Девиантным (от англ. deviation — отклонение) называется поведение, противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам, стандартам и стереотипам.
Оно рассматривается с точки зрения культуры того или иного общества, а его оценка относительна. То, что в одном обществе считается нормой, в другом порицается, и наоборот. Для примера можно взять употребление алкоголя в общественных местах. В светских государствах, таких как страны ЕС, Россия, Америка, в кафе и ресторанах, на улицах, в парках люди часто пьют вино, пиво или другие спиртные напитки — это считается нормальным, не запрещено законом и не вызывает порицания. А вот в исламских странах пить алкогольные напитки запрещено по религиозным причинам. И если человек в этих локациях выпьет даже слабый спиртосодержащий напиток, то его могут оштрафовать, посадить в тюрьму или даже казнить.
Девиантное поведение негативно воздействует на развитие личности и общества. Оно приводит к проблемам со здоровьем, социальной изоляции, безработице и преступности. Для общества риски более значимы, так как опасны экономическими убытками, социальными конфликтами и преступлениям.
Определение девиантного поведения
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм. Оно может быть изучено с разных научных позиций, каждая из которых предлагает своё определение этого явления.
Социологический подход рассматривает девиантное поведение как социальное явление, которое представляет реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в обществе. Оно может быть обусловлено нарушением процесса усвоения и воспроизводства нравственных норм, а также такими социальными факторами, как бедность, безработица и неравенство.
Медицинский подход рассматривает девиацию как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий. Оно может быть обусловлено как психическими расстройствами, так и стрессом, употреблением психоактивных веществ.
Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от социально-психологических и нравственных норм. Оно может быть представлено как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию или себе.
Формы и признаки
Девиантное поведение не всегда деструктивно. Иногда оно обеспечивает прогресс всего общества. Выдающиеся исследователи, учёные, художники, полководцы, правители сомневались в устоявшемся порядке вещей, так как видели мир иначе и поэтому старались менять его. Такие люди есть и сегодня. Они отличаются от других — это тоже девиация, но продуктивный тип.
Социально-негативное отклоняющееся поведение опасно регрессом всего общества. Ведь речь идёт о преступниках, зависимых личностях и террористах.
Всего насчитывается 7 основных форм деструктивных девиаций:
- Делинквентное: поступки,нарушающие закон: вандализм, драки, воровство.
- Аддиктивное: зависимости разных типологий, от физических до психологических: алкоголизм, обжорство, игромания, шопоголизм, сексоголизм.
- Дезадаптивное: отказ от приспособления к жизни общества, причём необязательно со злым умыслом.
- Асоциальное: поступки, попирающие нормы морали, характерные для общества, в котором живёт человек.
- Акцентуированное: выделение одной черты характера на фоне других и её особенное развитие.
- Деструктивное: действия направленные на разрушение. Это может быть вандализм, абьюз или буллинг, физическое насилие по отношению к другим людям.
- Конфликтное: действия, направленные на провоцирование конфликтных ситуаций.
Признаки девиантного поведения
Можно обобщить действия, позволяющие назвать поведение девиантным:
- не соответствующие общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- негативно оцениваются окружающими (осуждение, социальные санкции);
- приносят реальный ущерб самой личности или людям, его окружающим;
- многократное или длительное повторение действий одного характера;
- рассматривается в пределах медицинской нормы;
- сопровождается явлениями социальной дезадаптации;
- имеет выраженное индивидуальное, возрастно-половое своеобразие.
Причины и диагностика
Есть несколько причин, которые могут привести к формированию девиаций:
- ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания;
- негативное воздействие стихийно-группового общения («плохая компания»);
- аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации;
- чрезмерная выраженность отдельных черт характера (акцентуация) характера;
- психосоматические расстройства;
- аномалии психофизического развития;
- внешние обстоятельства (среда).
Можно выделить две группы факторов влияющих на поведение:
- Общественные: политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности.
- Частные: личные мотивы, убеждения и цели.
Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние — направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.
Психологические и социальные факторы
С позиции клинической психологии существуют две группы факторов девиантного поведения: биологические и социальные.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма людей, затрудняющих их социальную адаптацию. К ним относятся:
К социальным факторам относятся специфика окружения, обучения и воспитания:
- нищета;
- безработица;
- социальная несправедливость;
- конфликты в обществе;
- насилие в семье и школе (буллинг).
Роль девиантного поведения в разных возрастных группах
Отклонения не присущи только одной возрастной группе, они встречаются во всех. Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных особенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы, которая складывается из факторов:
- толерантность и компетентность в общении;
- волевые характеристики;
- интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать и прогнозировать собственную деятельность);
- эмоциональные особенности;
- психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный);
- стиль устной и письменной речи.
Существование возрастных вариантов отражает наличие устойчивых различий в психологии людей разного возраста.
- У детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, а у подростков и взрослых — асоциальное и агрессивное.
- Психология подростка пронизана стремлением быть удовлетворённым собственной внешностью, иметь возможность общения со сверстниками, получить их признание.
- Психология зрелого человека характеризуется ценностной ориентацией на такие социально значимые стороны жизни, как престиж, авторитет, имидж, реноме, репутация, финансовое и семейное благополучие.
- Психология пожилых людей базируется на значимости самой жизни, её длительности, качестве, необременительности.
Лучше понимать возрастные особенности вы сможете, записавшись на курс повышения квалификации «Возрастные кризисы в практике психолога». За 2 месяца вы научитесь помогать переживать критические периоды взрослым и детям
Записаться на курсДиагностика
Диагностика — начальный этап в работе с девиантами. Она предшествует коррекции и профилактике, иногда является частью последней.
На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся.
Диагностику может проводить клинический психолог, психотерапевт или психиатр. Такой специалист действует примерно следующим образом:
- Беседует с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, привычки, манеру выражаться, выяснить привычки, увлечения.
- Знакомится с данными (характеристики работодателя или педагогов, выписками из медкарты), чтобы понять общее психологическое и физическое состояние клиента.
- Опрашивает близких для понимания отношений пациента с окружающими, условий его существования, узнаёт о его привычках.
- Тестирует и опрашивает (с помощью специальных психологических тестов, заданий) для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений.
- Проводит исследование эмоций (агрессия, страх, тревога) с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках, мотивах.
Помощь и подходы к коррекции
Девиантное поведение требует определенного реагирования, а соответственно и исправления. Нельзя тот или иной деструктивный поступок человека оставлять без внимания, никак на него не реагировать. Раньше считалось, что наилучшим способом реагирования на любой такой поступок может быть лишь наказание. Однако репрессии не всегда помогают исправлению. Чаще всего наказание не исправляет, а наоборот, ожесточает, побуждает индивида противопоставлять себя обществу ещё больше.
Лучшая форма реагирования — превенция (профилактика): девиации, как и болезнь, лучше предупреждать, чем лечить.
Работа с девиантным поведением требует от психолога высокой квалификации и опыта, так как может быть сопряжена с определенными рисками для психолога. Но несмотря на свою специфику, она реализуется в соответствии с психологическими принципами, опирается на использование общих психологических методов.
Основные психологические принципы работы:
- принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей человека, совершившего девиантный поступок;
- принцип комплексности: использование различных методов и подходов;
- принцип конфиденциальности: сохранение тайны общения психолога с клиентом.
Общие психологические методы работы:
- диагностика: позволяет выявить причины и механизмы девиаций;
- коррекция: направлена на изменение образа жизни клиента в соответствии с общепринятыми нормами;
- профилактика: предупреждение возникновения девиаций.
К основным методам работы с девиантным поведением относят:
- психологическое консультирование: помощь и поддержка человека, чтобы он мог разобраться в себе, найти/осознать причину появления девиации, устранить её;
- психотерапия: изменение личности человека, совершившего девиантный поступок;
- групповая работа: поддержка, помощь человеку с девиацией от других людей со схожими проблемами.
Работа с девиантным поведением сложная и ответственная задача. Психолог обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для оказания эффективной помощи человеку с девиацией.
Как помочь людям с девиантным поведением
Помимо профессиональной помощи, людям с девиантным поведением полезна поддержка семьи и друзей. Им важно чувствовать, что они не одни и что их понимают, принимают:
- Не осуждайте человека за его поведение. Это только вызовет отторжение, протест у девианта и никак ему не поможет изменить свою жизнь.
- Проявите понимание и сочувствие. Человек, совершивший девиантный поступок, часто находится в тяжелом эмоциональном состоянии.
- Предложите свою помощь. Пусть близкий знает, что вы готовы его поддержать.
- Направьте к специалисту, помогите осознать необходимость, ценность принятия помощи.
Помощь людям с девиантным поведением процесс не одного дня. Одному пройти этот путь человеку с девиацией гораздо сложнее, чем при поддержке друзей, родственников.
Положительное девиантное поведение
Позитивные девиации предполагают прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер, и которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества.
Позитивные девиации — это осмысленные и целенаправленные отклонения от общепринятых норм, которые способствуют самореализации и саморазвитию личности.
Позитивно-девиантная личность — это человек, обладающий такими характеристиками, как:
- высокий творческий потенциал;
- самовоспитание, саморазвитие;
- культура потребления информации;
- креативность мышления;
- высокая выносливость в работе;
- осознание своего «Я» на более качественном новом уровне.
Позитивные девиации — важная часть человеческой духовности и условие личной свободы людей. Они выступают в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Коррекция и профилактика девиантного поведения
Профессор психологии, доктор педагогических наук А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленные на исправление отклоняющегося поведения личности:
- Метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» по А.С. Макаренко и метод реконструкции характера).
- Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания: объективное переосмысление своих достоинств, недостатков, переориентирования самосознания, переубеждения, прогнозирования отрицательного поведения.
- Метод перестройки жизненного опыта: работа с предписаниями, ограничениями, переучиванием, переключением.
- Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: поощрения и наказания, соревнования, формирование положительных перспектив.
Змановская выделяет такие формы психопрофилактической работы с людьми, склонными к девиантному поведению:
- Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии этой среды на формирование девиаций.
- Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов).
- Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги).
- Организация деятельности, альтернативной девиантной: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы), значимое общение, любовь, волонтёрство, творчество, деятельность (в том числе, профессиональная, религиозно-духовная и благотворительная).
- Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
- Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.
- Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированной девиации. Она направлена на профилактику рецидивов, минимизацию негативных последствий.
Резюме: значение работы с людьми с деструктивными девиациями поведения
Работа с людьми с девиациями важна для общества, так как решает сразу несколько задач:
- Сокращает уровень преступности. Работа с людьми, склонными к преступности, помогает им изменить своё поведение, не совершать преступления/правонарушения в будущем.
- Повышает уровень безопасности. Работа с людьми, склонными к насилию, помогает им научиться контролировать себя и не причинять вреда другим.
- Повышает уровень социальной стабильности. Работа с людьми, склонными к деструктивному поведению, помогает им стать более продуктивными членами общества, вносить свой вклад в его развитие и процветание.