Главная
Блог
Где может работать психолог?

Где может работать психолог?

Психология как профессия включает в себя несколько направлений:

  • Психотерапию. Это лечение психологических расстройств и проблем с помощью различных методов: психоаналитическая терапия, поведенческая терапия.
  • Психологическое консультирование. Это помощь людям в решении различных проблем: трудности в отношениях, стресс, тревога, фобии.
  • Психологическое тестирование. Оценка психологических особенностей человека: интеллект, способности, личность и другие.
  • Исследования в области психологии. Изучение различных аспектов человеческого поведения и психической деятельности.

Значение и разнообразие профессии психолога

Практически везде, где работают, общаются и взаимодействуют люди, требуются профессиональные услуги психологов. Их опыт и возможности используются повсеместно: в медицине, искусстве, политике, семейной жизни, общении, экономике, на производстве и в спорте. Эти и другие направления опираются на результаты психологических исследований и работу психолога для повышения эффективности. Так, конфликтолог в большой компании выявляет и нейтрализует конфликты и недопонимания между сотрудниками, чем стабилизирует благоприятный психологический микроклимат в организации, и улучшает общую продуктивность персонала.

Роль психологов в клиниках и больницах

Работа психологов в клиниках и больницах позитивно влияет на качество оказываемых медицинских услуг. Они помогают пациентам справиться с эмоциональными и психологическими последствиями болезни, а также способствуют их выздоровлению, эмоционально настраивая на позитивный результат лечения. Также психологическая помощь и поддержка требуется медицинскому персоналу. Врачи, медсестры и санитарки постоянно взаимодействуют с людьми, которым плохо, которые тяжело переживают иногда неизлечимые заболевания, а также с их родственниками. Психолог работает с ними, чтобы предотвратить профессиональные деформацию, выгорание.

Психологи в медицине работают во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях:

  • охрана материнства и детства (перинатальный, детский психолог);
  • экстремальная медицина (помощь жертвам стихийных бедствий, катастроф);
  • реабилитационная медицина (восстановление пациентов после болезни или травмы);
  • службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;
  • паллиативная помощь в онкологических, психоневрологических диспансерах, хосписах.

Эффективное сотрудничество психологов и врачей способствует улучшению качества медицинской помощи пациентам. Психологи помогают врачам лучше понять психологические аспекты болезни и её лечения, а также обеспечивают пациентам необходимую психологическую поддержку.

Поддержка пациентов и реабилитация

Особого внимания психологов требует этап диагностики и лечения, на котором больной узнает от врача и осознает, что болен тяжёлой болезнью. Часто такие новости вызывает у пациента:

  • тревогу, страхи за свою жизнь, здоровье;
  • мрачные (пессимистические) размышления о будущем;
  • подавленность («Я умру», «Бороться бесполезно»);
  • страх перед возможной инвалидностью;
  • ощущение краха карьеры, а подчас и всей жизни.

Боль, слабость, физический дискомфорт усугубляют стресс из-за само́й болезни. В таких случаях пациенты могут отказываться от лечения, что снижает его эффективность. Чтобы снизить развитие эмоциональных реакций на стресс, необходимо как можно раньше обеспечить пациентам психотерапевтическую поддержку.

Программы психологической помощи пациентам с тяжёлыми заболеваниями всегда индивидуальны и зависят от вида, тяжести диагноза, возраста пациента, его физического, психологического состояния. Но все они направленные на:

преодоление стресса, связанного с началом заболевания;
улучшение переносимости лечения;
сохранение качества жизни.

Психологическая реабилитация позволяет:

  • улучшать психологическое состояние больных;
  • сокращать сроки временной нетрудоспособности;
  • улучшать качество жизни больных и инвалидов.

Психологи помогают пациентам восстановиться после болезни или травмы. Например, психолог может помочь пациенту, перенёсшему инсульт, восстановить утраченные навыки речи или движения.

Работа медицинского психолога не ограничивается непосредственно помощью тяжелобольному человеку. Эта помощь требуется и родственникам больных.

Работа с родственниками проходит в формате консультаций. Специалист помогает наладить взаимоотношения в семье, проводит коррекцию гиперопеки, обучает специфике общения с больным с поправками на его заболевание.

Работа с психосоматическими проблемами

Под психосоматическими проблемами нужно понимать смещение переживаний и внутриличностных конфликтов человека из психологической сферы в телесную.

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то желудочными расстройствами, а у некоторых — болевыми синдромами. Но никаких признаков органического заболевания при этом не обнаруживается. Когда профильный врач приходит к пониманию, что у его клиента соматический характер заболевания, он приглашает клинического психолога.
Программа психологической помощи пациентам с соматическими расстройствами обычно состоит из следующих блоков:

  1. Психодиагностика. Психолог анализирует психологическое состояние пациента и выясняет причины, которые спровоцировали соматические проблемы.
  2. Психологическое консультирование, цель которого — создать мотивацию на лечение.
  3. Психокоррекция – психотерапевтические методики, направленные на устранение стресса и тревожности, которые помогают снизить болевой синдром, улучшить качество жизни пациента.

Психологи в школах, университетах и детских садах

Работа психолога в школах, университетах и детских садах неразрывно связана с образовательным и воспитательным процессами.

Психологическая диагностика. Полученные данные позволяют психологу понять проблемы ребёнка, выстроить свою работу для помощи ему:

  • выделить учащихся (воспитанников) «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях;
  • подготовить рекомендации для учителей (воспитателей) и родителей по взаимодействию с учащимися (воспитанниками).

Коррекционная работа. Направлена как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог также участвует и в других активностях учреждения:

  • в педсоветах и родительских собраниях, где принимает решения о возможности обучения ребёнка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс;
  • в наборе первоклассников, чтобы определить готовность ребёнка к школе.

Психолог дошкольного учреждения имеет свои специфические обязанности:

  • психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ;
  • психологическое сопровождение детей подготовительных групп: подготовка к школе, отслеживание динамики развития.

Основная деятельность и функции психолога в ВУЗе зависят от конкретных потребностей и задач студентов, а также от организационной структуры учебного заведения:

  • консультирование студентов и сотрудников профессорско-преподавательского состава;
  • психологическая помощь в карьерном планировании;
  • профилактика и поддержка психологического здоровья студентов;
  • психологическая диагностика студентов;
  • участие в разработке и внедрение программ обучения.

Это лишь некоторые из функций и задач, которые стоят перед психологами, которые работают в образовательных учреждениях.

Консультирование студентов и учеников

Консультирование — это форма психологической помощи, которая направлена на оказание содействия детям и молодёжи в осознании и решении их психологических проблем в процессе обучения.

Консультирование может осуществляться в индивидуальной или групповой форме, а также в рамках психолого-педагогического консилиума.

Цель консультирования — помочь ребёнку понять причины его проблем, проанализировать их, найти пути решения.

Психологическое консультирование может быть эффективным инструментом для решения разных психологических проблем, включая:

трудности в обучении и развитии;
проблемы поведения;
эмоциональные проблемы;
травматические переживания;
проблемы в межличностных отношениях.

Психологическое консультирование помогает школьникам и студентам улучшить качество их обучения, сделать жизнь более комфортной, достигать своих целей.

Психологическое консультирование родителей и педагогов помогает им лучше понять ребёнка, чтобы более эффективно взаимодействовать с ним.

Помощь в адаптации и развитии образовательных программ

Процесс обучения постоянно меняется. Чтобы адаптироваться к этим изменениям, необходимо исследование новых методов преподавания. Этим занимается педагогическая психология.

Основное содержание педагогической психологии составляют психологические закономерности процессов обучения, воспитания.

Для педагогической деятельности психология устанавливает, что, как и в какой последовательности необходимо передавать детям, чтобы получить нужный результат. С этой целью в психологии проводятся разнообразные исследования и эксперименты, на базе которых разрабатываются психологические теории и концепции обучения.

Кроме того, психология, используя возможности психодиагностики, позволяет правильно оценить результаты процессов педагогического воздействия.

Педагогическая психология также предоставляет научно обоснованные рекомендации по учёту возрастных особенностей детей, чтобы поставленные цели и задачи обучения, воспитания соответствовали их возможностям. К примеру, первоклассники вряд ли выдержит 5 сложных уроков подряд, поэтому в их расписании математика, русский язык и чтение обязательно разбавляются физкультурой, музыкой и рисованием. А вот со старшеклассниками всё обстоит наоборот. Им тяжелее переключаться с серьёзного настроя на лёгкий и обратно, поэтому у них физика, химия и алгебра часто идут парами. Такой же подход применяется и в формировании не только учебной нагрузки, но и подачи/содержания учебного материала.

Семейная и индивидуальная консультация

Индивидуальная психология работает с внутренним миром одного человека. Упор делается не на отношения, а на его состояние, психологические травмы, комплексы, страхи. Её цель помочь человеку преодолеть проблему, тем самым повысить качество жизни.

Семейная консультация работает шире: отношения с партнёром выходят на первый план, в центре внимания —– семья и атмосфера в ней. Ситуация обсуждается с двух сторон — учитывается точка зрения обоих партнёров, есть возможность взглянуть на проблему под разным углом.

Так психотерапевт более точно определяет проблему, а найти пути её решения становится проще. Такая терапия более эффективна, так как специалист работает не с одним человеком, а с целой системой — семьёй.

Семейная консультация особенно актуальна, когда затрагивается вопрос детско-родительских отношений.

Работа психологов в частной практике

Когда психолог, набирает практический опыт, обычно это 3-6 лет работы в профессии, он может открыть свою частную практику.

У частной практики есть свои преимущества:

  • больше свободы в выборе методов и подходов к работе с клиентами;
  • более высокий доход, чем при работе в штате организации;
  • возможность самостоятельно регулировать нагрузку, график работы.

Но при этом психолог должен сам заниматься продвижением своей практики и поиском клиентов.

Частная практика включает в себя:

  • Психологическое консультирование. Помощь клиенту в решении его проблемной ситуации.
  • Психотерапия. Лечение психологических расстройств и проблем разговорных техник, поведенческой терапии, гештальт-терапии.
  • Психологическое тестирование. Оценка психологических особенностей человека (интеллект, способности, личность).

Частная психологическая практика может осуществляться в следующих форматах:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые консультации;
  • семейная терапия.

Психотерапия и консультирование в семейных и личных вопросах

Психологическое консультирование. Психолог работает с клиентом через диалог, исследуя и разбирая то, как возникла проблема клиента. Специалист помогает ему осознать и принять свои мысли и чувства, найти способы преодоления проблемы.

Психотерапия. Форма лечения глубинных проблем человека. Для этого психолог использует терапевтические методы для работы с клиентом на более глубоком уровне.

Цель психотерапии — помочь клиенту разрешить эмоциональные и психологические проблемы, изменить негативные убеждения и поведенческие паттерны, достичь лучшего психического состояния, благополучия.

Психотерапия требует времени и применения специализированных методов.

Развитие личности и самосознание

Развитие личности и самосознания — это процесс, который идёт на протяжении всей жизни человека. Если он по какой-то причине останавливается, то личность впадает в состояние дисбаланса между осознанием себя и реальностью. Психолог помогает своим клиентам разобраться в себе, восстановить здоровые процессы роста и осознанности, предоставляя ему поддержку, руководство и инструменты для самопознания:

  • создаёт безопасную и доверительную атмосферу, в которой клиент чувствует себя комфортно, может свободно выражать себя;
  • помогает клиенту в осознании своих мыслей, чувств, стремлений и желаний;
  • расширяет представление клиента о себе, мире, перспективах;
  • помогает развить клиенту навыки саморегуляции, самоконтроля;
  • поддерживает клиента в принятии себя, других.

Работа над развитием личности и самосознания приносит позитивные изменения в жизнь клиента.

Корпорации и бизнес

Руководство компаний всё чаще берёт на себя заботу о психологическом состоянии сотрудников и создании продуктивной атмосферы в компании. Привлекаются психологи для повышения стрессоустойчивости специалистов, предотвращения профессионального выгорания, развития навыков общения и продуктивного разрешения споров и конфликтов.

Психологическая поддержка в организациях и компаниях

Работа корпоративного психолога направлена на решение таких задач:

  • создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
  • повышение эффективности труда сотрудников;
  • снижение текучести кадров.

Крупные компании имеют в штате корпоративного психолога или даже психологическую службу. Штатный психолог в компании выполняет сразу несколько функций:

экспертную (или исследовательскую);
консультативную;
педагогическую;
просветительскую.

Не у всех компаний есть возможность содержать психолога штатной единицей. Поэтому для решения каких-то конкретных задач компания может привлечь независимого психолога-консультанта:

  • аттестации персонала;
  • исследования психологического климата в компании;
  • организации тренинга, вебинара;
  • ликвидации внутреннего конфликта.

Компания может заключить договор с психологическим сервисом, предоставив своим работникам и членам их семей бесплатный доступ к сеансам психотерапии.

К примеру, психологи платформы Smart работают с разными проблемами, с которыми сталкиваются люди на работе. Они помогаю разобраться с ментальной составляющей конфликта или недопонимания, а также помогают клиенту:

  • найти здоровые способы выхода из трудных ситуаций;
  • выстроить стратегии организации здоровых межличностных взаимодействий с коллегами/клиентами компании.

Работа с коллективом и управление стрессом

Даже в компаниях хорошо выстроенным управлением могут возникать негативные ситуации, вызывающие стресс у сотрудников. Излишний стресс может быть разрушительным как для работника, так и для компании, поэтому управление конфликтными изменениями и стрессами тоже входит в зону ответственности психолога.

Психолог помогает членам коллектива научиться более эффективно справляться со стрессом. Это снижает его уровень в коллективе, повышает качество жизни работников и степень их удовлетворённости от работы. Что, в свою очередь, решает ещё две важных задачи: повышает лояльность к компании и увеличивает вовлечённость сотрудников в рабочие процессы.

Вот некоторые конкретные примеры того, как психолог работает с коллективом:

  • организация тренингов по коммуникации, командообразованию и управлению конфликтами;
  • индивидуальные консультации с сотрудниками из-за стресса или других психологических проблем;
  • разработка программ по развитию личности, самосознания сотрудников.

Также управление стрессом на уровне организации происходит по следующим взаимосвязанным направлениям, которые используют в свой работы HR и кадровики:

  • постановка чётких, выполнимых задач.
  • подбор и расстановка кадров;
  • планирование работ;
  • взаимодействие персонала и совместное принятие решений;
  • программы реабилитации сотрудников.

Фактором предупреждения развития конфликтной ситуации являются мероприятия, которые проводятся в интересах работников, например, тимбилдинг и другие позитивные активности: совместные занятия спортом, благотворительность, питание, досуг. К их организации, а точнее смысловой составляющей также привлекаются психологи.

Психологическая работа в спортивной сфере и тренингах

Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов. Это работа с личностные проблемами спортсменов и тренеров, помощь в решении трудностей коммуникаций, изменение поведенческих паттернов, которые мешают достигать нужных спортивных достижений.

Работа спортивного психолога состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена к спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:

  • Психодиагностику. Изучение спортсмена и его возможностей в определённых условиях спортивной деятельности.
  • Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации. Они могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам — всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом.
  • Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
  • Психологическую подготовку тренера и спортсмена.

Подготовка спортсменов и управление эмоциями в соревнованиях

В психологической подготовке спортсмена различают четыре её вида:

  1. Психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу.
  2. Общая психологическая подготовка к соревнованиям.
  3. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
  4. Коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

Такое управление осуществляется, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.

Общая психологическая подготовка включает в себя:

  • формирование мотивации спортсмена;
  • формирование личных качеств: коллективизма, дисциплинированности, организованности;
  • воспитание волевых качеств;
  • обучение приёмам саморегуляции психического состояния.

Содержание психологической работы со спортсменами, специалист определяет исходя из специфики вида спорта, возраста участников и условий, в которых проходят тренировки.

Тренинги по развитию лидерских навыков

Тренинги могут быть реализованы в разных формах:

  • персональные консультации для спортсменов индивидуальных видов спорта;
  • групповые курсы для команд (помогают сплочённости коллектива).

В боксёрах, борцах, теннисистах, легкоатлетах, пловцах необходимо прокачивать индивидуализм на грани эгоизма.

В то же время в командных игроках (футбол, хоккей, баскетбол) важен принцип коллективизма, умноженного на персональное мастерство отдельного исполнителя.

В работе со спортсменами психолог часто использует элементы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, психологические игры, диагностику и тестирование. Это помогает спортсменам снизить колоссальную эмоциональную нагрузку, которая ложится на них в связи с тяжелыми физическими нагрузками, а также с собственными и общественными ожиданиями от их деятельности (победы на соревнованиях, олимпиадах, турнирах).

Профессия психолога прочно вошла в нашу жизнь. Помощь психолога, его знания и опыт требуется везде, где, так или иначе, люди взаимодействуют между собой. Знания о психологии человека и способах воздействия на нее, которым в полной мере владеет специалист, помогают решать большинство проблем, с которыми сталкиваются люди: начиная с самопознания/принятия себя до разработки стратегий выборной компании политической партии, в контексте позиционирования и специфики взаимодействия с избирателями.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению