Главная
Блог
Что такое психологическая зрелость с точки зрения психологии?

Что такое психологическая зрелость с точки зрения психологии?

Личность формируется на протяжении всей своей жизни. Начиная с самого детства происходит «освоение» основных ценностей, изучение эмоций, как своих, так и чужих, понимание и осознание своих целей, желаний, возможностей. Когда человек достигает высокого уровня мышления, умственных способностей, умения извлекать опыт и сопоставлять свои действия с результатом, то говорят, что он психологически зрелая личность.

Значение и влияние психологической зрелости на жизнь

Психологическая зрелость помогает человеку быть сильным и устойчивым во время жизненных испытаний, способствует установлению гармоничных, здоровых отношений. Психологически зрелая личность в состоянии создать себе комфортные условия для жизни, взаимодействия с окружающими. И людям комфортно рядом с таким человеком, потому что он умеет управлять своими эмоциями, конструктивно решать возникающие вопросы.

Понятие психологической зрелости

Зрелость в психологии — это умение личности саморазвиваться, самосовершенствоваться, находить новые возможности для раскрытия своего потенциала, умение легко адаптироваться в социуме, понимать свои желания и принимать решения, основанные на адекватном восприятии ситуации, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

Определение и основные характеристики психологической зрелости

Зрелость в психологии — это естественное развитие личности.

Критерии зрелости личности:

Умение, готовность брать на себя ответственность за свою жизнь.
Реалистичное восприятие мира, сознательный контроль поведения. Умение разводить реальные и идеальные цели. Главный жизненный принцип зрелого человека – жить в настоящем. Он не цепляется за прошлое, а извлекает из него полезный опыт для настоящего.
Саморазвитие, динамичность, открытость изменениям.
Принятие, понимание себя (сквозь наслоение масок, защит), гибкая «Я-концепция», сближения «Я-реального», «Я-идеального», самоуважение.
Самостоятельность, опора на себя. Поведение, независимое от воздействия обстоятельств и от давления внешних оценок или ожидания.
Стойкость к различным жизненным перипетиям — личными или профессиональным неудачам, жизненным кризисам.
Самоуправление, способность к организации жизни по собственному замыслу.
Цельность характера. Процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности, устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции.
Широта интересов и связей с миром: проявление творческого начала в разнообразных сферах жизни, открытость опыту.
Умение строить позитивные межличностные отношения. Теплота в отношении к другим — способность любить, заботиться.
Высокий уровень эмпатии.

Эмоциональная устойчивость и эмпатия

Эмоциональная устойчивость – это способность справляться со стрессом, сохранять психическое равновесие и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Это важный показатель психического здоровья, благополучия, который помогает преодолевать трудности, достигать успеха в жизни.

Эмпатия — осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Эти два понятия взаимосвязаны — чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень эмоциональной устойчивости.

Способность к саморефлексии, адаптации

Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства, эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. Психологически зрелые люди, рефлексируя, извлекают уроки из своего опыта, учатся на собственных ошибках. Это увеличивает их способность к адаптации-приспособлению психики к обстоятельствам, условиям внешнего мира.

Важность отличия психологической зрелости от физического возраста

Можно было бы предположить, что чем старше становится человек, тем выше его психологическая зрелость, но это не так. Психологическая зрелость не зависит от возраста человека. Даже прожив большую часть жизни, индивид не всегда достигает психологической зрелости, оставаясь, по сути, взрослым ребёнком.

Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая становится источником разрушения личности, провоцирует возникновение разных жизненных неудач. Такой «ребёнок» во взрослом теле не умеет быть счастливым, потому что слишком зависим от мнения окружающих. Он часто капризен, обидчив, не готов отвечать за свои поступки. Главным показателем личностной незрелости является беспомощность.

Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, через умение рисковать, принимать ответственные решения. Зрелую личность отличает уверенность в себе, эмоциональная и психическая стабильность.

Факторы, влияющие на психологическую зрелость

Факторы, обусловливающие становление личности, можно объединить в 2 большие группы: биологические и социальные.

Генетические и биологические факторы

Биологические факторы определяются генетическим наследством и физиологическими особенностями организма, психики.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания);
особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);
задатки и способности.

