Образование
Найти психолога
Сотрудничество
Преподаватели
Информация

Методы психологического консультирования

12.12.2022
Профессиональное психологическое консультирование ориентировано на решение личностных проблем, имеющих психологический характер возникновения. Основное средство, предназначенное для воздействия на клиента — это беседа, которая выстраивается определённым способом. Со стороны психолога применяются специальные техники и профессиональные приемы.
Беседа делится на такие этапы:
Выделим основные процедуры и техники психологического консультирования:
01.
Эмпатия.
Установление тесной психологической взаимосвязи положительного характера между клиентом и психологом. Для этого могут использоваться эмоциональные, телесные или вербальные средства.
02.
Вопросы открытого типа.
Открытые вопросы позволяют задать тон части проводимой беседы, направив её в нужное русло. Это такие вопросы, на которые нельзя ответить «Да» или «Нет», они предполагают развёрнутый ответ.
03.
Отражение чувств клиента.
Своеобразная методика отзеркаливания эмоций и чувств клиента, передаваемых им во время беседы как с помощью невербальных сигналов, так и с использованием вербальных средств. Чувства и эмоции здесь могут быть как актуальными, так и взятыми из прошлого опыта.
04.
Воздействие невербального типа.
Один из методов психологического консультирования, предполагающий использование не голосовых способов общения, а невербальных его видов: мимики, дыхания, телодвижений, жестов, пантомимики.
05.
Техника слушания активного типа.
Психологом используются приемы активного участия в беседе путём поддерживающих вопросов и уточняющих коротких реплик («да», «конечно», «очень интересно, продолжайте»). Такая техника также позволяет психологу в уместной манере выражать собственное отношение к словам клиента, сопереживая ему и становясь на одну с ним сторону.
07.
Отражение в зеркале.
Это одна из методик, относящихся к нейролингвистическому программированию.
Особенности использования:
Начинается с момента знакомства.
Может также использоваться для снятия появившегося в общении напряжения и появления со стойкого доверия к специалисту.
Получение доверительного уровня отношений.
Снятие накопленного напряжения,
Появление у клиента раскованности,
Расположение клиента к себе,
Основные функции:
Знакомство, начало беседы
Финал
Расспрос о проблемах, формулирование гипотез консультирования и их проверка
Воздействие коррекционного плана
Основные функции:
Углубление,
Получение от клиента дополнительной важной информации.
Основные функции:
Поощрение чувств и эмоций, выражаемых клиентом в беседе,
Углубление и усиление налаженного контакта.
Особенности использования:
Применяется техника для улучшения степени доверия и эмпатии, для раскрытия эмоций и чувств клиента.
Основные функции:
Действует на клиентские бессознательные личностные установки,
Является отражением информации, передаваемой клиентом вербальными способами.
Особенности использования:
Используется для уменьшения или повышения эффекта передаваемой вербальными способами информации.
Основные функции:
Уточнение информации и получение большего её количества от клиента,
Сопереживание и налаживание эмпатической связи.
Состоит она в том, чтобы во время проведения беседы психолог незаметно для клиента имитировал различные характерные особенности поведения и речи клиента:
жестов,
мимики и пантомимики,
интонации,
отдельных фраз и высказываний.
06.
Выражение понимания.
Психолог во время разговора поддерживает мысли и эмоции клиента, подтверждая то, что информация воспринимается легко и доступно.
Основные функции:
Демонстрация психологом понимания,
Разумное поощрение и важное для человека признание.
#психология
08.
Слушание рефлексивного типа.
Стиль проведения беседы, предполагающий обязательную беседу участников консультирования. По сути рефлексия предполагает собой переживание вместе с клиентом высказываемых им эмоций и мыслей.
09.
Фокусировка.
Именно от того, насколько узкой будет тема обсуждения, зачастую зависит продуктивность и качество проработки беседы психолога с клиентом.
10.
Выдача информации.
Психолог при проведении беседы может в ответ на ряд вопросов собеседника давать проверенную и объективную информацию, подкрепленную опытом и научными исследованиями, личной практикой и произведениями теоретиков.
11.
Поощрение.
Специалист повторяет некоторые сообщенные клиентом данные, обобщая их и подтверждая правильность совершенных действий или поступков. Оптимально использовать при уже устоявшейся положительной связи между собеседниками, чтобы для клиента поощрение производилось со стороны уважаемого и значимого специалиста.
12.
Совет.
Специалист, проводящий консультативную беседу, высказывает клиенту мнение, которое основывается на профессиональном опыте. Это не простой совет, который клиент может получить от друга. Это вывод, к которому психолог подводит посредством разговоров, обсуждений, выяснения чувств.
14.
Вызов рефлексии.
Благодаря такой методике клиент начинает самостоятельно переживать собственные эмоции, проводить анализ своих чувств, начинает вести диалог с самим собой в попытке разобраться в происходящей жизненной ситуации.
Особенности использования:
Используется для контроля корректности восприятия психологом информации, которую он во время беседы получает от клиента.
Используется перефразирование слов клиента,
Отражение его эмоций и чувств в вербальном и невербальном смысле.
Для выяснения дополнительной информации задаются уточняющие вопросы,
Основные функции:
Основные функции:
используется для того, чтобы клиент мог сосредоточиться не на «пустой болтовне», а на действительно значительной и важной для него проблеме. Таким образом, предупреждаются неважные отвлечения, а взгляд клиента на существующую проблему расширяется и становится глубже.
Может использоваться в случае, если беседы не приводят к значимому результату, вследствие размытия проблемы специалист отвлекается от обсуждения. Также используется метод фокусирования при работе с рассеянными и слишком «болтливыми» клиентами. Методика может применяться для выяснения важных и значимых деталей и их вычленения из передаваемой информации.
Основные функции:
Используется, чтобы выявить тревоги собеседника, скрываемые за его вопросами.
Позволяет повысить лояльность к специалисту за счёт его широкого кругозора и авторитетности мнения.
Даёт возможность увеличения психологического поля для поиска ответов на вопросы клиента.
Основные функции:
словесное и эмоциональное поощрение, которое производится со стороны специалиста, позволяет человеку понимать, что выдаваемая им информация корректна, понятна и ценна.
Особенности использования:
Важно производить поощрение следующим образом — в ободряющем и позитивном тоне психолог повторяет часть фразы клиента, не завершая её полностью и побуждая клиента сделать это самостоятельно. Такой метод позволяет повысить уровень эмпатии и взаимоуважения.
Основные функции:
Побуждение человека к поиску новых вариантов решения его проблемы,
Подталкивание к корректным действиям.
Провоцируются личные инсайты,
Производится обучение клиента основам самоанализа.
13.
Самостоятельное раскрытие.
Эмоциональная открытость, вовлеченность, искренность обоих собеседников, регулярный обмен личным практическим опытом и знаниями.
Основные функции:
Усиление взаимодоверия,
Создание в беседе безопасной и доверительной атмосферы.
Основные функции:
позволяет клиенту проникнуться эмпатией к специалисту,
повысить его лояльность.
Особенности использования:
Применяется во время рассказа клиента, когда он сам готов к отзеркаливанию. О готовности клиента говорят такие жесты, как его взгляды на несколько секунд на психолога с паузой в речи или речевые акценты на отдельных важных словах.
Особенности использования:
Особенности использования:
Важно понимать, что методика применяется только в случае полной уверенности в положительном результате. Используется только в случаях, когда иных вариантов разрешения проблемы у клиента нет.
Особенности использования:
полностью служит интересам и потребностям собеседника психолога. Помогает сделать общение более открытым и доверительным, выводя его на уровень полного взаимопонимания и раскрытия проблематики.
Основные функции:
Особенности использования:
Используется, когда клиент слишком увлечен внешними ненужными факторами, при условии установившихся доверительных отношений и выполненном присоединении.
15.
Обратная связь (feedback).
Специалист позволяет клиенту посмотреть на себя со стороны, понять, как его действия и поступки могут оцениваться другими людьми.
Помощь в коррекции собственного поведения,
Обеспечение и многократное усиление восприятия самого себя,
Основные функции:
Особенности использования:
Используется при излишне критическом отношении к окружающему миру и социуму, когда клиент во всех проблемах винит кого угодно, но только не себя.
Возможность самостоятельно выбирать линию поведения,
Побуждение к самопознанию и исследованию личности,
Уменьшение необходимости быть защищенным извне.
16.
Пересказывание.
С использованием основных слов и мыслей клиента специалист, ведущий консультацию, вольно пересказывает переданную ему в разговоре информацию.
Активизация разговора и обсуждения,
Улучшение взаимопонимания.
Основные функции:
Особенности использования:
Используется для погружения клиента в собственные мысли и эмоции и рефлексии.
Важно понимать, что любая техника уместна исключительно при условии её корректного и своевременного применения, а не использования «наобум».
Вернуться на главную