Механизмы психологической защиты: как наша психика борется с дискомфортом
Случались ли моменты, когда вы случайно срывали свою злость на близких, которые даже не были виноваты? А может вы выражали неразделенные романтические чувства через творчество? Это типичные примеры защитных механизмов психики, которыми пользуются некоторые люди.
Защитный механизм — неосознаваемый психический процесс, направленный на устранение стресса, облегчение негативных эмоций и любых переживаний.
Каждый человек хотел бы испытывать как можно меньше душевного дискомфорта. Поэтому применение защитных механизмов — абсолютно нормальный процесс для психики. Но защитные механизмы не предназначены для полного отрицания проблем. Скорее они нужны для упрощенного преодоления трудностей. Большинство защитных механизмов используются неосознанно. Поэтому люди чаще всего даже не подозревают, что какое-то их поведение — это стратегия по избавлению от стресса.
Важно понимать, что защитные механизмы полезны лишь в определенных ситуациях. Их нужно использовать в меру. Иначе это приведет к полному подавлению эмоций и нарушению психического здоровья. Знания о защитных механизмах позволяют лучше понимать себя и окружающих людей. Человек может осознанно отслеживать проявления защитных механизмов, чтобы научиться эффективнее справляться с трудными ситуациями и тяжелыми эмоциями.
Психоаналитическая теория Фрейда
Термин «защитный механизм» впервые был введен Зигмундом Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы» 1894 года. Вначале он подразумевал под этим понятием именно вытеснение, то есть удаление из сознания информации, которая вызывает негативные переживания. Но затем он отнес к защитным механизмам все техники, используемые «Я» в конфликте и приводящие к неврозу.
Фрейд предложил разделять психическую структуру личности на три элемента: «Я», «Оно» и «Сверх-я». Согласно его теории, «Я» отвечает за рациональное мышление, принятие решений и адаптацию к окружающему миру. «Оно» — примитивная и бессознательная часть психики, состоящая из инстинктов и базовых потребностей. «Сверх-я» контролирует личность через различные моральные и социальные запреты.
«Я» старается удовлетворить желания «Оно», при этом учитывая ограничения «Сверх-я». Поэтому «Я» приходится использовать защитные механизмы, чтобы уладить конфликт между «Оно» и «Сверх-я».
Теорию Фрейда развила и доработала его дочь. Психоаналитик Анна Фрейд выделила 10 классических видов защитных механизмов:
— аутоагрессия;
— отрицание;
— проекция;
— рационализация;
— регрессия;
— сублимация;
— реактивная формация;
— интеллектуализация;
— замещение;
— примитивная изоляция.
Позже другие исследователи значительно расширили этот список и выявили дополнительные виды защитных механизмов.
Первичные и вторичные механизмы по Н. Мак-Вильямс
Психолог Нэнси Мак-Вильямс разделила защитные механизмы на два уровня в зависимости от того, насколько сильно они мешают человеку адекватно воспринимать реальный мир. Она выделила первичные (примитивные) и вторичные (более зрелые) формы защиты.
Первичные защитные механизмы:
- Отрицание — абсолютный отказ от восприятия нежелательной действительности. Человек не может принять какое-то событие или информацию, поэтому отрицает их существование. Типичный пример — отрицание смерти родственника.
- Всемогущий контроль — бессознательная уверенность индивида в том, что он способен контролировать все вокруг. Он чувствует ответственность за окружающий мир и испытывает вину, если что-то идет не так. Этот защитный механизм спасает человека от ощущения собственной беспомощности.
- Диссоциация — чтобы защититься от слишком интенсивных эмоций, человек представляет, что ситуация происходит не с ним, а кем-то другим. При сильной диссоциации индивид будто даже начинает видеть себя со стороны.
- Интроекция — неосознанное включение человеком в свой внутренний мир чужих установок, взглядов, ценностей и т.д. Впервые с интроекцией индивид сталкивается в детском возрасте, когда запоминает поведенческие паттерны и эмоциональные реакции своих родителей.
- Примитивная идеализация — бессознательная оценка кого-либо в качестве идеального и всемогущего человека. Дети часто идеализируют своих родителей, а взрослые люди — своих романтических партнеров. Индивид может искать защиты у «идеального» человека, если чувствует себя беспомощным и неспособным устроить свою жизнь.
- Примитивная изоляция — бегство от реальности в другое состояние, например, в сон или навязчивые фантазии. Также некоторые люди используют для этого наркотики и алкоголь. С помощью изоляции человек ограждает себя от реальности, а не игнорирует ее.
- Проекция — приписывание собственных чувств, переживаний, мотивов другому человеку. Этот механизм защиты позволяет не испытывать вины за свои негативные черты личности.
- Проективная идентификация — попытка навязать кому-то роль, исходя из собственных фантазий об этом человеке. Индивид не только проецирует свое состояние на другого человека, но и заставляет его вести себя определенным образом.
- Соматизация/Конверсия — переживание психологического стресса на физиологическом уровне. Например, из-за тревоги человек испытывает боль в голове, груди или животе, у него появляется одышка, дрожь в конечностях и т.д.
- Расщепление эго — категоричное «черно-белое» мышление. Окружающие люди для индивида могут быть либо абсолютно «хорошими», либо только «плохими». Человек не может принять, что у каждой личности есть набор и положительных, и отрицательных черт.
Вторичные защитные механизмы:
- Аутоагрессия — осознанное или неосознанное причинение самому себе психического или физического вреда. Индивид может унижать, оскорблять, обвинять себя. Характерные проявления аутоагрессии: самоповреждения, алкоголизм, наркомания, экстремальное поведение, рискованные сексуальные контакты и т.д.
- Сублимация — выражение социально неприемлемых импульсов через одобряемое и безопасное поведение. Например, раздражение можно высвободить через спорт, танец, рисование и т.д. У индивида не получается удовлетворить какую-то потребность, поэтому он перенаправляет свою энергию в другую сферу.
- Регрессия — человек бессознательно возвращается к более детским и менее адекватным моделям поведения, когда оказывается в конфликтной или тревожной ситуации. Например, он демонстрирует признаки болезни, чтобы получить защиту и заботу от окружающих.
- Рационализация — попытки логично объяснить собственные действия, чтобы они казались обоснованными. При рационализации человек подменяет изначальный мотив поведения другим, чтобы оправдать свой поступок.
- Интеллектуализация — абстрагирование от собственных чувств и эмоций, чтобы полностью их контролировать. При этом типе защиты человек не может дать соразмерного эмоционального отклика при общении с людьми.
- Реактивная формация — замена негативного импульса в поведении на чрезмерно позитивный и наоборот. К примеру, жена чувствует, что ее чувства к мужу начали угасать. Поэтому она начинает показательно демонстрировать свою любовь к нему.
- Вымещение — перенос сильных эмоций с первоначального объекта на другой. Типичный пример — отец вечером срывает злость на ребенке, потому что днем его оскорбил начальник.
- Возмещение — неосознанное создание позитивной ситуации, чтобы отменить эффект негативного события. Например, муж дарит жене подарок, потому что испытывает вину перед ней за прошлую ссору.
- Вытеснение, подавление, репрессия — активное устранение какой-то информации из сознания, например, через забывание. Вытесненные воспоминания могут давать о себе знать во снах.
- Игнорирование — активное избегание источника неприятного воздействия. При этом типе защиты человек осознает реальность, ничего не забывает и не отрицает, а просто старается не сталкиваться с чем-то конкретным.
- Идентификация — процесс отождествления себя с кем-то другим. Пример — родители приписывают себе успехи ребенка, живут его потребностями.
- Изоляция аффекта — стирание из сознания эмоциональной составляющей события с сохранением понимания происходящего. Эта защита помогает сохранить холодный разум при интенсивных эмоциях.
- Компенсация — преодоление фрустрации с помощью чрезмерного удовлетворения потребностей в других сферах. К примеру, женщине не удалось построить карьеру, поэтому она стремится быть идеальной матерью в отношениях с ребенком.
- Морализация — попытка убедить себя в необходимости произошедших событий со стороны морали и этики. Например, родители грубо обращаются с ребенком, чтобы якобы его воспитать.
- Разрядка — способ снять напряжение через отыгрывание неприятной ситуации. Человек переходит из позиции тревожащегося в роль активного деятеля.
- Раздельное мышление — отказ осознавать противоречие между какими-то своими мыслями, убеждениями, действиями и т.д. К примеру, индивид убеждает окружающих быть толерантнее, но при этом шутит над людьми другой национальности.
- Реверсия — замена пассивной позиции на активную, чтобы удовлетворить свою потребность. Жене может не хватать заботы от мужа, поэтому она начинает ярче проявлять любовь к ребенку.
- Инстинктуализация — придание отрицательным ситуациям сексуальных характеристик, чтобы «переделать» их в положительные. Например, женщина может сексуализировать свою беззащитность и зависимость в отношениях с мужчиной.
Вредные и полезные механизмы психологической защиты
Защитные механизмы необходимы психике, чтобы справляться с эмоциональными перегрузками и сильным напряжением. Они ликвидируют часть стресса и позволяют нам оставаться в спокойном состоянии. Каждый вид защиты по-своему эффективен в разных ситуациях. Однако в долгосрочной перспективе некоторые из них очень вредны.
Особенно опасна аутоагрессия, ведь она причиняет реальный вред физическому здоровью. Потребление алкоголя или запрещенных веществ может превратиться в зависимость и спровоцировать тяжелые заболевания. Аутоагрессия иногда даже выражается в суицидальном поведении.
Сильно дискомфортно на физическом уровне ощущается соматизация. Из-за нее человек находит у себя симптомы болезней, которых у него на самом деле нет.
Не менее вредно отрицание реально существующих проблем, например, зависимостей или болезней. В этом случае психологическая защита мешает принять действительно необходимые меры для улучшения жизни.
Во время проекции человек переносит свои неприятные черты характера на окружающих. Это может ухудшить отношения и привести к конфликтам с близкими людьми. К похожим результатам приводит проективная идентификация и расщепление эго. Также окружающие будут страдать, если человек привыкнет вымещать на них отрицательные эмоции.
Длительная диссоциация может погрузить в опасную ловушку. Ведь с помощью защитного механизма человек будто бы уже научился справляться с физической или психологической болью. Но из-за этого он теряет способность выйти из психотравмирующей ситуации.
Некоторые механизмы психологической защиты менее опасны, чем другие. Они не вредят человеку в длительной перспективе, а даже несут пользу.
К оптимальным видам реагирования относится сублимация. Она позволяет преобразовать эмоциональное напряжение в продуктивное поведение. Например, агрессию можно переработать через художественное творчество или интеллектуальную деятельность. Сублимация освобождает отрицательные эмоции, приносит удовольствие и развивает личные способности. Когда человек видит прогресс в реализации целей, он повышает свою самооценку и мотивацию.
Интеллектуализация помогает сосредоточиться на сути проблемы и не отвлекаться на эмоции. В спокойном состоянии человек действует более рационально и конструктивно. Интеллектуализация позволяет принимать эффективные решения в личной жизни и на работе. Она особенно полезна во время конфликтов, чтобы найти компромисс.
Похожее действие оказывает и изоляция аффекта. Она помогает в работе людей, профессия которых связана с риском. Например, уметь «отключать» эмоции удобно хирургам или пожарным.
Как натренировать определенный вид защиты
Механизмы психологической защиты обычно используются в комплексе. При этом у каждого человека есть свое сочетание различных техник. Чаще всего индивид усваивает какой-то тип защиты еще в детстве. Однако даже во взрослом возрасте можно научить себя осознанно реагировать определенным образом.
Как натренировать конкретный защитный механизм:
- Сначала нужно выяснить, в каких именно ситуациях ваша психика использует уже привычные защитные механизмы. Проанализируйте свое поведение и заметьте, какие эмоции преобладают в таких случаях.
Воспользуйтесь для этого упражнением «Дневник эмоций». Заведите специальную тетрадь, в которой вы будете регулярно фиксировать свое состояние. Записывайте туда следующие пункты: самая яркая эмоция за день; предшествующее событие; мои мысли; физические ощущения; последующее поведение.
Так вы сможете отследить, что именно на чувственном уровне подавляет ваша психика.
- Подумайте, почему вы в принципе вынуждены использовать защитные механизмы. Вам нельзя выражать отрицательные эмоции? Вы сами не хотите этого делать? Может быть, на вас влияют стереотипы о «правильном» мужском или женском поведении? Вы пытаетесь игнорировать стресс?
Если у вас на самом деле есть возможность выражать, а не подавлять эмоции, то обязательно делайте это.
Оцените, сможете ли вы использовать для минимизации переживаний безопасные способы — медитацию, релаксацию, дыхательную гимнастику. Если такой возможности нет, то попробуйте обучиться, например, интеллектуализации.
- Определите, как именно вы будете использовать интеллектуализацию в своей жизни. Например, она поможет вам во время стресса, конфликта или при обработке сложных эмоций.
Когда в следующий раз почувствуете, что вас захлёстывают негативные эмоции, попробуйте отстраниться от них. Сохраняйте холодный рассудок, чтобы проанализировать ситуацию.
- Старайтесь использовать интеллектуализацию в подходящих случаях. Однако ее нельзя применять вообще при всех интенсивных чувствах. Иначе вы потеряете возможность переживать даже положительные эмоции. Не пытайтесь защититься от любви, радости, нежности, симпатии, удовольствия и т.д. Используйте интеллектуализацию, чтобы выяснить, как решить вашу проблему, а не игнорировать ее.
Вредные защитные механизмы могут мешать личностному росту и адаптации к меняющимся обстоятельствам. Если люди полагаются на них слишком часто, это негативно сказывается на психическом здоровье и отношениях с окружающими. Работа с психологом поможет осознать и заменить опасные защитные механизмы на более здоровые и безопасные. В ходе обучения на практического психолога на онлайн-курсах института психологии Smart чпециалисты обучаются, в числе прочего, и решению проблем пациентов с механизмами защиты, которые могут негативно отразиться на их будущем.
Если у вас есть общие проблемы с пониманием и выражением своих эмоций, то вам стоит посетить консультацию у психолога.