Роль генетики в формировании личности

Генетический материал, передаваемый от родителей, определяет не только физические характеристики, но и некоторые аспекты характера, склонности. Например, склонность к интроверсии или экстраверсии, наследственные заболевания или особенности нервной системы.

Физиологические аспекты психологической зрелости

На каждом этапе взросления происходят изменения в поведении, эмоциях.

  • Раннее детство. В этом возрасте индивид только начинает познавать мир, формироваться как личность. Он зависит от заботы взрослых, а его эмоциональное состояние определяется реакциями окружающих.
  • Подростковый возраст. В этом возрасте у молодых людей появляется желание самостоятельно принимать решения, не подчиняться взрослым. Подросток формирует собственные жизненные позиции, учится взаимодействовать с другими людьми.
  • Зрелость. Появляется достаточный опыт и умение удовлетворять свои потребности, достигать своих целей. Важным элементом зрелости является умение принимать ответственность за свои поступки, решения, справляться с трудностями и быть готовым к изменениям.
  • Старость. Сохранение благополучия, нахождение смысла в жизни.

Социокультурное воздействие

Социокультурная среда формирует комплекс эмоционально окрашенных представлений об окружающем мире, о своём месте в нём. Она влияет на морально-нравственные ориентиры, предлагает программы поведения.

Воспитание, образование и культурные нормы

Воспитание и образование среди всех факторов социализации трактуются как наиболее значимые в развитии личности. Воспитание — это процесс принятия человеком ценностей, которые определяют поведение человека в обществе. Оно основано на передаче, усвоении социальных, культурных ценностей.

Образование — целенаправленный процесс усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума, формирование мировоззрения, познавательных процессов.

Культурные нормы — это образцы поведения, которые считаются типичными, ожидаемыми в определённом обществе или культурной группе. Они включают язык, искусство, религию, обычаи, традиции. Культурные ценности способствуют развитию культурной идентичности, самосознания.

Социальные и культурные ценности помогают личности определить свои цели и ценности, развить моральные принципы, этические нормы поведения. Они также способствуют развитию критического мышления, эмпатии, способности к адаптации в разнообразных социальных ситуациях.

Влияние общества и окружающей среды

Общество — это совокупность людей, которые живут в определённом месте, времени, имеют общие ценности, нормы, правила и интересы. Общество влияет на личность с самого рождения, формируя её идентичность, социальные роли, цели и мотивацию. Общество также предоставляет личности возможности для самореализации, обучения, общения, сотрудничества.

Окружающая среда — это всё, что окружает индивида: природа, технологии, культура, история. Она влияет через ресурсы, условия, ограничения и вызовы, а также стимулирует личность к адаптации, творчеству, инновациям, ответственности.

Опыт и обучение

Опыт — это то, что мы переживаем, видим, слышим, чувствуем и делаем в жизни. Опыт формирует взгляды, ценности, убеждения и поведение, учит тому, что можно будет использовать в будущем.

Обучение — это процесс приобретения новых знаний, навыков и способностей. Может происходить в разных формах: в школе, университете, на курсах, по книгам, через интернет или общение с другими людьми. Обучение расширяет кругозор, повышает компетентность, самооценку, помогает адаптироваться к изменяющемуся миру.

Опыт и обучение взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Опыт стимулирует желание учиться, а обучение помогает осмысливать опыт. Вместе они способствуют росту, развитию личности. Чем больше опыта и обучения, тем раньше личность может стать зрелой.

Роль образования и самообразования

Образование и самообразование способствуют развитию личности, достижению зрелости. Образование даёт человеку базовые знания, навыки и ценности, которые помогают ему адаптироваться к окружающему миру, взаимодействовать с другими. Самообразование — процесс постоянного самосовершенствования, который позволяет личности расширять свой кругозор, углублять зону интересов, развивать таланты. Самообразование помогает формированию критического мышления, творческого подхода, навыка принятия ответственности за свои решения.

Образование и самообразование взаимосвязаны, дополняют друг друга. Чем больше человек образован, тем больше он заинтересован в самообразовании, а чем больше он сообразует себя, тем больше он ценит образование. Оба этих процесса помогают личности достичь зрелости, которая проявляется в способности самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, принимать решения.

Уроки жизни и личного опыта

Полученный опыт может быть как позитивным, так и негативным. Зрелая личность извлечёт полезные уроки из этого опыта. Инфантильного человека негативный опыт ослабляет, превращает в несчастную жертву.

Эмоциональная интеллектуальность.

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, управлять ими. Навык помогает решать практические задачи, достигать поставленных целей в личной жизни, на работе.

Способность управлять эмоциями и понимать чувства других

Зрелая личность мастерски владеет своими эмоциями: не покажет страх и злость, когда их испытывает, может подавить агрессию или раздражение, умерить радость или спрятать за милой улыбкой свой дикий восторг или сильную заинтересованность. Такой человек умеет взаимодействовать с эмоциями окружающих.

Адекватная реакция на стресс и конфликты

Зрелые люди анализируют свой негативный опыт и делают выводы, что нужно учесть или сделать по-другому в следующий раз, чтобы добиться желаемого. Они не видят смысла в поиске виноватых.

Эмоционально зрелые личности относятся к конструктивной критике как к инструменту развития. Когда критика «несправедливая», то для эмоционально зрелого человека это не повод обижаться, а ценный источник информации о самом критикующем.

Автономия и самоопределение

Для зрелой личности важно мнение других людей, потому что он понимает, что живёт в социуме, но он независим от чужого мнения: чувствует свои границы, не даёт другим их нарушать.

Способность принимать независимые решения

Зрелые личности несут ответственность за принятые ими решения. Они понимают, что выбор решения всегда за ними. Он чётко понимает чего хочет, способен просчитывать последствия своих действий.

Осознание личных ценностей и жизненных целей

Зрелый человек достигает впечатляющих результатов потому, что умеет осознавать, какие ценности для него первичны, а какие вторичны. Осознание своих ценностей делает его автором своей судьбы, поскольку весь его дальнейший выбор решений, действий будут основываться на выбранных им целях. К примеру, вступая в брак, личность готова уступить в вопросах питания или распределения ответственности по дому, но не подвинется в делах воспитания детей или применения насилия.

Эффективное межличностное общение

Зрелая личность спокойно относится к тому, что другие люди имеют право на собственную точку зрения по любым вопросам. Также как он сам. Поэтому он может быть категоричен только в самых крайних ситуациях, когда дело в чём-то очень важном или неприемлемого для него.

Спорные вопросы зрелая личность предпочитает разрешать через диалог, а не ультиматум.

Умение слушать и эффективно общаться

Хорошие навыки общения являются дополнительным плюсом для зрелой личности. Здесь речь не об исключительном ораторском мастерстве, а о способности понимать собеседника.

 

Разрешение конфликтов и установление гармоничных отношений

Разрешение конфликтов и установление гармоничных отношений — это результат комбинации таких качеств, как осознанность (оценка ситуации, итогов конфликта), ответственность, умение принимать решения. Такое комбо личных качеств и умений помогает ей справляться с конфликтами: не допускать, прекращать, выходить из них.

Зрелая личность чаще всего предпочитает находиться в гармоничной, эмоционально нейтрально или позитивно заряженной среде. Она способна создавать гармоничные отношения с окружающими, используя разнообразные подходы: от выстраивания правил и границ межличностного общения до организации благоприятного психологического климата в важных для себя локациях, таких как дом и работа.

Как достичь психологической зрелости

Психологи рекомендуют:

  • Узнайте себя. Попытайтесь понять, что вам важно, что вас мотивирует, что радует или огорчает. Откройте свои сильные и слабые стороны, определите ценности, убеждения. Принимайте себя таким, какой вы есть, не сравнивая с другими, не критикуя себя.
  • Развивайте самооценку. Самооценка — это оценка своих способностей, достоинств и недостатков. Психологически зрелый человек имеет высокую самооценку, то есть он уверен в себе и своих возможностях.
  • Работайте эмоциональным интеллектом. Эмоции — это реакции на то, что происходит в нашей жизни, которые очень часто превращаются в действия. Очень важно уметь владеть своими чувствами, уметь понимать/распознавать их.
  • Сформулируйте для себя цели и старайтесь их добиться. Начните с малого, приучая себя закрывать поставленные задачи с заранее определённым результатом.

Тренировка навыков саморегуляции эмоций

Техники контроля эмоций дают возможность выбора, помогают избежать ошибок, переживаний. К основным приёмам можно отнести:

самовнушение;
самоубеждение;
самоанализ;
анализ ситуации;
дыхательные упражнения;
рефлексия;
упражнения переключения внимания;
физические упражнения;
визуализация.

Практика эмпатии, сочувствия

Большинство людей учатся эмпатии в детстве, просто наблюдая за другими. Особенно действенны проговаривание своих чувства, эмоции, проецирование их на других. Но и взрослые могут научиться быть более эмпатичными.

6 приёмов, которые помогают развить сочувствие :

  1. Будьте внимательны к собственным чувствам. Чем лучше вы понимаете свои чувства, тем легче будет понять чувства других людей.
  2. Практикуйте активное слушание. Когда вы слушаете кого-то, сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, а не на том, что вы хотите сказать в ответ.
  3. Задавайте вопросы. Если вы не понимаете, что чувствует другой человек, спросите его.
  4. Попробуйте поставить себя на место других. Представьте, что вы ощущаете то же самое, что и этот человек в аналогичной ситуации.
  5. Будьте терпимы к различиям. Не все думают и чувствуют одинаково.

Будьте сострадательны. Сострадание — это способность понимать, делиться сопереживать чужим боли, страданиям.

Заключение: значение и путь к психологической зрелости

Зрелая личность:

  • ориентируются на собственные желания;
  • умеет соблюдать чужие и защищать свои личные границы;
  • не поддаётся манипуляциям;
  • принимает себя со всеми своими особенностями и знает о своём потенциале;
  • умеет верно рассчитывать свои ресурсы.

Советы по развитию психологической зрелости

Приведём несколько принципов, следуя которым можно развить свою взрослость и стать более уверенной личностью:

  • Обсуждать все планы и действия с партнёром, уметь слушать и понимать собеседника. Уметь идти на компромисс, сразу обсуждать все спорные моменты.
  • Снижать уровень тревожности, не стремиться всё контролировать или всё делать самостоятельно.
  • Не замыкаться в одном «семейном кругу», получать новые эмоции, делиться впечатлениями.
  • Уважать своего партнёра, не осуждать его за спиной, принимать его недостатки, разделять интересы и хобби.
  • Чётко формулировать для себя, какие действия окружающих для вас допустимы, а из-за каких можно прекратить общение. Выстраивать личные границы.
  • Учиться противостоять манипуляциям, нападкам со стороны окружающих.
Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#практическаяпсихология
Амбивалентность в психологии: когда чувства колеблются

Амбивалентность — сложное и многогранное понятие, которое играет значительную роль в психологии и в жизни каждого человека. Что же это такое, когда наши чувства, мысли и желания колеблются между противоположными позициями? Возможно, каждый из нас сталкивался с моментами, когда в груди бушевало противоречие: радость и грусть, желание и равнодушие, надежда и отчаяние. Эти колебания в наших чувствах и переживаниях не только оформляют наш внутренний мир, но и влияют на наше поведение, решения и отношения с окружающими.

 

Важно осознавать значение амбивалентности в психологии, так как понимание этого понятия позволяет нам лучше понять себя, свои мотивы и действия. Амбивалентность — это не дефект или недостаток, это естественное проявление человеческой психики, которое может стать источником личностного роста и понимания.

 

В этой статье мы рассмотрим, что такое амбивалентность, как она проявляется в различных ситуациях, её психологические аспекты и её роль в межличностных отношениях и принятии решений. Надеемся, что эта информация окажется полезной для вас и поможет вам лучше понимать себя и своих близких.

#клиническаяпсихология
Диссоциативные расстройства

В современном быстро меняющемся мире люди часто сталкиваются с неблагоприятными жизненными событиями, такими как травмы, болезни, потери близких. Экстремальные ситуации могут привести к различным психическим нарушениям, в числе которых и диссоциативные расстройства. Психология диссоциации это область, которую еще предстоит детально изучить. Однако ученые уже собрали много информации, которая помогает понять, как эти состояния влияют на жизнь человека, а также изучает способы с ними справляться.

#практическаяпсихология
Инфантильность — что это? Всё об инфантилизме

Инфантильность или инфантилизм — это тип поведения, характерный для детей или подростков, который проявляется у взрослых людей. Это не столько диагноз, сколько обозначение определенного стиля поведения и мышления.