Непосредственно на интервизии в обязанности ведущего входит: следить за тем, чтобы все участники имели единое понимание программы, а сессия не выходила за ее рамки; подводить промежуточные итоги; соблюдать свою роль ведущего сессии, воздерживаясь от участия в обсуждении; наблюдать за тем, чтобы были задействованы все участники; следить за соблюдением правил поведения.
Для любого психолога важен обмен информацией о возможностях своей работы с клиентом, особенно, если клиент взаимодействует с несколькими специалистами. Участникам интервизии предоставляется возможность ознакомиться с методами и техниками работы, взглядами и подходами друг друга. Это позволяет более эффективно взаимодействовать между собой и решать профессиональные задачи в оказании помощи клиенту. Коллегиальность и равноправие участников позволяют также решать проблемы психологического климата в коллективе, что может быть особенно важным для психолога, сотрудничающего с разными специалистами.
Для успешной интервизии необходимо учитывать ряд моментов. Нижеприведенные рекомендации помогут участникам сессии получить максимальный результат.
Порядок проведения интервизии (примерная схема)
Как провести интервизию максимально эффективно
Предлагайте пути изменения или улучшения подхода, концентрируясь на обсуждаемом случае или проблеме, а не на человеке. Соедините свое мнение с опытом других участников. Ищите пути достижения единого понимания и консенсуса по обсуждаемым подходам, случаям, проблемам.
Единое понимание проблемы
Не забывайте об уважительном отношении к коллегам и их мнению. Например, поблагодарите участников за их точку зрения и вклад; извинитесь, если неправильно поняли и т.д.
Задавайте вопросы для прояснения деталей, чтобы объяснение было «что» и «как», а не «почему». Респондент, задающий подобный вопрос, ставит себя в неловкое положение, так как зачастую вопрос «почему» показывает, что вы не понимаете и поэтому осуждаете. Старайтесь задавать открытые вопросы для прояснения деталей, которые помогут участникам рассказать об их аргументах и мотивах (например, «Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее»). Такие вопросы более продуктивны, помогают получить больше важной информации и способствуют созданию атмосферы сотрудничества.
Избегание вопроса «почему?»
Интервизия призвана найти решение проблемы коллегиальным путем. Поэтому следует избегать наставлений и советов. Вместо этого можно предложить относящуюся к делу информацию, пробные предложения и обсудить альтернативные решения проблемы.
Коллегам, собравшимся на интервизию, следует избегать категоричности в своих высказываниях. Осуждение/опровержение действий коллег не приведет к положительным результатам.
Участники интервизионной группы должны четко понимать, чего ожидать от встречи. Это необходимо, чтобы хорошо подготовиться самим, а также избежать путаницы и неприятных сюрпризов.
Четкая формулировка тем и структура
Информация, прозвучавшая на интервизии, должна остаться конфиденциальной.
Важно не допускать иерархических отношений между участниками, включая ведущего. Равное положение всех респондентов — залог полноценного результата интервизии.
Выбор темы обсуждения. Если тема не была оговорена заранее, каждый участник выдвигает свою проблему и коллегиально выбирается наиболее актуальная.
Выступление интервизируемого с изложением сути проблемы и вопросов, которые возникли по ходу работы.
Реакция группы и вопросы: каждый участник делится тем, какие чувства вызвал у него рассказ интервизируемого, а затем все по очереди задают ему вопросы.
Гипотезы участников: каждый рассказывает свое видение ситуации и способ дальнейшей работы с клиентом.
Резюмирование: ведущий кратко обобщает все ранее сказанное — клиентский случай и варианты работы с ним, выделяя основные моменты.
Подведение итогов: все участники делятся впечатлениями от работы в группе.
Предложения: в конце встречи ведущий может вынести на обсуждение темы следующих интервизий.
Сосредоточьтесь больше на том, что люди делают или чувствуют сейчас, что дела и эмоции означают для них сейчас, что они видят в перспективе и т.д. Это позволяет получить более адекватную информацию для изменения поведения, чем обсуждение прошлого.
Не играйте роль «терапевта» или «психиатра»
Важно внимательно слушать и уделять внимание участникам. При этом старайтесь избегать роли «терапевта». Вопросы из серии «Расскажите, как вы себя чувствуете?», «Что это значит для вас?» могут привести к возникновению антипатии.
Обращайте внимание на чувства и эмоции участников, спрашивайте, что для них значит конкретное событие и т.д. Это дает людям глубокое понимание того, почему они повели себя именно так, как повели.
Преимущества интервизии как формы поддержки психолога
Регулярное участие в интервизорских группах поможет психологу поддерживать свой профессионализм и компетентность на должном уровне.