Образование
Найти психолога
Сотрудничество
Преподаватели
Информация

Как пережить развод/расставание и не упасть духом?

#семейныйпсихолог
11.10.2022
Расставание — это прекращение романтических отношений между людьми.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой полную реорганизацию семейной системы.

Стадии проживания развода по системе А. Маслоу

Меняется привычный уклад жизни. Бывшие партнёры сталкиваются с болью, разочарованием, потерей чувства стабильности и безопасности. Дискомфорт испытывает как инициатор разрыва отношений, так и вторая сторона. Полностью избежать эмоционального переживания утраты невозможно. Чтобы принять произошедшее понадобится время.

Период восстановления для каждого человека индивидуален: кому-то это удается быстрее, кому-то медленнее.
Развод сопровождается изменением жизненного уклада и неприятными эмоциональными состояниями, которые важно признавать и проживать. Восстановлению будут способствовать хобби, общение с близкими, консультации психолога. Если у вас есть дети, не стоит настраивать их против второго родителя и препятствовать их общению.

Будьте бережны к себе и дайте себе время для восстановления.
Развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий¹.

Как облегчить своё состояние после разрыва отношений?

«Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений могут сохраняться психологические последствия расставания. Как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины»
Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.
Такой жизненный период — это всегда стресс. Важно уметь поддержать себя и прийти ко внутренней гармонии. Предлагаем вам несколько способов для стабилизации состояния и выстраивания новой жизни.
— обращает внимание семейный психолог Ксения Юрьева.
01.
Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.
02.
Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы, либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.
03.
Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).
04.
Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.
05.
Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.
06.
Психологический развод. На эмоциональном уровне — это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно- поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.
07.
Не стоит делать вид, что ничего не произошло и пытаться казаться «сильным». Дайте эмоциям выход. Кричите в лесу, бейте подушку или грушу в тренажерном зале, если хочется плакать — плачьте. Позвольте себе любые эмоции. Если возможно, поделитесь переживаниями с близким другом или выпишите обиды на бумагу без всякой цензуры. Перечитывать их потом не нужно, зато можно разорвать бумагу или сжечь.
01.
Знакомства и свидания сразу после развода могут привести к ретравматизации. Придите в спокойное состояние, побудьте в одиночестве. Посвятите это время знакомству с собой: своими желаниями, увлечениями, ценностями.
02.
Возможно у вас были увлечения, которые до семейной жизни вас увлекали, но постепенно отошли на второй план. Если таких увлечений не было — подумайте, что бы вы хотели попробовать? Понемногу добавляйте такие занятия, новый опыт наполнит вашу жизнь яркими впечатлениями.
03.
Общение с родными и друзьями способствует восстановлению. Важно, чтобы разговоры были посвящены не только разводу. Уверены, что вы сможете найти множество воодушевляющих и интересных тем.
04.
Если вы чувствуете, что период восстановления затягивается, и вы не в силах справиться с эмоциями самостоятельно — воспользуйтесь профессиональной психологической поддержкой.
05.
Привычный уклад изменился, теперь нужно наладить свой быт, организовать расписание ребёнка. Составьте список конкретных дел и покупок на ближайшее время. Подумайте над организацией досуга и отдыха.
06.
Признайте свои эмоции..
Не спешите вступать в новые отношения.
Займитесь хобби.
Обратитесь к психологу.
Поддерживайте социальные контакты.
Обустройте дальнейшую жизнь.

Как помочь ребёнку принять развод родителей?

Не обсуждайте с ребёнком подробности ваших взаимоотношений, не ищите в ребёнке поддержку. Для него это непосильная ноша.

Не говорите плохого о бывшем супруге.

Инициируйте общение ребёнка с его вторым родителем.

Позвольте ребёнку испытывать его чувства, принимайте их.

Обратитесь к детскому психологу, если состояние ребёнка нестабильно.
¹ Р. Кочюнаса. Основы психологического консультирования.
М.: Академический проект. 1999 – С. 240.
Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению