Просмотр видео с роботами или анимацией, которые весьма реалистично имитируют человеческое поведение, может иногда вызывать беспокойство или даже отвращение. Это явление известно как эффект «зловещей долины». Он может проявляться в различных сферах, включая робототехнику и виртуальную реальность. Понимание природы этого эффекта помогает минимизировать его негативное воздействие.
В чём суть эффекта «зловещей долины»
Эффект «зловещей долины» был впервые описан японским робототехником Масахиро Мори в 1970-х гг. и относится к области реалистической аниматроники и робототехники. Согласно его исследованиям, когда робот или анимация имеет высокий уровень антропоморфности, то есть максимально приближены к человеческой физиологии и внешности, они вызывают положительные эмоциональные реакции у наблюдателя. Однако, при достижении определённого уровня сходства с человеком, но не полной идентичности, возникает неприятие.
Чтобы проиллюстрировать эффект «зловещей долины», Мори представил линейный график, который показывает восприятие антропоморфных объектов в зависимости от степени их сходства с человеком. График имеет характерную форму «долины», которая показывает, что при достижении соответствующей степени сходства эмоциональная реакция зрителей резко падает и становится негативной. Этот уровень и называется «зловещей долиной».
Что может вызвать эффект «зловещей долины»
Не все объекты, схожие с человеком, вызывают страх или отторжение. Для этого они должны быть максимально приближены, но не идентичны. К основным категориям, вызывающим синдром «зловещей долины» относятся:
— Реалистичные роботы. Когда роботы имеют чрезвычайно реалистичный внешний вид, например, детально смоделированную физиологию, реалистичные лица и движения, они могут войти в «зловещую долину». Примером может служить Японский робот Geminoid или андроиды, которые стремятся уловить каждую мельчайшую деталь человеческой анатомии. При такой высокой степени сходства, но не полной идентичности, наблюдатели могут испытывать ощущение необычности и беспокойства, вызванные недостаточной естественностью робота.
— Куклы и манекены. Некоторые куклы или манекены, созданные для симуляции человеческой внешности, также могут вызывать эффект неприятия. Если кукла имеет высокую степень реалистичности, но всё равно присутствуют некоторые отличия от настоящего человека, это может вызвать у наблюдателей неприятные эмоции.
— Компьютерная графика. Виртуальные персонажи, созданные с использованием компьютерной графики, входят в число объектов, провоцирующих эффект «зловещей долины». Когда их имитация приближается к реальности, но не достигает полной идентичности, возникает ощущение неестественностии, что может вызывать у людей недоверие или отвращение.
Точные границы «зловещей долины» могут быть субъективными и различаться у разных людей. У некоторых может быть более высокая планка ощущения эффекта, в то время как другие более терпимы к степени сходства. Также важным фактором восприятия может быть степень погружения и реалистичности объекта.
Кто подвержен эффекту «зловещей долины»
В мире развлечений, особенно в фильмах или компьютерных играх, создаются виртуальные персонажи или миры, которые могут вызывать эффект «зловещей долины». Режиссёры и разработчики стремятся создать потрясающие визуальные впечатления, но иногда сталкиваются с субъективными ограничениями приближения к реальности, что может вызвать странное или недоверчивое восприятие со стороны зрителя или игрока.
Синдром «зловещей долины» воздействует на разных людей в разной степени. Однако, можно выделить некоторые особенности, способствующие возникновению этого эффекта:
— Люди, не имеющие опыта работы или взаимодействия с роботами или андроидами. Новое и непривычное может вызывать у них ощущение страха или неприятия. Отсутствие опыта взаимодействия с искусственными объектами может привести к восприятию их поведения как непредсказуемого и неестественного.
— Люди со слабой технической грамотностью или низким уровнем информированности о робототехнике. Отсутствие понимания принципов работы роботов может усиливать ощущение отторжения. Люди с ограниченными знаниями по этой теме могут воспринимать их поведение как угрожающее.
— Люди, у которых есть негативные предубеждения или страхи, связанные с прогрессом технологий или искусственным интеллектом. Популярные художественные произведения, изображающие андроидов в негативном свете, могут усиливать эти предубеждения.
— Люди, чьи личные или профессиональные интересы могут пострадать от автоматизации или замены труда роботами. Их страх потерять рабочие места или стать ненужными может приводить к неприятию роботов и андроидов.
— Люди, работающие в области робототехники. Они внимательно изучают различные аспекты человеческого восприятия и пытаются создать как можно более приближенных к реальному человеческому облику и поведению роботов.
— Люди с повышенным уровнем тревожности и эмоциональной лабильности. Они отличаются большей впечатлительностью и сильнее подвержены влиянию эмоций.
Эффективно управлять эмоциональными состояниями и трансформировать негативные установки в положительные помогает когнитивно-поведенческая терапия. Пройдите программу подготовки и применяйте полученные знания в профессии и для личного развития. По завершении курса вы получите диплом, который не уступает вузовскому и позволяет вести профессиональную деятельность.
Получить грантЧто вызывает дискомфорт
Дискомфорт во взаимодействии с антропоморфными объектами, такими как роботы или манекены, может быть вызван несколькими факторами:
— Трудности с идентификацией. Объекты, которые имеют форму и черты, сходные с человеком, могут вызывать затруднения в идентификации. Мозг человека подсознательно стремится классифицировать увиденное и определять объекты как живые или неодушевлённые. Когда он сталкивается с тем, что находятся в промежутке между этими категориями, это может вызывать дискомфорт.
— Страх неизвестности. Человек часто испытывает страх перед тем, что не может предсказать. Он можем не знать, как будут вести себя или как могут влиять на нашу жизнь антропоморфные объекты. Этот страх перед неизведанным вызывает некоторую степень тревожности.
— Неоправданные ожидания. Когда антропоморфный объект ведёт себя не так, как это ожидается от человека, это может вызывать дискомфорт. Неуместное или неестественное поведение, неподходящий темперамент и даже неудачное общение могут вызвать разочарование.
— Несоответствие эстетическим предпочтениям. Антропоморфные объекты могут иметь внешний вид или дизайн, который не соответствует эстетическим предпочтениям человека. Когда объект помещается в среду, не гармонирующую с его внешним видом, могут возникнуть чувства противоречия и неприязни.
— Страх потери контроля. Некоторые люди могут испытывать дискомфорт при взаимодействии с антропоморфными объектами из-за потери чувства контроля. Когда человек не может управлять действиями объекта, это вызывает чувство беспомощности и тревоги.
Это некоторые из факторов, которые могут приводить к появлению дискомфорта во взаимодействии с антропоморфными объектами. Помимо этого, индивидуальные различия, предыдущий опыт и культурные факторы могут также оказывать существенное влияние на реакцию людей на такие объекты.
Что такое виртуальная реальность? Заменят ли ИИ психологов? Как жить в эре виртуальной реальности? Что кардинально нового привнесли в наш мир интернет, социальные сети и VR-технологии?
В выпуске шоу «Не советуй!» разбираемся в этих вопросах с особым гостем — доктором психологических наук, деканом факультета психологии РАНХиГС Владимиром Спиридоновым:
Почему антропоморфные роботы пугают
Антропоморфные роботы созданы по образу человека. Пока технологии не позволяют создать абсолютно идентичные объекты, что вызывает внутреннее беспокойство при взгляде на них. Причин тому несколько:
— Неестественная мимика и движения. Некоторые антропоморфные роботы пытаются имитировать человеческую мимику и движения, но при этом у них не хватает естественности и плавности. Это может создавать ощущение неправдоподобности, что вызывает дискомфорт и пугает.
— Механический голос. Шумы, неестественное звучание или эхо, как будто голос исходит из трубы, вызывают диссонанс, если робот выглядит близко к человеку. Также, может быть обратная ситуация: не очень реалистичный робот с человеческим голосом может напугать или встревожить.
— Невозможность сопереживать. Человеку присуща способность сопереживать и эмоционально откликаться на других людей. Однако антропоморфные роботы, несмотря на свою внешность, в действительности не обладают эмоциями и способностью сочувствовать. Это отсутствие эмоций и искусственность робота может показаться некоторым людям ненастоящими и пугающим.
— Невозможность получить адекватную обратную связь. Человек взаимодействует с другими людьми, ожидая ответной реакции на свои действия и эмоции. Однако антропоморфные роботы не всегда в состоянии предоставить такую обратную связь на том же уровне, как это делают люди. Это может вызывать ощущение потери контакта и отсутствие глубины коммуникации, что может вызывать страх или недоверие.
В целом, пугающие аспекты антропоморфных роботов связаны с восприятием и ожиданиями человека относительно подлинности и способностей робота. Развитие технологий и улучшение дизайна и программирования роботов могут уменьшить эти страхи и создать более естественные и доверительные взаимодействия между человеком и роботом.
Как можно работать с эффектом «зловещей долины»
Объекты, старающиеся имитировать человеческое поведение и внешность, вызывают у людей негативную эмоциональную реакцию. Для того чтобы уменьшить или устранить этот эффект, учёные, занимающиеся вопросом «зловещенй долины», предлагают использовать один из двух методов: избегание или преодоление.
Чтобы избежать эффекта «зловещей долины», разработчики роботов стараются создавать антропоморфные устройства, которые не выглядят точной копией человека. Они уделяют особое внимание тому, чтобы в роботе была заметна его механическая природа. Цель такого подхода — избежать слишком большого различия между ожиданиями людей и реальным поведением робота. Это могут быть видимые электронные или механические части, а также заметные маркировки или сигналы, которые указывают на то, что это робот, а не человек.
С другой стороны, в области робототехники также проводятся исследования, направленные на преодоление эффекта «зловещей долины». Сюда входит разработка методов и технологий, повышающих реалистичность и приемлемость антропоморфных объектов. Преодолеть этот эффект можно за счет улучшения внешнего вида, мимики, жестов и общего поведения робота, чтобы сделать его более естественным и более соответствующим ожиданиям человека.
Технологии, используемые для преодоления эффекта «зловещей долины», включают разработку гибкой кожи, которая придаёт роботам более реалистичный и изящный вид. Также проводятся исследования по созданию более точной мимики и выразительности лиц у роботов, чтобы они могли передавать эмоции и состояния, как человек. Некоторые исследователи также обращаются к областям искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы разработать более интуитивное поведение и взаимодействие робота с окружающей средой.
Избегание и преодоление эффекта «зловещей долины» в сфере робототехники являются важными направлениями работы для создания более приемлемых и эмоционально привлекательных антропоморфных объектов. Разработчики и исследователи стараются найти баланс между реалистичностью и комфортом, чтобы роботы могли быть успешно приняты и взаимодействовать с людьми в различных сферах жизни.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Можно ли преодолеть эффект «зловещей долины» и как это сделать
Немецкие исследователи из Университета Дуйсбург-Эссен и Института магнитно-резонансной томографии Эрвина Л. Хана сделали важное открытие в попытке разгадать загадку эффекта «зловещей долины». Они обнаружили, что ключ к этому явлению лежит в префронтальной коре мозга, отвечающей за мышление и рассуждение. Оказалось, что одна из её частей различает живых людей от объектов, похожих на людей, а другая — оценивает, насколько объект воспринимается как приятный. Это открытие подсказывает, что если создать робота, воспринимаемого мозгом как живой человек, то эффекта «зловещей долины» можно будет избежать.
Человек, в отличие от робота или анимации, способен осознавать и контролировать свои эмоции и реакции. Преодоление эффекта «зловещей долины» во многом зависит от восприятия и понимания человеком природы и цели робота или анимации.
Важным аспектом является осознание того, что робот или анимация являются искусственными созданиями, лишёнными настоящих эмоций и интеллекта человека. Понимание того, что они имитируют человеческое поведение с помощью алгоритмов и программ, помогает снизить возможные отрицательные эмоциональные реакции.
Также важным фактором является образование и информированность о технологиях робототехники и их целях. Чем больше люди знают о принципах работы, ограничениях и намерениях роботов, тем меньше вероятность, что они испытают враждебную реакцию ил испуг.
Взаимодействие с роботами через обучение и передачу опыта также может помочь преодолеть эффект «зловещей долины». Контакт может выстраиваться как из роли пользователя, так и из роли оператора или разработчика роботов. Чем больше человек понимает возможности и ограничения машины, тем меньше страха и неприятия он испытывает.
Страх или неприятие антропоморфных объектов можно преодолеть через повышение качества и реалистичности их внешнего вида и поведения. Развитие технологий, сокращающих различие между внешним видом и поведением с человеческими, позволяет роботам стать более естественными и комфортными для взаимодействия.
Преодоление эффекта «зловещей долины» — это путь к созданию более гармоничного сосуществования человека и роботов. Это не только устранит барьер неприятия, но и откроет новые возможности для использования робототехники в различных сферах жизни, делая её более привлекательной и полезной для людей.