Блог
Игровая терапия: как использовать игру для разрешения детских проблем
136
#детскаяпсихология
25 мая, 2023

Игровая терапия: как использовать игру для разрешения детских проблем

742
5 мин.

Игровая терапия — психологический метод, применяемый для коррекции поведения клиента. Чаще всего техника используется в отношении детей. Специалист погружает ребёнка в игровые условия, внутри которых он может полноценно выразить и исследовать собственную личность. Психолог обеспечивает клиента игрушками и выстраивает с ним безопасные отношения. 

Даже самые маленькие дети — это уже полноценные люди со своими желаниями. Но ребёнок, в отличие от взрослого человека, редко может прямо и адекватно рассказать о своих чувствах, переживаниях и потребностях. Детям часто бывает трудно подобрать слова, чтобы описать свои мысли. Поэтому тут на помощь психологу приходит игра. 

Игра — естественный способ коммуникации для детей. Они могут показать свои истинные чувства через символический выбор вещей и игровых обстоятельств. Игрушки буквально заменяют для ребёнка слова, ведь он еще не освоил мир взрослых ценностей и правил. Роль психолога заключается в том, чтобы с помощью игрушек «разговорить» ребёнка, а затем поменять его поведение на необходимое.

Дети особым образом транслируют свой личный опыт, когда играют. Они получают чувство контроля над ситуацией внутри придуманной истории. Ребёнок испытывает удовольствие от самого процесса игры, а не от её результата.

Проведением игровой терапии обычно занимаются специально обученные психологи. Родители или педагоги тоже могут частично применять этот метод в общении с детьми.

Когда психологи применяют игротерапию

Игровая терапия широко используется психологами при работе с детьми. Метод эффективен для решения следующих проблем:

  • конфликты в семье;
  • элективный мутизм;
  • затруднения в чтении;
  • агрессивное поведение;
  • замкнутость и необщительность;
  • фобические реакции;
  • повышенная тревожность;
  • трудности в обучении;
  • отставание в речевом развитии;
  • заикание;
  • последствия насилия.

Игровой метод помогает улучшить эмоциональное состояние ребёнка после развода родителей или расставания с близким человеком. Также терапия применяется для коррекции интеллектуального развития умственно отсталых детей.

Игровая терапия неэффективна для детей с тяжёлой степенью аутизма или неконтактной шизофренией.

Виды игровой терапии

Психологическая наука выделяет несколько разных видов игровой терапии. Рассмотрим основные направления:

Терапия отреагирования. Метод применяется для работы с детьми, которые пережили травмирующие события. В рамках игры ребёнок должен заново столкнуться со стрессовой ситуацией, но уже в безопасных обстоятельствах. Под контролем терапевта ребёнок переходит от пассивной роли пострадавшего к активной деятельности. Он снимает тревожное напряжение за счёт проигрывания другой модели поведения.
Терапия построения отношений Этот метод делает акцент на лечебное влияние доверительного общения между клиентом и терапевтом. Игра нужна, чтобы ребёнок ощутил себя отдельной личностью со своими желаниями. Он начинает адекватно себя воспринимать. При этом ребёнок учится выстраивать отношения с отличающимися от него людьми.
Психоаналитический подход. Метод предполагает, что поведением ребёнка руководят скрытые мотивы. Игра выступает способом проникнуть в детское бессознательное. В ходе игры ребёнок может свободно самовыражаться. Терапевт отвлечённо наблюдает за спонтанными действиями ребёнка и анализирует его поведение.
Директивная терапия. Метод основан на теории социального научения. Цель терапевта — обучить ребёнка конкретной форме поведения через подражание. Специалист становится ролевой моделью для клиента. Психолог использует свой педагогический авторитет, чтобы руководить ребёнком. Терапевт структурирует поведение клиента и направляет его к одобряемой форме активности.
Недирективная терапия (центрированная на клиенте). Метод применяется для развития самопознания и самоуправления у ребёнка. Терапевт не пытается руководить им или менять его поведение. Ребёнку предоставляется возможность играть в хорошо оснащённой комнате. Там он может делать то, что считает нужным.
Терапия в условиях школы. Метод рассчитан на превентивную психологическую помощь. Дети из начальной школы проходят этот вид терапии, чтобы научиться лучше усваивать знания. Работа психолога органично дополняет образовательный процесс. Дети приобретают навыки запоминания и обработки информации.

Также выделяют индивидуальный и групповой вид игровой терапии. Индивидуальные сеансы нужны для решения личных проблем ребёнка.

Групповая терапия особенно эффективна в качестве первого занятия. В окружении сверстников детям легче пойти на контакт с незнакомым взрослым человеком. Ребёнок будет чувствовать себя комфортнее, если окажется в новой ситуации вместе с другими детьми, а не в одиночестве. Занятия в группах могут проводиться, например, при терапии в условиях школы.

Выбор вида игровой терапии зависит от типа проблемы у ребёнка. Каждый подход предполагает разные цели и способы изменения поведения клиента.

Гранты до 40 000 ₽

Бесплатные обучающие материалы, бонусы,
скидки на обучение для подписчиков
нашего Telegram-канала

Функции игровой терапии

Игровая терапия призвана скорректировать проблемное поведение детей. Ребёнок получает возможность позитивно расти под контролем взрослого, который его поддерживает и понимает.

В ходе игры ребёнок учится:

  1. Управлять своими чувствами и эмоциями.
  2. Самостоятельно выбирать модель поведения.
  3. Справляться с настоящими или будущими проблемами.
  4. Нести ответственность за свои решения.
  5. Контролировать стрессовую ситуацию.
  6. Преодолевать трудности.

Без практики ребёнок не сможет научиться принимать решения и контролировать эмоции. В условиях игры он получает свободу действий в предлагаемых обстоятельствах. Клиент приобретает веру в себя и формирует позитивный образ собственной личности.

Функции игротерапии:

  • Диагностическая. Терапевт составляет психологический портрет личности клиента. Через спонтанные действия ребёнок показывает свои отношения с семьей и окружающим миром.
  • Лечебная. Ребёнок проигрывает свои болезненные переживания и страхи. Психолог помогает избавиться от них. Ребёнок постепенно учится спокойно реагировать на триггеры из прошлого.
  • Обучающая. Психолог целенаправленно объясняет ребёнку, как правильно вести себя в конкретной ситуации. В течение нескольких сеансов его модель поведения перестраивается и закрепляется.

Игровая терапия помогает маленькому клиенту успешно социализироваться, учит его безопасно решать конфликты.

Правила проведения игровой терапии

Игровая терапия обычно осуществляется в несколько сеансов, чтобы полностью закрепить результат. У каждого вида терапии есть свои особенности проведения. 

На предварительном сеансе родители должны обсудить со специалистом проблему их ребёнка. Психолог определяет, какой вид игровой терапии подойдет в этом случае. Он подбирает игровой сценарий и необходимые материалы. Затем проводится первичный сеанс с участием ребёнка.

Ребёнок знакомится со средой игровой комнаты. Психолог устанавливает контакт с клиентом.
Терапевт в игровой форме прорабатывает с ребёнком его переживания из реальной жизни. Психолог демонстрирует правильный алгоритм действий для решения проблемной ситуации.
Ребёнок обучается нужной модели поведения. Он приобретает навык регулирования своих эмоций и действий.
Терапевт закрепляет результат с ребёнком через повторение.

Что должен делать психолог по отношению к ребёнку:

— Выстраивать доверительные отношения.

— Давать большую степень свободы действий.

— Уметь распознавать чувства и желания.

— Принимать и поддерживать решения.

— Не снимать ответственность за поступки.

— Избегать критики и осуждения.

Игровая терапия обычно проводится в специальной комнате. Помещение должно выглядеть безопасно, тепло и уютно. В комфортной обстановке терапевту будет легче расположить к себе ребёнка.

Психолог подбирает особые игрушки и материалы в соответствии с возрастом клиента. Предметы, с которыми будет играть ребёнок, должны давать широкий простор для самовыражения и эмоциональных реакций. Например, кукольная семья позволит разыгрывать сценки с участием родственников. Игрушки должны сразу привлечь внимание и заинтересовать.

Игрушки для терапии делятся на три большие группы:

  1. Игрушки из реальной жизни: куклы, домики, марионетки, машинки. С их помощью ребёнок показывает кризисы и конфликты в своей семье. Например, выражает страх из-за развода родителей или гнев из-за соперничества с братьями и сёстрами.
  2. Игрушки для отреагирования агрессии: солдатики, резиновые ружья и ножи, дикие животные. Ещё для этого подойдет глина. Её можно интенсивно мять, кидать, бить, рвать на куски. С помощью таких игрушек у ребёнка получится выразить сильные негативные эмоции.
  3. Материалы для творческого самовыражения и ослабления эмоций: краски, бумага, кубики. Ребёнок точно испытает удовольствие от игры, потому что эти вещи не ограничивают его фантазию. Песок и вода отлично подойдут для замкнутых или застенчивых детей.

По завершению терапии психолог обсуждает с родителями состоянии их ребёнка. Иногда он рекомендует, как конкретно нужно вести себя в определённых ситуациях. Также психолог может посоветовать обратиться за помощью к психиатру или другому врачу, если обнаружит симптомы болезни.

Во время игры с психологом ребёнок чувствует, что его действительно понимают и принимают. В таких условиях он способен преодолеть внутренние конфликты и страхи. Маленький клиент получает возможность личностно расти и развиваться. В этом и заключается ценность игровой терапии.

Одним из самых популярных курсов среди студентов онлайн-института психологии Smart является курс обучения на детского психолога. Люди проходят обучение в том числе для того, чтобы повысить свою компетенцию как родителей. Многие из них впоследствии становятся профессиональными психологами, поскольку получают официальный диплом по окончании обучения.

Оцените статью

Рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную