Блог
Клиническая психология: определение, объект и предмет изучения
391
#клиническаяпсихология
13 июля, 2023

Клиническая психология: определение, объект и предмет изучения

822
6 мин.
Автор статьи
Алиса Депцова
  • Клинический психолог
  • Нейропсихолог
  • Детский психолог

«Мозг следует рассматривать как часть единой энергетической системы, которой является человек», — так написал в своей книге «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» американский психолог и психиатр Эрик Бёрн, занимавшийся изучением мотивов человеческого поведения.

Наше душевное состояние связано с физическим. Тяжёлые заболевания, инвалидность, глубокие психологические травмы и органические поражения мозга оказывают влияние на поведение человека, его способность взаимодействовать с реальностью, выстраивать социальные связи и в конечном итоге жить полноценной, приносящей радость и удовлетворение жизнью.

Для того, чтобы помочь такому человеку ориентироваться в мире, комфортно общаться и хорошо себя чувствовать, недостаточно только понимания законов, по которым работает наша психика. Необходимо также разбираться в физиологических, социальных, интеллектуальных и других аспектах деятельности человека. Это задачу решает клиническая психология.

Объект клинической психологии — это человек, испытывающий трудности с адаптацией и самореализацией, которые возникают из-за его физического, психологического или социального состояния.

Предметом клинической психологии являются психические расстройства, нарушения развития психики, разработка методов изучения и лечения.

Клинический психолог изучает анатомию и физиологию нервной системы, разбирается, как работает психика в норме и в патологии. Занимается нарушениями памяти, внимания, мышления и речи, расстройствами личности и психологическими особенностями соматических заболеваний. Владеет методами, позволяющими продиагностировать проблему и оказать помощь в её решении.

Деятельность клинических психологов распространяется на области медицины и здравоохранения, образования, социальной поддержки и адаптации, работы силовых структур и подразделений чрезвычайного реагирования. Она направлена на формирование и увеличение психологических ресурсов человека, его адаптационного потенциала и гармонизацию психического состояния.

Цели и задачи клинической психологии

Клиническая психология решает следующие задачи:

  • изучение психологических и социальных факторов, влияющих на поведение и формирование личности ребёнка, их профилактика и корректировка;
  • изучение преобразования психических функций при соматических заболеваниях;
  • исследование различных типов личности, определение их влияния на то, как человек реагирует на заболевание;
  • изучение психологических особенностей, сопровождающих различные заболевания;
  • изучение проблем в семье как фактора, влияющего на возникновение психологических проблем;
  • консультирование, терапия и психокоррекция;
  • разработка принципов и методов клинико-психологических исследований.

Можно выделить несколько направлений деятельности клинических психологов:

Кризисные ситуации. Психолог помогает справиться с кризисным состоянием: осознать, принять и прожить, сделать это наиболее эффективно и безопасно.
Реабилитация. Специалист помогает адаптироваться к жизни, наладить общение с близкими, социализироваться и самореализоваться. Такая помощь необходима при тяжёлых хронических заболеваниях, онкологии, инсультах, а также детям с нарушениями развития.
Диагностика и лечение психических нарушений и расстройств. Клинический психолог может определить проблему, назначить медикаменты, провести психотерапию и дать направление к смежным специалистам.

Клиническая психология содержит в себе следующие разделы:

  1. Психосоматика. Исследует проблемы взаимосвязи тяжёлых болезней тела, таких как ишемия, язвенная болезнь, бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь, нейродермит, псориаз и т. д,  с психологическим состоянием человека.
  2. Патопсихология. Занимается проблемами нарушения психики и адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы и поиском эффективных коррекционных методов лечения.
  3. Нейропсихология. Изучает причинно-следственные связи между поражениями мозга и центральной нервной системы и их влиянием на психические процессы и познавательную функцию.
  4. Психокоррекция. Занимается психотерапией и реабилитацией при помощи медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Проводит психогигиену и профилактику психических расстройств.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используются различные методы, позволяющие определить норму или патологию состояния пациента. Выбор конкретной методики зависит от задачи, стоящей перед психологом и состояния больного.

Клиническое интервью

Позволяет оценить перспективы работы с пациентом, определить необходимость привлечения других специалистов.

— Сначала специалист выслушивает пациента, фиксирует его жалобы. Задаёт уточняющие вопросы: что и как давно беспокоит, что предшествовало возникновению состояния, как пациент с этим справляется, обращался ли ещё к кому-то за помощью.

— Далее психолог собирает общие сведения: возраст, образование, семейное положение, место работы, хобби. Уточняет, удовлетворён ли пациент различными сферами своей жизни: семейным и финансовым положением, ситуацией с жильём и досугом.

— Выясняет, в каком состоянии находятся отношения с родителями: полная ли семья, кто участвовал в воспитании, есть братья и сёстры. Просит сравнить отношения с отцом и матерью в детстве и во взрослом возрасте, отметить, что поменялось. Уточняет, были ли в семье хронические заболевания, психические расстройства или зависимости.

— Просит вспомнить значимые по мнению пациента события детства, подросткового возраста, какие были успеваемость, нагрузка и роль в школьном коллективе, отношения с противоположным полом и первый опыт зарабатывания денег.

— Затем переходит к актуальным событиям: уточняет, как проблема, с которой обратился пациент, влияет на его жизнь.

— В процессе интервью специалист оценивает  речь и мышление человека: насколько связно тот выражается, спешит или наоборот говорит слишком медленно, эмоционален или чрезмерно спокоен.

— Отмечает поведенческие особенности: напряжённая поза, бегающий взгляд, требовательность и вызывающее поведение, активность или пассивность.

В результате специалист собирает данные об индивидуальных психологических особенностях пациента, фиксирует его жалобы, определяет и помогает понять скрытые мотивы своего состояния. В этом плане клиническое интервью выполняет не только диагностическую, но и терапевтическую функцию. При проведении интервью клинический психолог обязан максимально точно и корректно формулировать вопросы, общаться с пациентом на понятном ему языке, демонстрировать внимание, уточнять. Также нужно избегать оценочности и выражения личного мнения.

В результате клиническое интервью становится эффективным инструментом исцеления и реабилитации.

Беседа

План беседы строится в зависимости от того, какая задача стоит перед психологом: уточнить диагноз, оценить интеллектуальные возможности, определиться, какая терапия лучше подойдёт, индивидуальная или групповая, в какой класс предпочтительнее направить ребёнка – общеобразовательный или специализированный.

Формат беседы предполагает доверие, поэтому специалисту важно создать непринуждённую и комфортную обстановку, расположить к себе собеседника и сделать речь максимально простой и понятной.

В ходе беседы психолог не только выясняет информацию, но и способствует возникновению у пациента различных осознаний, понимания своих мотивов, стремления к дальнейшему самоанализу.

Наблюдение

Это метод исследования, при котором специалист не вмешивается в происходящее. Его задача — наблюдать и фиксировать психические особенности пациента в естественных условиях.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет выявить факторы, влияющие на состояние пациента, которые он сам не осознаёт, например, критические замечания близких людей, или выявить поведенческие особенности, которые человек за собой не замечает.

Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдение — фиксация и анализ собственных мыслей, реакций и действий.

Эксперимент

Этот метод позволяет наблюдать за конкретным психологическим явлением, создавая искусственную модель ситуации, в котором оно возникает. Оценить личность пациента, выявить его особенности для более точной диагностики и характеристики течения заболевания.

В ходе эксперимента определяется мотивация пациента, его способность к целеполаганию и достижению, самооценка, психическая устойчивость.

Смысл эксперимента заключается в том, чтобы определить связи между ситуацией и реакцией психики испытуемого. При этом важно, чтобы специалист нашёл общий язык с пациентом, установил с ним доверительный контакт, объяснил смысл происходящего и настроил на совместную работу.

Телесно-ориентированные методы

Эти методы опираются на взаимосвязь физического и психического состояния. Здесь специалист работает с телом пациента для того, чтобы позитивно повлиять на его психическое самочувствие и помочь справиться с душевными переживаниями.

Существует достаточно большое количество направлений телесной терапии, в основе которых лежит понимание, что чувства, которые мы проживаем, должны быть выражены через действия. Например, если нам больно – нужно поплакать, если одолела злость – её можно прокричать.  

Если мы лишены возможности выразить наши эмоции, они остаются в нашем теле в виде блоков и зажимов. Работа телесно-ориентированного терапевта направлена на эмоциональное отреагирование заблокированных переживаний и их высвобождение через воздействие на тело: максимальное напряжение с последующим расслаблением, массаж, медитация.

Арт-терапия

В настоящее время изобразительное творчество широко применяется для лечения, реабилитации и развития. Её большой плюс заключается в том, что метод можно применять для детей и взрослых, у которых отсутствует речевая функция.

Наиболее часто арт-терапия применяется для пациентов, страдающих от неврозов, реактивных состояний, психозов и зависимостей. В большинстве случает арт-терапия применяется, как дополнение к психофармакотерапии, физиотерапии и другим методам лечения.

Обучиться на арт-терапевта можно в нашем институте психологии. Вы получите всестороннее развитие в выбранной вами области и гарантированную поддержку во время и после обучения.

Групповая терапия

Групповая терапия помогает в социализации пациентов, вызывает у них чувство сопричастности и принятия, способствует адаптации. Во время групповой  терапии пациент получает эмоциональную поддержку, получает стимул для преодоления трудностей, с которыми сталкивается в лечении, мотивацию для избавления от страданий, избавляется от внутреннего сопротивления процессу терапии.

Методы клинической терапии подбираются индивидуально для каждого пациента в зависимости от его заболевания, личностных особенностей и потребностей. В целом, клиническая психология помогает решать существенный объём задач, связанных с помощью, реабилитацией и адаптацией пациентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, гармонизировать психические процессы и повышать качество жизни.

Заинтересованы в более глубоком изучении психологии?

Предлагаем пройти наши обучающие курсы! Оставьте свои контакты, и наши представители свяжутся с вами в кратчайшие сроки

Оцените статью

Рейтинг 5 / 5. Голосов: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную