Главная
Блог
Братья и сестры: укрепление связей и разрешение конфликтов между детьми

Братья и сестры: укрепление связей и разрешение конфликтов между детьми

Причины ссор между братьями и сестрами

В нашем мире сложно встретить семью, в которой отношения между детьми были бы безоблачно приятными. Один из самых распространенных комментариев: «В детстве мы всегда дрались с братом/ сестрой, но сейчас хорошо общаемся». В чем причина конфликтов между детьми, и откуда со временем появляется любовь?

В детском возрасте отношения проходят период становления, каждый человек впервые сталкивается с разного рода социальным взаимодействием. Если про коммуникацию с родителями примерно понятно, что взрослые — главные, а я маленький, то в отношениях с братом или сестрой не все однозначно. Братья и сестры создают в жизни человека первый опыт научения разным способам реагирования на проверку личных границ, формируют стиль поведения в конфликтной ситуации и, в конечном счёте, влияют на стратегии взаимодействия со своим либо противоположным полом.

Порядок рождения

Кем вы были в своей собственной родительской семье: младшим или старшим ребенком? Традиционно считается, что порядок рождения детей в семье формирует определённое ролевое поведение, на основе которого закладывается множество жизненных сценариев.

Старший ребенок рождается первым, и до момента появления второго ребенка некоторое время является единственным, это прекрасный период жизни, когда всё внимание родителей посвящено только ему, ни с кем не нужно делить комнату, игрушки и договариваться, куда пойдем гулять. Золотой период одиночества старшего ребенка завершается в момент, когда родители предлагают завести братика/сестричку, некоторые малыши даже могут просить «родить ещё кого-то, чтобы с ним можно было играть», однако не каждый ребенок отдает себе отчет в том, как изменится его жизнь с появлением нового члена семьи.

Рождение второго ребенка часто является «свержением с трона» старшего ребенка, единоличное обладание вниманием родителей завершено, многие дети впервые испытывают невыносимое чувство ревности, ведь появляется другой малыш, которому уделяют больше времени, вместе с тем родители заявляют: «ты теперь старший, и ты должен …». Часто родители досрочно завершают период детства старшего ребенка, возлагая на него часть ответственности за младшего, вменяя некоторые мелкие обязанности по присмотру за малышом.

Считается, что именно старшие дети вырастают более ответственными и надежными. Негласный внутренний конфликт позиции старшего ребенка: «я тоже ребенок и имею право на ….». Невольное сравнение детей приводит родителей к выводу, что забота и уход всегда больше важны новорожденному, однако для старшего ребенка в этот момент наступает период калибровки ощущений, «насколько я все ещё любим своими родителями». Несмотря на формальное осознание, что грудной брат/сестра менее самостоятелен, субъективное ощущение старшего ребенка всегда будет сквозь призму оценки «нужен ли я ещё им?» 

Стратегии привлечения внимания взрослого

В качестве проверки и доказательства своей значимости, а также в рамках высокой потребности привлечь к себе внимание ребенок может использовать две ключевые стратегии.

Первый вариант – стараться добиваться максимальных успехов в учебе/ спорте/ увлечениях, чтобы привлечь позитивное внимание родителей;

Второй вариант – уходить в негативные способы проявления себя как в социуме, так и в семье: всевозможные виды зависимостей, конфликты со сверстниками/ учителями, любые иные способы завладеть вниманием значимых близких людей. Интуитивно если ребенок не получает позитивного внимания родителей, он готов довольствоваться даже их криком и наказаниями, но внутреннее он получает факт признания: «мы тебя замечаем, мы уделяем тебе время».

Как вести себя со старшим ребёнком

Рецепт психолога: ключевой момент коммуникации со старшим ребенком состоит в том, что независимо от возраста он всё равно ребенок, и нуждается во внимании и любви своих родителей, поэтому важно не забывать о необходимости поддерживать его как минимум не реже, чем второго ребенка.

А как обращаться с младшим?

Младший ребенок приходит в семью по очереди вторым или даже третьим и более. На момент рождения в его картине мире он изначально не является единственным ребенком у своих родителей, поэтому само наличие старшего брата/сестры считается данностью, лишь только с возрастом в процессе сравнения с семьями других детей он может осознать, что иногда бывает иначе.

Большую часть жизни над младшим ребенком довлеет участь «не первого», а значит, на каждом новом этапе жизни родители сравнивают его успехи и промахи со старшим, временами пытаясь избежать своих прошлых ошибок и уберечь от возможных негативных последствий. В этом процессе для родителей главное отделить свои значимые конструктивные выводы из воспитания первого ребенка от собственных страхов быть «неидеальным родителем». Попытки оградить ребенка от ужасов внешнего мира, чтобы он не стал «таким как брат/сестра» бессмысленны, каждый человек уникален, и двух одинаковых детей невозможно воспитать, на одни и те же ситуации у каждого ребенка одних и тех же родителей будет своя личная реакция и собственный вывод о том, как действовать, исходя из подобных условий в будущем. 

В ходе взросления младший ребенок часто ориентируется на старшего, пытается угнаться за его ростом и развитием, но может получать обратную связь от родителей: «ты ещё мал для этого». Малыш может испытывать агрессию, как на родителей, так и на брата/сестру за то, что ему не разрешают делать что-то, ограничивают в правах или возможностях, как ему кажется без особых на то оснований. 

Выгодным моментом для младшего ребенка является требование родителей в адрес старшего ребенка: «уступи, он же ещё маленький». Манипуляция своей детскостью, беспомощностью и слезами – одна из частых стратегий младших детей; до тех пор, пока ребенок находится в самой младшей позиции – он крайняя надежда родителей на создание «идеального ребенка», если с первым они уже почувствовали, что многое не совсем получилось, то значит, для счастья и комфорта младшего родители могут идти на большие уступки и поблажки, на самом деле, поддаваясь детской манипуляции. Основной внутренний конфликт позиции младшего ребенка: «я уже достаточно взрослый, чтобы …».

Рецепт психолога: крайне важно вовремя в зависимости от возраста младшего ребенка подмечать, для каких действий он уже достаточно вырос, и не пытаться искусственно удерживать его детскую позицию, при этом стараться не включаться на манипулятивные провокации малыша, когда он общается из позиции маленькой безвольной жертвы старшего брата/сестры.

Как создать идеальные отношения между детьми?

Мы часто находимся в поисках ответа на вопрос: «как создать идеальные отношения между детьми, чтобы не было ссор?», но, к сожалению, мир состоит из конфликтов и примирений, задача родителей научить детей решать спорные ситуации, а не избегать их. Именно наличие братьев и сестер в семье позволяет ребенку научиться первым социальным взаимодействиям с людьми его уровня.

Взрослые всегда идут на уступки, часто создают комфортные условия и не пытаются ничего отобрать, а брат или сестра, находясь в той же позиции ребенка, научают малыша коммуникации между равными партнерами, искусству донести свою позицию, найти компромисс, кто-то впервые находит выход в манипуляции и позицию жалобщика, кто-то наоборот, становится сильным и выносливым.

Роль родителя в подкреплении выбранной ребенком стратегии достаточно велика: если после рыданий или скандала ребенок побеждает в споре с братом/ сестрой, то постепенно именно такой путь становится любимым способом решения конфликта. Если же родитель независимо от эмоций обид, слез и агрессии находит компромиссное решение, то дети научаются конструктивной стратегии и умению договариваться. Часто взрослые сдаются перед детским плачем, исходя из собственной неспособности выдерживать чужие негативные эмоции, а также из желания любой ценой быстро прекратить истерику ребенка, которая создает личный дискомфорт. Ситуация становится вдвойне напряженной, если истерика у ребенка происходит в общественном месте, у взрослого в этот момент возникает сразу два страха: потерять контроля над поведением ребенка и боязнь показаться окружающим людям плохим родителем.

Рецепт психолога: если вашим поведением управляет страх, значит, вы не способны действовать здраво. Окружающие люди имеют право на свои эмоции и выводы, ребенок имеет право на свои эмоции, если у вас внутри существует четкое понимание, как сейчас вам необходимо правильно действовать, чужие эмоциональные всплески не должны через страх влиять на ваше решение.

Конкуренция за родительскую любовь

Каждый человек независимо от пола, возраста и национальности найдет хоть один момент в своей жизни, а то и несколько, когда в детском возрасте, он ощущал недостаток родительской любви. Проверьте сейчас на себе: в какой ситуации из прошлого вы почувствовали, что вас недостаточно любят? Когда показалось, что вас отвергли? Когда вы очень старались, но вас не похвалили? Когда не оценили или не заметили что-то важное для вас? Когда вам не купили то, то о чем вы долго мечтали? Вспомнили?

Если сейчас вы уже являетесь родителем, то для вас важные замечания. По субъективным ощущениям ребенка никогда родительской любви не будет достаточно, каким бы прекрасным родителем вы ни были по сравнению с вашим папой или мамой, ваш малыш найдет и в вас недостатки, просто попытайтесь принять вашу неспособность стать «идеальным» и будьте настоящим, любящим родителем.

Дефицит абсолютной родительской любви всегда рождает между детьми дополнительный азарт конкурентной борьбы за нее; сравнительный компонент, как внешний, через вербальные послания родителей, так и внутренний, через мысли и установки самого ребенка побуждают поиска ответа на извечные вопросы: «кого же родители любят больше?», «каким мне быть, чтобы победить в битве за их любовь и внимание?»

Родительский вклад

Мы создали мир, в котором оценочные суждения и конкуренция должны порождать рост и развитие, однако для хрупкой детской психики порой негативная обратная связь становится источником комплексов. Родители могут давать ребенку прямое внушение: «я люблю тебя, когда ты такой … или не такой как …»; в результате попытка соответствовать определенным ожиданиям и вероятность стать любимым ребенком запускают в детях необходимость становиться теми, кого хотят видеть в них родители.

Наиболее ярко работают сравнения с чужими детьми или собственными братьями/ сестрами: «в твоем возрасте сестра уже….», «не смей быть таким, как твой брат …»; оценивая ресурсы и качество жизни брата/сестры, ребенок формируется представление о том, как ему добиться большей родительской любви и внимания.

Зачастую родители могут стимулировать детей, начиная открытые соревнования за качество оценок, за количество помощи по дому, по итогам рейтинга происходит награждение победителей, параллельно формируется соперничество между детьми. В любом состязании независимо от лозунга «главное участие» будет проигравший ребенок, который спустя годы вспомнит этот случай в кабинете психолога под условным названием: «папа всегда любил сестру больше за ее успехи».

Рецепт психолога: профессиональный спорт или стремление к высоким достижениям по жизни в большинстве своем построены на человеческих неврозах: «будь каким-то» или «не будь каким-то», во многом именно путем жесточайшей компенсации самого себя настоящего, люди добиваются невероятных успехов, однако в основе всего неистовая потребность получить, наконец, родительскую любовь и принятие, сколько ещё медалей и денег нужно завоевать, чтобы стать тем, кого полюбят безо всяких дополнительных опций, просто по факту рождения. Создавая условия конкурентной среды, задумайтесь, какой путь к успеху для своего малыша вы хотели бы сформировать.

Борьба за авторитет

Когда позитивные аспекты в виде возможности играть с братом /сестрой уже перестают быть столь значимыми, может наступать момент «без тебя было бы лучше». Неоднократно сталкиваясь с тем, что ввиду наличия брата/сестры ребенку приходится считаться с его/ее потребностями, при выборе пути решения конкретной ситуации всё чаще с течением времени ребенок переживает опыт ущемления своих интересов в пользу нахождения компромисса. Подобные факты формирует полезный навык на будущее построение коммуникации, но в моменте могут пробуждать неприятное ощущение, что «из-за брата/сестры я не могу получить желаемое», негативная эмоция преобладает, нелюбовь усиливается, беспомощность возрастает. 

Иногда напряжение может перейти в прямую агрессию, как вербальную, так и физическую. Открытый конфликт детей несет в себе важный аспект для обоих – дети должны сформировать умение договориться на своем уровне, если в конфронтацию кто-то втягивает родителя, тому может быть несколько причин:

  • Первая: дети требуют внимания любым способом, о чем уже говорилось выше.
  • Вторая: в споре проявляется битва за власть, если ребенок чувствует несправедливость родителя в свой адрес, то может выбирать свой способ наказания брата/сестры, чем подрывает родительский авторитет и одновременно демонстрирует, кто является главным для своего брата/сестры.
  • Третья: жажда отомстить родителю за его действия или решения через причинение боли тому, кто кажется максимально важным – другого ребенка.

Рецепт психолога: в ситуации конфликта между детьми родителю важно сохранять нейтральность, стремиться не вмешиваться насколько это возможно, не формировать у детей условный рефлекс «только мама/папа может решить наш спор». Если открытый конфликт уже завершен, но каждая из сторон делится своими жалобами, важно выслушать всех, не подвергая сомнению ничью версию. Помните, что в любой конфронтации есть вклад каждого, важно увидеть долю условной вины каждой из сторон конфликта, совместно наметить пути решения и возможные варианты устранения подобных столкновений в будущем.

Неформальные симпатии

Каждый родитель на уровне сознания отдает себе отчет в том, что любит всех своих детей, потому что каждый из них замечателен по-своему, однако в неформальных моментах частенько могут проявляться истинные симпатии. Например, папа играет с сыном в футбол, ходит на все матчи любимой команды, а мама гуляет с дочерью по магазинам и обучает основам женских хитростей красоты; «любимый ребенок» с удовольствием проводит время с родителем, но в этот момент второй ребенок, который не разделяет этих увлечений, вынужден быть лишенным родительского внимания, а значит переживать чувство ненужности или ревности к брату/ сестре. Существует множество историй о том, как из двух дочерей одна становится мастером спорта по борьбе, потому что папа всю жизнь занимался борьбой, чтобы сблизиться с ним, важно было достигать успехов в том, что для него реально имеет значение. 

Другой сценарий: младший сын неожиданно увлекается танцами, совсем как его мама в молодости, и вот мама, вдохновленная успехами сына, начинает продвигать его на всевозможные танцевальные конкурсы, реализую свою незакрытую потребность стать звездой танцпола, что для ребенка будет более значимо: сам процесс подготовки к конкурсам танцев или внимание и присутствие его мамы. Для того чтобы победить в битве за родительскую любовь, важно пойти в ту сферу или деятельность, которая интересна родителю, завоевать неформальную симпатию и завладеть большей частью внимания.

Рецепт психолога: Каждый родитель, прежде всего, в прошлом такой же ребенок, а значит, в нем тоже существует потребность играть, а самый одобряемый способ это играть со своим ребенком. Прекрасно, когда вместе со своим малышом вы азартно и весело проводите время в том, что интересно и вам, однако в такие моменты важно оценить, насколько другой ребенок ощущает себя важным и ценным. Даже если вы не можете восхититься неинтересным для вас «вышиванием крестиком» постарайтесь найти время и совместную деятельность для коммуникации с каждым из детей.

Борьба за обладание вещами

С одной стороны наличие брата/сестры формирует у детей важный навык — умение делиться, который часто малознаком единственным детям, с другой стороны, именно осознание этой необходимости может рождать стратегии отнимать, драться и прятать вещи. Прекрасно, когда в семье существуют неприкасаемые личные вещи ребенка, однако к ним чаще всего относят одежду и обувь, а вот техника, транспорт, игрушки и комната могут быть общими.

Выбирая вариант приобрести что-то в формате «один на двоих», родители должны помнить о ряде важных задач: регламентация времени использования должна быть четко продумана, зачастую сам факт желания одного ребенка начать играть во что-то может подтолкнуть другого к тому же действию, и вот уже перед вами конфликт.

Рецепт психолога: наличие своих вещей и личного пространства помогает ребенку лучше ощущать свои границы и границы другого. Хорошо, если у игрушки или техники имеется конкретный владелец, у которого необходимо спрашивать разрешение на использование, это формирует навык коммуникации.

Как родителям реагировать на конфликты между детьми

Принципиальное отличие конфликта от ссоры в том, что благодарю конфликту, ребенок учится опыту коммуникации, выстраиванию границ, отстаиванию своего мнения и ощущению собственной значимости. В примитивной ссоре могут быть: оскорбление, унижение достоинства личности и применение физической силы.

Избежать конфликтов детей невозможно, с момента рождения они становятся заложниками непростой ситуации, находясь в борьбе за внимание родителей, чувства любви и принятия; вступают в битвы за территорию и вещи, ощущают конкуренцию в оценке их деятельности и отдельных качеств личности.

Рецепт психолога в данном случае прост и сложен одновременно: задача родителя не бояться возникновения конфликта, из состояния страха вы будете находиться в напряжении, пытаться сглаживать углы, стараться угодить каждому ребенку и в конечном итоге сами создадите условия для взрыва эмоций. Проявление эмоций ребенка важный этап проживания переживания, чем сильнее попытки сдерживать себя, тем больше проблем будет формироваться у малыша на уровне психологических комплексов.

Позвольте ребенку быть настоящим, идти в конфликт без страха, без потребности в вашей защите, пусть он переживает личный опыт коммуникации, набивает шишки в безопасной среде семьи, чтобы со временем перенести этот ценный навык во взрослую жизнь.

Родители проходят очень сложный путь, и не всегда бывает очевидно, какое решение более оптимально для будущего ваших детей. В ходе обучения на курсе детской психологии в онлайн-институте Smart вы узнаете в теории и научитесь на практике строить наиболее полную стратегию воспитания ваших детей с учетом их особенностей.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#детскаяпсихология
Активное и пассивное обучение: что лучше для развития ребенка?

Сфера образования за последние несколько лет стремительно поменялась. Набрали популярность различные онлайн-курсы для людей всех возрастов, а дети успели освоить формат дистанционного обучения. Возможность учиться удаленно изменила представления о том, каким может быть современное школьное образование. В этой статье мы исследуем эффективность классических методов обучения детей и оценим их потенциал в онлайн-образовании.

#детскаяпсихология
Чем занимается детский психолог: методы детской психотерапии

Проблемы детей так же важны, как и проблемы взрослых. С ними работают детские психологи. Они помогают справиться с агрессией, избавиться от страхов и стеснительности, стать более уверенным, наладить отношения со сверстниками и членами семьи. Для этого специалисты используют особые техники психотерапии. В статье рассказываем, в каких ситуациях необходимо обратиться с ребёнком к психологу и какие методы используют профессионалы, чтобы скорректировать детское поведение.

#семейнаяпсихология
Переходный возраст: как помочь подросткам справиться с эмоциональными вызовами и социальным давлением

Переходный возраст — временной промежуток физиологического и психологического взросления подростка. Термин подразумевает переход от детского состояния к взрослому. Всемирная организация здравоохранения определяет, что подростками могут считаться люди от 10 до 19 лет.

Во время переходного возраста внутри человека происходят глобальные психологические и физиологические изменения. Резкий рост организма, эмоциональная неустойчивость, половое созревание, обретение индивидуальности, выстраивание личных отношений — все это создает большие проблемы для подростков и их родителей.