Блог
Детская агрессия: как бороться с детскими агрессивными расстройствами
565
#детскаяпсихология
11 августа, 2023

Детская агрессия: как бороться с детскими агрессивными расстройствами

585
11 мин.

Агрессия является неотъемлемой частью человеческого взаимодействия в мире. Испанские биологи установили, что люди являются одним из самых агрессивных видов млекопитающих — на каждые 100 смертей приходится примерно два убийства, а это соответствует данным по уровню агрессивности в палеолите. Её проявления можно увидеть у любого живого существа, в том числе, у ребёнка. Зачастую они пугают родителей, ведь детская агрессия может быть очень интенсивной. Сразу же возникает вопрос: «Это нормально, что мой ребёнок так себя ведёт?». Ответ на него зависит от многих факторов, с которыми мы попробуем разобраться в этой статье.

Детская агрессия и агрессивные расстройства: общая информация

Что такое агрессия с точки зрения психологии? Это поведение, причиняющее вред живому существу, которое не желает подобного обращения в свой адрес. Звучит довольно жестоко, но природа ничего не создает просто так. Агрессивное поведение сформировалась у животных и человека в процессе эволюции. Оно имеет определённые причины возникновения и механизмы развития. В чём они состоят?

Основная функция агрессии — это защита своих границ. Вы замечали, что начинаете раздражаться, если кто-то сидит слишком близко от вас?  Это срабатывает защитная агрессия. Она направлена на то, чтобы не пускать чужих людей в своё физическое и личное пространство. У детей данная форма агрессии проявляется тогда, когда, например, кто-то «посягает» на их игрушки. Тогда они начинают злиться. Или в более старшем возрасте подростки агрессируют на давление со стороны родителей — они видят в воспитательных действиях угрозу своей независимости.

Издавна агрессия была нужна человеку (и животному) для захвата новых территорий, а, значит, для достижения своих целей и развития. В этой эмоции много энергии, которая раскрывается и используется в данном ключе. Иногда это бывает неплохо, например, когда ребёнок не занимает призового места в соревнованиях, и злость мотивирует его лучше тренироваться. А иногда имеет место деструктивная агрессия, к примеру, одни дети прогоняют других с какой-то общей территории.

В некоторых ситуациях агрессия служит укреплению социального статуса среди себе подобных. Этот процесс тоже корнями уходит в животный мир, когда самый сильный представитель получал наибольшее уважение и лучшее положение в своей стае. Конечно, человек далеко ушёл от животных, и проявление подобных поведенческих шаблонов может быть не очень уместно в современном мире. Но оно, к сожалению, тоже присутствует. Например, Роберт Сапольски, американский нейроэндокринолог и известный исследователь феномена агрессии, установил, что тестостерон у приматов выделяется в ходе агрессивного поведения. Соответственно, агрессивный ответ зависит от социальных факторов. То есть, чем агрессивнее среда, в которой растёт индивид, тем выше его уровень агрессии.

Вообще злость относится к группе базовых человеческих эмоций. Она маркирует ситуации, когда что-то наносит человеку вред. Соответственно, агрессия возникает как способ выражения злости. Так бывает у детей, когда они устают, начинаются истерики и приступы гнева. Эмоции выплескиваются наружу, и маленький человек освобождается от них.

Всё, что мы перечислили выше — проявление нормальных эволюционных механизмов. Но бывают состояния, когда агрессия перестаёт быть нормальной и становится опасной как для самого ребёнка, так и для окружающих. Какие признаки могут говорить об этом?

Если же вы сами предпочитаете решать проблемы со своими детьми, вам поможет наш курс обучения детской психологии. По его окончанию вы не только сможете в любой ситуации понимать причины проблем с детьми, но и работать детским психологом.

Получить грант

Родителей может насторожить, когда ребёнок вообще не может справиться с злостью, возникающей как реакция на какие-либо ограничения. Это нормально, что человек испытывает негативные эмоции в такие моменты, особенно маленький ребёнок. Но если он вообще не успокаивается и не переключается, если эмоции отличаются крайней степенью интенсивности и деструктивным способом проявления, то это, в сочетании с другими тревожными сигналами, может говорить о каких-либо проблемах. Нередко такой признак бывает связан с определённой моделью воспитания, когда ребёнок привыкает всегда получать то, что он хочет, и просто не умеет смиряться с фрустрацией.

Часто агрессия у ребёнка является способом отреагирования эмоционального напряжения из-за накалённой обстановки в семье. Скрытые и открытые конфликты, эмоциональная холодность, проблемы с границами, запутанные отношения все эти особенности окружения сильно влияют на ребёнка. Он переполняется негативными чувствами, которые ему нужно куда-то сбросить. И самым простым способом является агрессия. Иногда дети привлекают внимание к себе таким образом, потому что другие способы им недоступны. 

Более настораживающим является неспособность ребёнка после определённого возраста (после семи лет) сдерживать агрессивные порывы. Как только его что-то не устраивает, он может что-то сломать и кого-то ударить. Подобные симптомы могут свидетельствовать о снижении волевых механизмов, что, разумеется, нуждается в уточнении у специалиста.

И самый тревожный звонок — это когда ребёнок получает удовольствие от жестокости в адрес других живых существ. Это не относится к младшему дошкольному возрасту, когда у ребёнка не сформированы механизмы эмпатии и сопереживания. В этом случае интерес к тому, как устроено домашнее животное, может перевешивать всё остальное, и ребёнок неосознанно может причинить боль кошке или собаке. Но если он обнаруживает удовольствие в такие моменты и стремится повторять свои действия даже после объяснения взрослых о недопустимости, это может свидетельствовать об искажённом развитии.

Причины возникновения агрессии у ребёнка

Уровень и проявления детской агрессии также зависят от причин её возникновения. Можно выделить три группы факторов, способствующих возникновению агрессии: органические, социальные и психологические. Они в разной степени поддаются коррекции. 

Проще всего скорректировать социальные факторы. В этом случае большую роль играют изменение ситуации и обучение. К группе социальных факторов относится недостаточная развитость игровой деятельности, ведь игра — это первая совместная деятельность у детей дошкольного возраста. И если они не умеют или не имеют возможности играть, то им трудно будет взаимодействовать. Недостаточный уровень коммуникативных навыков негативно сказывается на отношениях со сверстниками, когда ребёнок в силу каких-либо причин плохо умеет общаться с другими детьми. Например, не знает как вести себя в тех или иных ситуациях или не умеет выстраивать контакт. В результате он чувствует себя «не в своей тарелке», и это может провоцировать агрессивное поведение.

Далее следуют психологические факторы, когда влияние на психологический источник агрессии может привести к положительному результату. Самым важным фактором является семейная атмосфера. Если отношения между родителями и членами семьи оставляют желать лучшего, то это приводит к эмоциональному напряжению у ребёнка. Оно может воплощаться в сниженной самооценке, плохом самочувствии, частых болезнях и вспышках агрессии. Чаще всего ребёнок бессознательно стремится обратить внимание родственников на этот процесс и наладить взаимоотношения. 

Органические факторы труднее всего корректировать, но это также возможно, например, при помощи медикаментов или физиотерапевтических процедур. К подобного рода факторам относятся сниженный уровень саморегуляции, повышенная возбудимость нервной системы, недостаточное развитие интеллекта и иные симптомы органических нарушений.

Симптомы агрессии в норме и патологии

Нам кажется важным отделить агрессию в нормальных формах её проявления от патологической. Здесь необходимо отметить, что агрессия по-разному проявляется в разном возрасте. Поэтому попробуем описать её формы с точки зрения тех или иных временных периодов.

Впервые агрессия, как ни странно, появляется в младенчестве. Вы когда-нибудь видели ярость, которую выражает младенец, истошным криком реагируя на отсутствие груди или иной дискомфорт? Это и есть первые проявления агрессии, они закладывают основы сложности психики, которые помогают воспринимать мир в его многообразии. 

В дошкольном возрасте детская агрессия становится более разнообразной. Маленький ребёнок может кричать, если его что-то не устраивает, или с кулаками бросаться на того, кто пытается отобрать его игрушку. Насторожить могут количество и интенсивность агрессивных реакций, например, когда ребёнок практически на каждую ситуацию выдает сильную агрессию и не может остановиться.

Ближе к школе у ребёнка постепенно формируются навыки самоконтроля, в том числе, и агрессии, а также способность к эмпатии. Соответственно, низкий уровень развития или отсутствие этих навыков должны насторожить родителя. Особенно если это перерастает в непосредственную жестокость, когда ребёнок получает удовольствие от того, что причиняет боль другим живым существам.

