Задача психолога в этом консультировании —
вызвать у подростка интерес и запустить процесс поиска решений ситуаций, которые беспокоят ребенка. Специалист должен показать ребенку свою открытость и стремление оказать помощь, но саму проблему решать придется клиенту. Психологу нужно мягко, но убедительно дать понять подростку, что ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на нем. Но, конечно, у консультанта есть опыт в решении запросов и цель его профессии — подтолкнуть и помочь прийти к выходу из ситуации.
Метод «Психологический контакт»
Метод консультирования, который дает наладить контакт с клиентом. Психолог должен дать ребенку почувствовать, что с ним общаются на равных. Без нотаций, тем более без упреков. Специалисту следует показать клиенту, что он воспринимает его как взрослого и думающего человека. Начать разговор можно с общих фраз, например, спросить о том, как ему новый сериал, который сейчас в тренде или можно обсудить новую песню любого исполнителя. Это поможет наладить доверительную связь.
Психологический прием отлично помогает наладить контакт с клиентом и снимает напряженность, которая может возникнуть во время консультирования. Когда ребенка приводят на консультацию родители, то он чувствует некое замешательство. По факту, действие было сделано против его воли.
убрать момент напряжения и расположить ребенка к беседе. Для этого он берет листок бумаги и на нем изображает человечка. Затем он обращается к клиенту и говорит: «смотри, это человечек, например, его зовут Андрей. Вот сегодня Андрей будет гостем у нас на консультации, но на самом деле ему нужна помощь, как думаешь, какая?»
Несмотря на то, что ребенок будет понимать, что так его пытаются вызвать на диалог, благодаря методу беседа станет менее напряженной. Мальчик или девочка начнут рассказывать о своих проблемах или переживаниях, якобы выдавая их за ситуации, которые происходят с выдуманным персонажем. На этой стадии особенно важно не спугнуть доверие ребенка и не давить на него. Можно аккуратно задавать вопросы и направлять в те ситуации, которые нужно выяснить. Метод продуктивен и показывает хорошую результативность.
Основная и самая распространенная реакция подростка, когда он попадает на консультирование — защита. Он начинает возмущаться, иногда вести себя агрессивно, тем самым давая понять специалисту о необходимости помощи. Часто защитная психология организма вызывает в нас разные непредсказуемые реакции. Ребенок может начать оправдываться: «я не знаю, как это получилось». Либо проявлять полное безразличие. Чтобы помочь клиенту такого возраста, многие профессионалы используют метод «Зеркало».
Суть его проста. Когда клиент начинает сопротивляться разговору или ведет себя агрессивно — психолог начинает рассказывать, якобы случайно, что у него недавно был ребенок на приеме с идентичной проблемой и делится историей про этого выдуманного человека. Не замечая ничего, подросток сам начнет дополнять или поправлять психолога, перекладывая свои беспокойства на ситуацию с другим клиентом.
Но очень важно, чтобы пример был совершенно зеркальным, отсюда и название метода. Вымышленный персонаж должен быть идентичным клиенту: такого же пола, возраста, предпочтений и так далее. Специалисты, использующие такой прием при консультировании, отмечают снижение агрессии у ребенка и быстрый выход на контакт.
Метод «Вербальное пространство»
Когда подросток приходит на консультирование к психологу он ожидает, что его опять начнут учить или читать нотации. Чаще всего в беседе со взрослыми ребенок выслушивает упреки и советы о том, как ему стоит жить. Поэтому для установления контакта с клиентом и быстрого решения проблемы, советуем использовать этот метод. Его суть заключается в организации вербального пространства для ребенка. То есть психолог не должен вести монолог или говорить долго, а дать возможность клиенту выговориться и показать свою точку зрения.
Отлично будет, если психолог:
Метод «Нарисуй настроение»
довольно распространенный способ консультирования, который помогает при работе с подростком. При помощи рисунка специалист сможет получить информацию о состоянии ребенка. Полезным будет применение такого консультирования, если клиент не идет на контакт и закрыт.
Подросток должен нарисовать рисунок в расслабленном состоянии. Это могут быть фигуры, линии или формы любого цвета. После того, как рисунок закончен — на задней стороне листа ребенок пишет 5 слов, связанных с его настроением в данный момент. Затем попросите подростка описать рисунок и проговорить свое самочувствие. Этот прием поможет прочувствовать клиента и выявить его состояние, дальше можно будет приступать к работе, учитывая эти данные.
Будет аргументировать свои доводы и мысли, аргументировать, чтобы ребенок понимал почему взрослый считает именно так.
Не будет использовать давление и авторитет взрослого.
Не будет завышать тон и сможет разговаривать в дружеской интонации.
Чувствует, когда следует задать вопросы клиенту.
Не будет говорить много и долго, без возможности ответа от клиента.