Главная
Блог
Детская агрессия: как бороться с детскими агрессивными расстройствами
Борьба с детскими агрессивными расстройствами
#детскаяпсихология
11 августа, 2023

Детская агрессия: как бороться с детскими агрессивными расстройствами

Агрессия является неотъемлемой частью человеческого взаимодействия в мире. Испанские биологи установили, что люди являются одним из самых агрессивных видов млекопитающих (на каждые сто смертей приходится примерно два убийства, а это соответствует данным по уровню агрессивности в палеолите). Ее проявления можно увидеть у любого живого существа, в том числе у ребёнка. Зачастую они пугают родителей, ведь детская агрессия может быть очень интенсивной. Сразу же возникает вопрос: «Это нормально, что мой ребёнок так себя ведёт?». Ответ на него зависит от многих факторов, с которыми мы попробуем разобраться в этой статье.

Детская агрессия и агрессивные расстройства: общая информация

Что такое агрессия с точки зрения психологии? Это поведение, причиняющее вред живому существу, которое не желает подобного обращения в свой адрес. Звучит довольно жестоко, но природа ничего не создает просто так. Агрессивное поведение сформировалась у животных и человека в процессе эволюции. Оно имеет определенные причины возникновения и механизмы развития. В чём они состоят?

Основная функция агрессии — это защита своих границ. Вы замечали, что начинаете раздражаться, если кто-то сидит слишком близко от вас?  Это срабатывает защитная агрессия. Она направлена на то, чтобы не пускать чужих людей в своё физическое и личное пространство. У детей данная форма агрессии проявляется тогда, когда, например, кто-то «посягает» на их игрушки. Тогда они начинают злиться. Или в более старшем возрасте подростки агрессируют на давление со стороны родителей — они видят в воспитательных действиях угрозу своей независимости.

Издавна агрессия была нужна человеку (и животному) для захвата новых территорий, а, значит, для достижения своих целей и развития. В этой эмоции много энергии, которая раскрывается и используется в данном ключе. Иногда это бывает неплохо, например, когда ребёнок не занимает призового места в соревнованиях, и злость мотивирует его лучше тренироваться. А иногда имеет место деструктивная агрессия, к примеру, одни дети прогоняют других с какой-то общей территории.

В некоторых ситуациях агрессия служит укреплению социального статуса среди себе подобных. Этот процесс тоже корнями уходит в животный мир, когда самый сильный представитель получал наибольшее уважение и лучшее положение в своей стае. Конечно, человек далеко ушёл от животных, и проявление подобных поведенческих шаблонов может быть не очень уместно в современном мире. Но оно, к сожалению, тоже присутствует. Например, Роберт Сапольски, американский нейроэндокринолог и известный исследователь феномена агрессии, установил, что тестостерон у приматов выделяется в ходе агрессивного поведения. Соответственно, агрессивный ответ зависит от социальных факторов. То есть, чем агрессивнее среда в которой растет индивид, тем выше его уровень агрессии.

Вообще злость относится к группе базовых человеческих эмоций. Она маркирует ситуации, когда что-то наносит человеку вред. Соответственно, агрессия возникает как способ выражения злости. Так бывает у детей, когда они устают, начинаются истерики и приступы гнева. Эмоции выплескиваются наружу, и маленький человек освобождается от них.

Всё, что мы перечислили выше — проявление нормальных эволюционных механизмов. Но бывают состояния, когда агрессия перестаёт быть нормальной и становится опасной как для самого ребенка, так и для окружающих. Какие признаки могут говорить об этом?

Родителей может насторожить, когда ребёнок вообще не может справиться с злостью, возникающей как реакция на какие-либо ограничения. Это нормально, что человек испытывает негативные эмоции в такие моменты, особенно маленький ребёнок. Но если он вообще не успокаивается и не переключается, если эмоции отличаются крайней степенью интенсивности и деструктивным способом проявления, то это, в сочетании с другими тревожными сигналами, может говорить о каких-либо проблемах. Нередко такой признак бывает связан с определенной моделью воспитания, когда ребёнок привыкает всегда получать то, что он хочет, и просто не умеет смиряться с фрустрацией.

Часто агрессия у ребёнка является способом отреагирования эмоционального напряжения из-за накалённой обстановки в семье. Скрытые и открытые конфликты, эмоциональная холодность, проблемы с границами, запутанные отношения все эти особенности окружения сильно влияют на ребёнка. Он переполняется негативными чувствами, которые ему нужно куда-то сбросить. И самым простым способом является агрессия. Иногда дети привлекают внимание к себе таким образом образом, потому что другие способы им недоступны. 

Более настораживающим является неспособность ребёнка после определенного возраста (после семи лет) сдерживать агрессивные порывы. Как только его что-то не устраивает, он может что-то сломать и кого-то ударить. Подобные симптомы могут свидетельствовать о снижении волевых механизмов, что, разумеется, нуждается в уточнении у специалиста.

И самый тревожный звонок — это когда ребёнок получает удовольствие от жестокости в адрес других живых существ. Это не относится к младшему дошкольному возрасту, когда у ребёнка не сформированы механизмы эмпатии и сопереживания. В этом случае интерес к тому, как устроено домашнее животное, может перевешивать всё остальное, и ребёнок неосознанно может причинить боль кошке или собаке. Но если он обнаруживает удовольствие в такие моменты, если стремится повторять такие действия даже после объяснения взрослых о недопустимости, это может свидетельствовать об искажённом развитии.

Причины возникновения агрессии у ребенка

Уровень и проявления детской агрессии также зависят от причин её возникновения. Можно выделить 3 группы факторов, способствующих возникновению агрессии: органические, социальные и психологические. Они в разной степени поддаются коррекции. 

Проще всего скорректировать социальные факторы, ведь в этом случае большую роль играют изменение ситуации и обучение. К этой группе относится недостаточная развитость игровой деятельности, ведь игра — это первая совместная деятельность у детей дошкольного возраста. И если они не умеют или не имеют возможности играть, то им трудно будет взаимодействовать. Недостаточный уровень коммуникативных навыков негативно сказывается на отношениях со сверстниками, когда ребёнок в силу каких-либо причин плохо умеет общаться с другими детьми (например, не знает как вести себя в тех или иных ситуациях или не умеет выстраивать контакт). В результате он чувствует себя «не в своей тарелке», и это может провоцировать агрессивное поведение.

Далее следуют психологические факторы, когда влияние на психологический источник агрессии может привести к положительному результату. Самым важным фактором является семейная атмосфера. Если отношения между родителями и членами семьи оставляют желать лучшего, то это приводит к эмоциональному напряжению у ребёнка. Оно может воплощаться в сниженной самооценке, плохом самочувствии, частых болезнях и вспышках агрессии. Чаще всего ребёнок бессознательно стремится обратить внимание родственников на этот процесс и наладить взаимоотношения. 

Органические факторы труднее всего корректировать, но это также возможно, например, при помощи медикаментов или физиотерапевтических процедур. К подобного рода факторам относятся сниженный уровень саморегуляции, повышенная возбудимость нервной системы, недостаточное развитие интеллекта и иные симптомы органических нарушений.

Симптомы агрессии в норме и патологии

Нам кажется важным отделить агрессию в нормальных формах ее проявления от патологической. Здесь необходимо отметить, что агрессия по-разному проявляется в разном возрасте. Поэтому попробуем описать её формы с точки зрения тех или иных временных периодов.

Впервые агрессия, как ни странно, появляется в младенчестве. Вы когда-нибудь видели ярость, которую выражает младенец, истошным криком реагируя на отсутствие груди или иной дискомфорт? Это и есть первые проявления агрессии, они закладывают основы сложности психики, которые помогают воспринимать мир в его многообразии. 

В дошкольном возрасте детская агрессия становится более разнообразной. Маленький ребенок может кричать, если его что-то не устраивает, или с кулаками бросаться на того, кто пытается отобрать его игрушку. Насторожить могут количество и интенсивность агрессивных реакций, например, когда ребёнок практически на каждую ситуацию выдает сильную агрессию и не может остановиться.

Ближе к школе у ребёнка постепенно формируются навыки самоконтроля, в том числе и агрессии, а также способность к эмпатии. Соответственно, низкий уровень развития или отсутствие этих навыков должны насторожить родителя. Особенно если это перерастает в непосредственную жестокость, когда ребёнок получает удовольствие от того, что причиняет боль другим живым существам.

Подростковый возраст отличается разнообразием различных форм поведения, в том числе и агрессивных. Всё естество взрослеющего человека направлено на обретение самостоятельности и независимости, причём в самых причудливых формах. Тревожными могут быть действия, направленные на причинение ущерба себе или другим людям. Например, нарушения поведения, проявляющиеся в вербальной и физической агрессии, противоправных действиях, опасный круг общения — всё это относится к сигналам, которые должны заставлять родителей обратить повышенное внимание на сложившуюся с ребёнком ситуацию.

Классификация видов детской агрессии

Существует множество различных классификаций агрессии С точки зрения формы проявления, выделяют несколько видов детской агрессии, хотя, безусловно, эту классификацию можно считать достаточно условной и описательной:

Физическая. Как правило этот вид агрессии свойственен активным и экстравертированным ребятам. Они общительны, уверены в себе, раскованны и честолюбивы. Их отличают малая сдержанность и рассудительность, поэтому им трудно ждать решения и терпеть — они стремятся быстро реализовать свои желания. Из-за этого такие дети часто игнорируют правила и действуют импульсивно, в том числе и проявляют агрессию в физической форме.
Вербальная. Этим ребятам свойственны тревожность, некоторая неуравновешенность и неуверенность в себе. Они часто жалуются на плохое настроение и выглядят угрюмо для окружающих. Им трудно преодолевать трудности и сопутствующие стрессы, они сензитивны к ним. Поэтому любые подобные триггеры могут вызывать раздражение, особенно если касаются их самооценки. И они реагируют соответственно.
Косвенная. Дети из этой группы испытывают трудности с тем, чтобы проявить агрессию прямо. В них сочетаются черты эгоцентричности и ранимость, впечатлительность, сомнение. Именно поэтому они проявляют агрессию в скрытом формате, например, агрессивно подшучивают над другими.

Как мы уже сказали, данная классификация носит условный характер ввиду того, что она характеризует детскую агрессию с внешней стороны. Нам кажется важным при анализе поведения ребенка учитывать причины его поведения. В этом контексте полезна будет следующая классификация:

Нормативно-инструментальный тип. Дети, склонные к этой форме агрессии, используют ее как инструмент для достижения своих целей. Такое поведение воспринимается ими как нормальное часто вследствие социального примера. Они наблюдают, как взрослые через агрессию получают что-то нужное, и копируют это. Например, когда хотят выиграть у других ребят или занять какую-то роль в игре. Чаще всего они проявляют физическую агрессию, но с целью доминирования и без жестокости, при этом игнорируя переживания сверстников.

Импульсивно-демонстративный тип. Основной вектор мотивации этих ребят — привлечение внимания. Они достаточно ярко выражают свои негативные чувства для того чтобы получить эмоциональный отклик от других людей. Чаще всего после отклика они успокаиваются, поскольку их состояния довольно поверхностны и преходящи. Им сложно соблюдать правила и нормы в играх и взаимодействии с другими, поскольку они легко соскальзывают в свои чувства.

Целенаправленно-враждебный тип. В этом случае нанесение ущерба другому человеку выступает как основная цель. В этом нет какой-то причины или смысла. Такие дети могут получать удовольствие от процесса нанесения ущерба, причем, как правило, выбирают более слабых ребят в качестве «мишени» для агрессии. А чувство вины или стыда, вероятнее всего, отсутствует. Данный тип в наибольшей степени тревожен для родителей, ведь он свидетельствует о каких-то серьёзных проблемах у ребенка.

Таким образом, если подытожить всю эту информацию и представить эти типы на прямой, то наименее глубокой агрессивностью обладают ребята, использующие инструментальный тип агрессии в разных формах понемногу. Посередине находятся ребята, демонстративно использующие косвенную и вербальную агрессию по психологическим причинам. В наибольшей степени охвачены ребята с высоким уровнем жестокости и в столь же большей степени они нуждаются в помощи и сдерживании. При этом важно отметить, что у всех агрессивных детей есть трудности со способностью понимать других людей. Как правило, они фиксированы на себе, своих потребностях и мировосприятии. Из-за этого они воспринимают других людей как объекты и «зеркала» для своего отражения, отчего их чувства оказываются незначимыми. Этот процесс также может требовать внимания со стороны психолога к причинам его формирования.

Осложнения агрессивного поведения у детей

Существуют определенные ситуации, которые требуют вмешательства со стороны специалистов. Как мы уже писали выше, важно разделять агрессию на нормативную и ненормативную. Нормативная всегда связана с какими-то причинами и потребностями ребёнка. Если же он проявляет ничем не обусловленную и немотивированную агрессию, при которой не помогают воспитательные меры, то это повод обратиться к психологу. 

Если ребёнку больше пяти лет, а он получает удовольствие, му­чая животных и других ребят, то этот случай однозначно говорит о необходимости консультации у специалиста — психолога, психотерапевта или психиатра. 

Агрессивность у гиперактивного ребенка также требует специальной помощи. Такие дети обычно беспокойны, всё задевают, проявляют агрессию и разрушительное поведение. Их действия зачастую импульсивны и необдуманны. Это связано с биохимическими особенностями работы мозга, поэтому регуляция этого баланса должна быть в зоне контроля медиков. То же самое касается ребят с особенностями психофизического развития.

Диагностика агрессивного поведения

Как мы уже сказали, очень важной является своевременная диагностика детской агрессии. В оценке необходимо опираться как на непосредственные итоги наблюдения и впечатления специалиста, так и на результаты объективных исследований.

Как правило, основным источником информация является наблюдение за поведением ребенка Специалист в соответствии с своим опытом и знаниями внимательно наблюдает за тем, как ребенок ведёт себя в его кабинете, как он общается с взрослыми и с ним самим. Это тот пласт, который невозможно как-то исказить. Зачастую он даёт максимальное количество информации, которая сверяется с данными анамнеза (информации от родителей о здоровье и развитии ребёнка).

Также специалист может использовать специальные методики. С детьми младшего возраста чаще всего используются проективные или полупроективные методики, например, игра или рисование. Ребенок выполняет задание по инструкции, а специалист интерпретирует результаты в соответствии с исходным ключом.

Подросткам доступно заполнение тестовых методик, которые могут неплохо дополнить имеющиеся данные. Зачастую подобные тесты также заполняют родители ребёнка, в том числе и более младшего возраста.

И, конечно же, наилучший результат даёт экспертная оценка ситуации, проведенная несколькими специалистами. Например, психолог, психиатр и педагог. Во-первых, в данном случае появляется возможность составить целостную картину из концепций разных специалистов. Во-вторых, наличие нескольких точек зрения помогает сделать оценку более объективной.

Коррекция детской агрессии

Способы коррекции детской агрессии отличаются большим многообразием, как и почти весь методический аппарат современной практической психологии.Каких базовых рекомендаций следует придерживаться родителям?

  • Важно стараться сдерживать агрессивные порывы ребенка там, где это возможно (например, остановить словами или удержать руку ребёнка, занесённую для удара);
  • Необходимо последовательно подчеркивать неприемлемость проявлений физической и вербальной агрессии в ряде ситуаций — например, установить запрет на физическую агрессию в адрес предметов и живых существ;
  • Полезно обучать ребёнка способам выражения гнева и навыкам обращения с эмоциональным напряжением, а также найти альтернативные способы выражения агрессию (например,бить подушку или комкать бумагу).

А как работают с детской агрессией специалисты? Конечно, мы не можем в одной статье раскрыть вам все секреты мастерства. Важно подчеркнуть, что всё очень индивидуально. В частности, с инструментальной агрессией, как правило, работают в формате тренинга формирования навыков общения и саморегуляции. Некоторые дети застревают в состоянии доминирования над другими, поэтому их важно научить другим способам взаимодействия и самореализации.

В случае, когда речь идет о психологических причинах агрессии — например, демонстративная форма проявления — очень важно работать с детским или семейным психологом. Специалист окажет ребёнку необходимую поддержку и научит его обращаться с психологическим напряжением. Также важно уделить внимание формированию позитивного образа себя. К тому же, многие проблемы у детей связаны с семейной ситуацией, поэтому приготовьтесь работать над отношениями в семье в целом. 

Высокой включенности специалистов требуют случаи жестокости по отношению к живым существам. Чаще всего, речь будет идти о специальной программе коррекции поведения в сочетании с медикаментозным лечением. Подробности вам расскажет специалист.

Разумеется, информация из статьи не является полной и исчерпывающей. Многие родители, столкнувшиеся с проблемой детской агрессии, боятся обращаться к специалисту из-за тревоги и сопутствующих страхов. Но зачастую они испытывают облегчение после консультации, потому что проблема проясняется, и находятся пути выхода из трудной ситуации. Поэтому не оставайтесь один на один с проблемой, а обращайтесь за помощью.

Если же вы сами предпочитаете решать проблемы со своими детьми, вам поможет наш курс обучения детской психологии. По его окончанию, вы не только сможете в любой ситуации понимать причины проблем с детьми, но и работать детским психологом.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#детскаяпсихология
Чем занимается детский психолог: методы детской психотерапии

Проблемы детей так же важны, как и проблемы взрослых. С ними работают детские психологи. Они помогают справиться с агрессией, избавиться от страхов и стеснительности, стать более уверенным, наладить отношения со сверстниками и членами семьи. Для этого специалисты используют особые техники психотерапии. В статье рассказываем, в каких ситуациях необходимо обратиться с ребёнком к психологу и какие методы используют профессионалы, чтобы скорректировать детское поведение.

#семейнаяпсихология
Техники и подходы в семейной психотерапии

В каждой семье время от времени возникают трудности. Это естественная часть жизни и взаимоотношений. Но иногда эти проблемы становятся такими огромными, что невозможно справиться с ними без помощи. Вот тут-то на помощь приходит семейная психотерапия.

#практическаяпсихология
Социальный психолог: кто это такой и чем он занимается

В нашем быстро меняющемся и многообразном обществе роль социального психолога становится все более важной. Эти специалисты занимаются изучением поведения людей в контексте их социального окружения и их взаимодействия с другими. Но что же конкретно означает понятие «социальный психолог»? Какие обязанности и функции выполняют эти специалисты? И каким образом они могут быть полезны в повседневной жизни и в профессиональной сфере? В этой статье мы попытаемся дать ясное и всестороннее определение понятия «социальный психолог», а также рассмотрим основные аспекты работы и применения социальной психологии в нашем обществе.

Курсы детской психологии