Подростковый возраст отличается разнообразием различных форм поведения, в том числе и агрессивных. Всё естество взрослеющего человека направлено на обретение самостоятельности и независимости, причём в самых причудливых формах. Тревожными могут быть действия, направленные на причинение ущерба себе или другим людям. Например, нарушения поведения, проявляющиеся в вербальной и физической агрессии, противоправных действиях, опасный круг общения — всё это относится к сигналам, которые должны заставлять родителей обратить повышенное внимание на сложившуюся с ребёнком ситуацию.

Классификация видов детской агрессии

Существует множество различных классификаций агрессии. С точки зрения формы проявления выделяют несколько видов детской агрессии, хотя, безусловно, эту классификацию можно считать достаточно условной и описательной:

Физическая. Как правило, этот вид агрессии свойственен активным и экстравертированным ребятам. Они общительны, уверены в себе, раскованны и честолюбивы. Их отличают малая сдержанность и рассудительность, поэтому им трудно ждать решения и терпеть — они стремятся быстро реализовать свои желания. Из-за этого такие дети часто игнорируют правила и действуют импульсивно, в том числе, и проявляют агрессию в физической форме.
Вербальная. Этим ребятам свойственны тревожность, некоторая неуравновешенность и неуверенность в себе. Они часто жалуются на плохое настроение и выглядят угрюмо для окружающих. Им трудно преодолевать трудности и сопутствующие стрессы, они сензитивны к ним. Поэтому любые подобные триггеры могут вызывать раздражение, особенно если касаются их самооценки. И они реагируют соответственно.
Косвенная. Дети из этой группы испытывают трудности с тем, чтобы проявить агрессию прямо. В них сочетаются черты эгоцентричности и ранимость, впечатлительность, сомнение. Именно поэтому они проявляют агрессию в скрытом формате, например, агрессивно подшучивают над другими.

Как мы уже сказали, данная классификация носит условный характер ввиду того, что она характеризует детскую агрессию с внешней стороны. Нам кажется важным при анализе поведения ребёнка учитывать причины его поведения. В этом контексте полезна будет следующая классификация:

Нормативно-инструментальный тип. Дети, склонные к этой форме агрессии, используют её как инструмент для достижения своих целей. Такое поведение воспринимается ими как нормальное часто вследствие социального примера. Они наблюдают, как взрослые через агрессию получают что-то нужное, и копируют это. Например, когда хотят выиграть у других ребят или занять какую-то роль в игре. Чаще всего они проявляют физическую агрессию, но с целью доминирования и без жестокости, при этом игнорируя переживания сверстников.

Импульсивно-демонстративный тип. Основной вектор мотивации этих ребят — привлечение внимания. Они достаточно ярко выражают свои негативные чувства для того, чтобы получить эмоциональный отклик от других людей. Чаще всего после отклика они успокаиваются, поскольку их состояния довольно поверхностны и преходящи. Им сложно соблюдать правила и нормы в играх и взаимодействии с другими, поскольку они легко соскальзывают в свои чувства.

Целенаправленно-враждебный тип. В этом случае нанесение ущерба другому человеку выступает как основная цель. В этом нет какой-то причины или смысла. Такие дети могут получать удовольствие от процесса нанесения ущерба, причем, как правило, выбирают более слабых ребят в качестве «мишени» для агрессии. А чувство вины или стыда, вероятнее всего, отсутствует. Данный тип в наибольшей степени тревожен для родителей, ведь он свидетельствует о каких-то серьёзных проблемах у ребёнка.

Таким образом, если подытожить всю эту информацию и представить эти типы на прямой, то наименее глубокой агрессивностью обладают ребята, использующие инструментальный тип агрессии в разных формах понемногу. Посередине находятся ребята, демонстративно использующие косвенную и вербальную агрессию по психологическим причинам. В наибольшей степени охвачены ребята с высоким уровнем жестокости и в столь же большей степени они нуждаются в помощи и сдерживании. При этом важно отметить, что у всех агрессивных детей есть трудности со способностью понимать других людей. Как правило, они фиксированы на себе, своих потребностях и мировосприятии. Из-за этого они воспринимают других людей как объекты и «зеркала» для своего отражения, отчего их чувства оказываются незначимыми. Этот процесс также может требовать внимания со стороны психолога к причинам его формирования.

Осложнения агрессивного поведения у детей

Существуют определённые ситуации, которые требуют вмешательства со стороны специалистов. Как мы уже писали выше, важно разделять агрессию на нормативную и ненормативную. Нормативная всегда связана с какими-то причинами и потребностями ребёнка. Если же он проявляет ничем не обусловленную и немотивированную агрессию, при которой не помогают воспитательные меры, то это повод обратиться к психологу. 

Если ребёнку больше пяти лет, а он получает удовольствие, му­чая животных и других ребят, то этот случай однозначно говорит о необходимости консультации у специалиста — психолога, психотерапевта или психиатра. 

Агрессивность у гиперактивного ребёнка также требует специальной помощи. Такие дети обычно беспокойны, всё задевают, проявляют агрессию и разрушительное поведение. Их действия зачастую импульсивны и необдуманны. Это связано с биохимическими особенностями работы мозга, поэтому регуляция этого баланса должна быть в зоне контроля медиков. То же самое касается ребят с особенностями психофизического развития.

Диагностика агрессивного поведения

Как мы уже сказали, очень важной является своевременная диагностика детской агрессии. В оценке необходимо опираться как на непосредственные итоги наблюдения и впечатления специалиста, так и на результаты объективных исследований.

Как правило, основным источником информация является наблюдение за поведением ребёнка Специалист в соответствии с своим опытом и знаниями внимательно наблюдает за тем, как ребёнок ведёт себя в его кабинете, как он общается с взрослыми и с ним самим. Это тот пласт, который невозможно как-то исказить. Зачастую он даёт максимальное количество информации, которая сверяется с данными анамнеза (информации от родителей о здоровье и развитии ребёнка).

Также специалист может использовать специальные методики. С детьми младшего возраста чаще всего используются проективные или полупроективные методики, например, игра или рисование. Ребёнок выполняет задание по инструкции, а специалист интерпретирует результаты в соответствии с исходным ключом.

Подросткам доступно заполнение тестовых методик, которые могут неплохо дополнить имеющиеся данные. Зачастую подобные тесты также заполняют родители ребёнка, в том числе и более младшего возраста.

И, конечно же, наилучший результат даёт экспертная оценка ситуации, проведенная несколькими специалистами. Например, психолог, психиатр и педагог. Во-первых, в данном случае появляется возможность составить целостную картину из концепций разных специалистов. Во-вторых, наличие нескольких точек зрения помогает сделать оценку более объективной.

Коррекция детской агрессии

Способы коррекции детской агрессии отличаются большим многообразием, как и почти весь методический аппарат современной практической психологии. Этих базовых рекомендаций следует придерживаться родителям:

  • Важно стараться сдерживать агрессивные порывы ребёнка там, где это возможно. Например, остановить словами или удержать руку ребёнка, занесённую для удара.
  • Необходимо последовательно подчёркивать неприемлемость проявлений физической и вербальной агрессии в ряде ситуаций. Например, установить запрет на физическую агрессию в адрес предметов и живых существ.
  • Полезно обучать ребёнка способам выражения гнева и навыкам обращения с эмоциональным напряжением, а также найти альтернативные способы выражения агрессию. Например, бить подушку или комкать бумагу.

Как работают с детской агрессией специалисты? Конечно, мы не можем в одной статье раскрыть вам все секреты мастерства. Важно подчеркнуть, что всё очень индивидуально. В частности, с инструментальной агрессией, как правило, работают в формате тренинга формирования навыков общения и саморегуляции. Некоторые дети застревают в состоянии доминирования над другими, поэтому их важно научить другим способам взаимодействия и самореализации.

В случае, когда речь идёт о психологических причинах агрессии — например, демонстративная форма проявления — очень важно работать с детским или семейным психологом. Специалист окажет ребёнку необходимую поддержку и научит его обращаться с психологическим напряжением. Также важно уделить внимание формированию позитивного образа себя. К тому же, многие проблемы у детей связаны с ситуацией в семье, поэтому приготовьтесь работать над семейными взаимоотношениями в целом. 

Высокой включенности специалистов требуют случаи жестокости по отношению к живым существам. Чаще всего, речь будет идти о специальной программе коррекции поведения в сочетании с медикаментозным лечением. Подробности вам расскажет специалист.

Разумеется, информация из статьи не является полной и исчерпывающей. Многие родители, столкнувшиеся с проблемой детской агрессии, боятся обращаться к специалисту из-за тревоги и сопутствующих страхов. Но зачастую они испытывают облегчение после консультации, потому что проблема проясняется, и находятся пути выхода из трудной ситуации. Поэтому не оставайтесь один на один с проблемой, а обращайтесь за помощью.

Научитесь помогать детям в их развитии!

Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры помогут подобрать программу, которая соответствует вашим целям и интересам

Оцените статью

Рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную