образы, которые вы создали, определите их значение.

Чтобы фиксировать результаты сеансов арт-терапии, можно вести дневник. Там стоит описывать, чем вы занимались и какое впечатление это мероприятие/действие на вас произвело, какие чувства вы испытывали в процессе и какие вызвал результат, какие особенности в своего творческого восприятия вы заметили в ходе занятия. Ведение дневника само по себе оказывает очень сильное терапевтическое воздействие, а в сочетании с арт-терапией облегчает рефлексию и самопознание.

Виды арт-терапии по форме деятельности

В последние годы интерес к арт-терапии значительно возрос, и учёные, психологи практики продолжают внедрять новые направления арт-психотерапии через новые виды искусства и творчества. Так, в конце XX века в России появилась сказкотерапия, которую уже многие психотерапевты активно применяют в своей практике для работы с детьми и взрослыми клиентами.

Куклотерапия

Куклотерапия позволяет людям выразить свои эмоции и переживания через игровые ситуации с помощью кукол. Куклы становятся своего рода медиаторами между клиентом и терапевтом, что облегчает коммуникацию и работу над целым спектром психологических проблем.

На занятиях клиент выполняет практические упражнения:

  • Создание кукол. Выражение своего творческого потенциала, воплощение своих внутренних образов в реальные.
  • Игра с куклами. Исследование своих внутренних переживаний и отношений с другими людьми в безопасной обстановке.
  • Составление историй с куклами. Выражение своих чувств и переживаний в символической форме.

Метод эффективен в работе с детьми, подростками и взрослыми людьми:

  • Дети. Развитие фантазии, проработка социальных навыков, самовыражение.
  • Подростки. Эмоциональные проблемы, трудности с самоидентификацией, самовыражением, коррекция поведения, снижение тревоги.
  • Взрослые. Осознанию своих эмоций, поиск решений в сложных жизненных ситуациях, рефлексия, релаксация.

Исследования показывают положительную динамику состояния психики клиентов после сеансов куклотерапии: уменьшается тревожность у детей, а взрослые справляются со стрессом и улучшают своё эмоциональное самочувствие.

Фототерапия

Во время сессии клиент с психологом работают с фотографиями. Это могут быть готовые изображения или клиент сам будет их создавать. Сюжет изображения как правило, связан с тем, что беспокоит клиента. Так, человек, который переживает некоторые последствия психологической травмы, может работать со старой фотографией, обращаться к ней как к подсказке, чтобы исследовать свои воспоминания и чувства. Это помогает ему справиться с травмой и двигаться дальше.

Работа с фотографией помогает людям:

  • выражать себя;
  • определить область интересов;
  • работать со своими эмоциями;
  • рефлексировать;
  • осознавать свои потребности и цели;
  • развивать самосознание.

Метод эффективен в лечении депрессии, тревожных расстройств, ПТСР, фобий.

Игротерапия

Игротерапия использует игры для развития и укрепления эмоциональной и социальной сферы человека. Игровая деятельность стимулирует творческое мышление, помогает развить воображение и способствует самовыражению.

Игры применяются в работе с детьми и взрослыми, которые испытывают психологические или эмоциональные трудности. Она может быть полезной при лечении депрессии, тревожных расстройств, проблем социализации и других психических заболеваний.

В ходе игры клиент вступает в контакт со своими эмоциями и переживаниями через символическое действие. Играющий часто создаёт метафорические образы или ситуации, которые отражают его внутренний мир. Терапевт помогает интерпретировать эти символы и поддерживает клиента в его самовыражении.

Игротерапия может проводиться как индивидуально, так и в группах с несколькими участниками одновременно. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, где созданы условия для игр. Занятия могут состоять из разных упражнений. В процессе клиент осознанно или бессознательно прорабатывает свои психологические проблемы:

  • Создание игр. Выразить свой творческий потенциал и воплотить свои внутренние образы в реальность.
  • Игра с другими людьми. Исследовать свои отношения с другими людьми в безопасной и условной обстановке.
  • Рассказ игр. Выразить свои чувства и переживания в символической форме.

Изотерапия

Изотерапия — использование изобразительного искусства для решения психологических проблем и развития личности через творчество с помощью красок, карандашей, глины, аппликации, лепки и других средств.

Во время сессии человек выражает свои эмоции, мысли или переживания в форме художественного произведения. Это может быть рисунок, живопись, скульптура или коллаж. Важно, что и клиент, и психолог осознают, что цель не сделать «красиво», а важен сам процесс самовыражения. Специалист создаёт и поддерживает условия безопасной и доверительной атмосферы во время сеанса, чтобы клиент мог раскрыться в ходе арт-творчества. Отсутствие элементов критики или оценки — важное условие изотерапии, без которого мероприятие утратит весь терапевтический эффект.

Исследования показали, что сеансы изотерапии эффективны для:

  • снижения стресса и тревожности;
  • выхода из депрессивного состояния;
  • повышения самооценки и самопонимания;
  • развития творческого мышления и коммуникативных навыков.

Одним из интересных аспектов терапевтического рисования является использование объекта искусства как инструмента для анализа и интерпретации эмоций, переживаний клиента. Подходит для терапевтической работы с клиентами любого возраста.

Песочная терапия

Песочная терапия — это один из видов арт-терапии, основанный на использовании песка. Основана на теории, что песок является естественным материалом, который может помочь людям расслабиться, снять стресс и выразить свои внутренние переживания. Во время сеанса клиенту предлагается выполнять определённые действия с песком. Он может бессистемно создавать разные фигуры, композиции или выполнять конкретное задание терапевта. При этом терапевт наблюдает за процессом и задаёт вопросы, помогая клиенту разобраться в своих чувствах и мыслях.

Основными принципами песочной терапии являются свобода выражения и безоценочность. Пациент без слов, не вербально высказывает свои внутренние переживания через манипуляции с песком.

Помимо психотерапевтического эффекта, во время проведения сессии развивается мелкая моторика. Клиенты используют пальцы и руки для создания различных образов, сюжетов. Эти действия требуют координации движений, силы и ловкости пальцев, а также развития тактильной чувствительности. Этот косвенный позитивный эффект особенно полезен для детей с задержкой развития, аутизмом или другими нарушениями.

 

Театральная терапия

Терапевтический театр – это метод арт-терапии, использующий театральные техники для:

  • коррекции поведения;
  • развития креативности;
  • обучения необходимым навыкам, например, межличностных коммуникаций;
  • самопознания;
  • развитие уверенности в себе;
  • раскрытие внутренних сил;
  • формирование целостной личности.

Терапевтический сеанс проходит в несколько этапов. Сначала психолог знакомится с клиентом и его запросом, они вместе обсуждают цели и задачи, которые они хотят достичь в рамках терапии. Потом психолог подбирает театральные техники, которые будут наиболее эффективны для решения проблем клиента и впоследствии он активно участвует в выбранных упражнениях, играх и импровизациях.

Важный и завершающий этап — рефлексия. Клиент и психолог обсуждают чувства, эмоции и опыт, полученный в ходе сеанса.

Техники терапевтического театра:

  • Психодрама. Разыгрывание сценок из жизни клиента.
  • Театр теней. Создание теней с помощью рук, тела или предметов.
  • Сказкотерапия: сочинение сценария для постановки и разыгрывание сказок по ролям.
  • Playback-театр: разыгрывание историй, постановка номера по сюжету истории, рассказанной клиентом.
  • Театр масок: создание и ношение масок.
  • Психологический театр: метод проекции.

Применение:

  • возрастные и экзистенциальные кризисы;
  • межличностные и внутриличностные проблемы;
  • психосоматические невротические расстройства;
  • физическое здоровье и постстрессовые ситуации.

Метод универсален и подходит для людей всех возрастов. Дети во время сессии знакомятся с миром, учатся общаться, получают навыки социализации, коммуникации и построения здоровых отношений с окружающими. В ходе занятий взрослые снижают уровень тревоги и стресса, рефлексируют, ищут новые смыслы или переоценивают старые. Семьи и коллективы, например, творческие или профессиональные улучшают взаимоотношения между членами группы, работают с конфликтами, повышают в среде участников уровень доверия и поддержки.

Библиотерапия

Библиотерапия — метод психологической коррекции, основанный на чтении специально подобранной литературы.

  • Коррекционное чтение направлено на развитие психических процессов.
  • Чтение, пересказ и сочинительство воздействуют на чувства и эмоции человека.
  • Чтение облегчает поиск решения жизненных проблем, развить фантазию и критическое мышление.

Основные цели:

  • Коррекционный: помогает найти новые модели поведения.
  • Психокоррекционный: помогает осознать скрытые переживания и пересмотреть способы проявления эмоций.

Методики проведения занятий:

  • Чтение вслух. Обсуждение прочитанного в группе.
  • Пересказ. Анализ ситуации с разных точек зрения.
  • Сочинение. Создание модели поведения в ситуации, которая вызывает сложности.
  • Иллюстрация. Диагностика психоэмоционального состояния.
  • Отождествление. Расширение границ восприятия.
  • Самостоятельное чтение. Дискуссия по прочитанному.

Работа с литературными произведениями — доступный, безопасный и эффективный метод для самопознания, саморазвития и личностного роста. Роль чтеца помогает прожить прочувствовать и осознать собственные состояния, потребности, а роль автора позволяет человеку выразить заблокированные чувства и эмоции, найти решения своих проблем. Есть книги с терапевтическим эффектом, их можно читать самим себе или своим детям самостоятельно.

Музыкотерапия

Это метод лечения и реабилитации, основанный на использовании музыки в качестве средства воздействия на психическое и физическое состояние человека. В зависимости от ситуации психотерапевт использует разные элементы музыки:

  • Музыка воздействует на мозг, вызывая различные эмоциональные и физиологические реакции.
  • Ритм, мелодия и гармония могут успокаивать, возбуждать, расслаблять и стимулировать.
  • Музыка помогает выразить чувства, справиться со стрессом и улучшить качество жизни.

Формы и методы:

  1. Рецептивная. Пассивное прослушивание музыки, подобранной специалистом. Используется для расслабления, снятия тревоги и улучшения настроения.
  2. Активная. Вокальные упражнения, игра на музыкальных инструментах, танцы. Помогает развить коммуникативные навыки, повысить самооценку и улучшить координацию, выйти из зоны комфорта в безопасной среде.
  3. Творческая. Сочинение музыки, импровизация. Способствует самовыражению, раскрытию творческого потенциала и поиску новых идей, гармонизации эмоционального состояния.

Музыкотерапия эффективна для лечения психических и физических заболеваний:

  • помогает людям с депрессией, тревожными расстройствами, ПТСР, синдромом Аспергера и СДВГ;
  • полезна для людей с неврологическими заболеваниями или травмами после инсульта.

Музыка также оказывает сильный терапевтический эффект на клиента, которому важно:

  • снизить уровень стресса;
  • улучшить настроение, самооценку, память и внимание;
  • облегчить переживание болезненных состояний, связанных с утратой близких, адаптацией, реабилитацией.

Музыка — это мощный инструмент, который может изменить жизнь человека к лучшему.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия основана на использовании движения и танца для улучшения физического и эмоционального состояния клиента. Эта форма воздействия на психику человека имеет долгую историю применения в различных культурах и обществах.

Во время сессии клиенты используют танец и движение чтобы:

  • выразить свои эмоции и чувства, которые могут быть трудными для выражения в словах;
  • исследовать свои внутренние переживания и понять себя;
  • развивать навыки общения и взаимодействия с другими людьми;
  • справится со стрессом;
  • снизить тревожность;
  • улучшить настроение;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Занятия могут состоять из разных упражнений:

  • Свободное движение в соответствии со своими чувствами и эмоциями.
  • Структурированное движение по инструкции арт-терапевта.
  • Танец-импровизация. Клиенты создают собственный танец, чтобы выразить свои чувства, переживания.

Техники арт-терапии: от экспрессивного рисования до хендмейда

Через рисунок человек передаёт свои чувства и переживания, которые ему сложно выразить словами. Методика помогает разработать инсайты и осознание собственных эмоций. Часто в ходе экспрессии в рисунке клиенты получают неожиданное понимание причин своих проблем и по-новому посмотреть на ситуацию.

Другой популярной техникой арт-терапии является крафт-терапия. По-простому — рукоделие, когда человек создаёт что-то красивое, удобное или нужное своими руками из доступных ресурсов. Созидание стимулирует креативность, улучшает моторные навыки и помогает снять стресс. Главное, чтобы никто не вмешивался с советами и рекомендациями, а главной градацией качества арт-объекта был сам процесс и чтобы он нравился своему творцу.

Мужская и женская арт-терапия

Мужчины и женщины обычно имеют различный опыт жизни, социальные роли и ожидания, что может отразиться на выборе творческих методов и целях арт-терапии. В книге «Гендер и различия в арт-терапии» под редакцией Сьюзен Хоган приведены результаты исследований, которые показали, что мужчины часто предпочитают более активные формы выражения, такие как рисование или скульптура, чтобы выразить свою эмоциональность или пройти через трудности. Женщины же склонны к использованию более мягких материалов, таких как танец, текстиль или глина, чтобы создавать символические образы своего мироощущения.

Причины этого различия часто заключаются в гендерных стереотипах, которые по-прежнему влияют на представления людей о мужской и женской идентичности. Мужчинам может быть сложно выразить свои эмоции открыто, поэтому более активные формы творчества позволяют им косвенно выразить свои переживания.

Арт-терапия дома

  • Домашняя арт-терапия — отличная возможность заняться творчеством и самопознанием без посещения специалиста. Начать можно с простых упражнений, рисунком или составлением коллажа по принципу «Доска/карта желаний».
  • Выбирайте материалы, с которыми вам нравятся работать.
  • Организуйте своё рабочее место, чтобы создать комфортную атмосферу для творчества. Выберите время, когда вы чувствуете себя наиболее расслабленным и сконцентрированным. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте разные цвета, формы и текстуры для выражения своих эмоций. Главное здесь не результат, а процесс и его интерпретация.
  • Важной частью домашней арт-терапии является саморефлексия и анализ созданных работ. После каждой сессии психологи рекомендуют обязательно записывать свои мысли и чувства, которые вызвало творчество. Это поможет вам лучше понять себя и свои эмоции.

Упражнения для релаксации

Дома в спокойной обстановке, в привычных условиях, можно выполнять медитативные упражнения с акцентом на творчестве. При их выполнении человек сосредотачивается на процессе и получает удовольствие от творчества.

Рисование мандалы. Мандалы — это геометрические фигуры, которые часто используются в медитации. Они могут помочь вам сосредоточиться на том, что происходит сейчас и развить творческие способности.

Для этого упражнения вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте круг. Затем начните заполнять круг геометрическими фигурами, узорами или цветами. Не думайте о том, как будет выглядеть мандала, просто наслаждайтесь процессом творчества.

Рисование пейзажа. Методика поможет вам расслабиться и успокоить ум.

Для этого упражнения вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Найдите тихое место, где вас никто не будет отвлекать. Закройте глаза и представьте себе красивый пейзаж. Затем откройте и начните переносить на бумагу то, что видите в своём воображении. Понять, что арт-упражнение оказалось успешно выполнено легко. Как только вы ощутили внутренний покой, значит, ваша цель достигнута, а занятие можно считать выполненным.

Рисование абстрактной картины. Поможет вам развить творческие способности и воображение.

Для этого упражнения вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Начните рисовать любые формы или узоры, которые приходят вам в голову. Не пытайтесь создать что-то конкретное, просто экспериментируйте, фантазируйте, делайте.

Лепка. Лепка может помочь вам расслабиться и снять стресс.

Для этого упражнения вам понадобится пластилин или глина. Выберите объект, который вы хотите слепить, и начните работать с материалом. Не думайте о том, как будет выглядеть объект, просто наслаждайтесь процессом лепки.

Танец. Это отличный способ расслабиться и выразить свои эмоции.

Для этого упражнения вам понадобится музыка, которая вам нравится. Закройте глаза и слушайте музыку. Затем начните двигаться в соответствии со своими чувствами. Не пытайтесь танцевать красиво, просто позвольте себе двигаться свободно. Уделяйте танцам 15–20 минут в день, чтобы зарядиться энергией или, наоборот, расслабится, сбросить напряжение.

Эти упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Они не требуют никаких специальных навыков или подготовки. Попробуйте выполнить одно из этих упражнений и посмотрите, как оно повлияет на вас.

Упражнения для снятия стресса

Создание коллажа. Включает в себя сбора разных изображений, фотографий или текстов и их компоновки на одной поверхности. Такая работа помогает выразить свои чувства и мысли через выбор конкретных изображений или слов.

Создание «арт-журнала». Это инструмент самопознания, который комбинирует в себе рисование, письмо и коллаж. Позволяет выразить свои эмоции и мысли на страницах журнала, а также провести время над раздумьями в саморефлексии.

Упражнения для детей

Песочная терапия поможет родителям успокоить гиперактивных детей в состоянии возбуждения. На пол постелите газеты или бумагу. Насыпьте небольшую горку песка. Пусть ребёнок наберёт песок в две ладони и медленно высыпает его вниз, стараясь вырисовывать одинаковые фигуры. Малыш должен одновременно двигать обеими руками.

Чтобы помочь ребёнку справиться со злостью, обидой и другими негативными эмоциями, предложите ему потанцевать. Включите погромче какую-нибудь энергичную песню. Пусть ребёнок прыгает, машет руками и топает ногами, если захочет.

Используйте игрушки, чтобы пообщаться с замкнутым ребёнком. Например, по поведению малыша заметно, что он чего-то боится, но не говорит об этом. Возьмите игрушку и задайте ребёнку вопросы: «О чём думает эта игрушка? Ей страшно?». Малыш спроецирует собственные ощущения на игрушку и расскажет о своём состоянии. Внимательно слушайте ответы, задавайте простые наводящие вопросы, чтобы расширить их. Старайтесь вести диалог в известных/понятных ребёнку выражениях: «Зайка плачет, почему? Ему холодно или грустно?».

Упражнения для подростков

Не всегда дети подросткового возраста способны осознавать, что их что-то тревожит, но родители или педагоги, видя беспокойство ребёнка, могут подсказать им нетрудные упражнения с терапевтическим эффектом:

  1. Дети с 15–16 лет начинают активно размышлять о своих личных потребностях. Подростку будет легче понять свои мечты, если он составит коллаж. Например, девушка может подобрать в интернете несколько понравившихся картинок, распечатать их, вырезать и наклеить на большой лист бумаги. На коллаже стоит зафиксировать самые разные желания — поездка в путешествие, поход на концерт любимой группы, покупка какой-то дорогой вещи и т. д.
  2. Многие подростки сталкиваются с сильной тревогой, но не знают, что с ней делать. Избавиться от неё поможет рисование. Для упражнения нужно взять лист, карандаш и ластик. Пусть подросток схематично нарисует на бумаге образ, символизирующий конкретную ситуацию, которая вызывает опасения или беспокойство. Затем получившийся рисунок надо быстро стереть. Потом снова нарисовать этот же или другой образ собственной тревоги и опять стереть его. Такие действия надо повторять несколько раз, пока ребёнок не перестанет ощущать тревогу.
  3. Если у подростка есть комплексы по поводу своей внешности, ему могут помочь занятия фотографией. Пусть родитель организует для ребёнка профессиональную фотосессию. Через готовые фотографии подросток видит себя глазами других людей. Ещё ребёнок может чаще самостоятельно фотографировать себя с разных ракурсов, чтобы прийти к принятию своих внешних данных.

Упражнения для взрослых людей

Чтобы быстро снять напряжение, можно воспользоваться антистресс-раскрасками. Раскрашивание картинок из мелких элементов помогает сконцентрировать внимание на нынешнем моменте, а не думать о проблемах.

Человека хорошо успокаивает повторение одинаковых движений. Поэтому для расслабления можно заняться прорисовкой мандал, необычных симметричных узоров на основе круга.

Если вам нужно снять эмоциональное напряжение, попробуйте потанцевать в одиночестве. Когда никого не будет дома, включите нейтральную расслабляющую музыку, например, шум дождя или звуки леса. Закройте глаза и начните плавно двигаться. Постарайтесь ни о чём не думать, полностью погрузитесь в хаотичный танец. 

Чтобы улучшить отношения в паре, стоит попробовать совместное рисование. Супругам нужно взять один листок и цветные карандаши. Их задача — вместе создать общую картину, не произнося ни слова. Партнёры поочерёдно рисуют различные элементы, дополняя друг друга.

Если у вас есть проблемы с выражением эмоций, попробуйте изобразить их на бумаге. Сначала нарисуйте своё лицо так, как его видят окружающие люди. Рядом нарисуйте второй вариант лица, на котором отражены нынешние эмоции. Возможно, ваше «истинное» лицо грустное, злое или обиженное. Затем сравните два получившихся рисунка. Оцените, насколько велик разрыв между внешней «оболочкой» и вашим настоящим душевным состоянием.

В пожилом возрасте человеку нужно суметь сохранить развитые когнитивные способности. Поэтому, чтобы предупредить появление деменции и других заболеваний, пенсионерам стоит включить в свой досуг занятия, которые развивают мелкую моторику. Для этого они могут создавать картины из кусочков разной ткани, вязать или лепить из глины. Также пожилым людям рекомендуется заниматься танцами, посещать групповые занятия, чтобы поднимать себе настроение и поддерживать социальные связи.

Мифы об арт-терапии и реальность

В обществе распространено несколько популярных мифов про арт-терапию:

  1. Арт-терапия — это всего лишь рисование или раскрашивание картин. В реальной жизни на сеансах клиент может взаимодействовать с большим количеством разных художественных средств.
  2. Арт-терапия — полноценная замена традиционным психотерапевтическим практикам. На самом деле это скорее дополнение к «классическим» сессиям с психологом.
  3. Арт-терапия помогает только детям. На практике она эффективно улучшает состояние и подростков, и взрослых, и пожилых людей.
  4. Арт-терапия подходит лишь творческим клиентам. В действительности ей могут заниматься все люди вне зависимости от наличия особых навыков, талантов и опыта.
  5. Арт-терапия не помогает с реальными проблемами. На самом деле в рамках комплексного лечения она эффективна в борьбе с депрессией, тревожностью, ПТСР и другими расстройствами.
  6. Арт-терапия проводится только очно. На практике можно организовывать и дистанционные сессии, в рамках которых будет проводится работа с готовым произведением искусства, например, чужой картины, фотографии, книги и т. д.

Среди различных техник арт-терапии для каждого человека найдётся подходящее упражнение. Регулярные занятия повышают любознательность, осознанность и способность к рефлексии. Современная арт-терапия не только улучшает психологическое состояние, но и развивает в человеке креативное начало и абстрактное мышление, а в рамках клинической медицины облегчает реабилитацию пациентов.

Оцените статью

Рейтинг 5 / 5. Голосов: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную