Слушание рефлексивного типа.
Стиль проведения беседы, предполагающий обязательную беседу участников консультирования. По сути рефлексия предполагает собой переживание вместе с клиентом высказываемых им эмоций и мыслей.
Именно от того, насколько узкой будет тема обсуждения, зачастую зависит продуктивность и качество проработки беседы психолога с клиентом.
Психолог при проведении беседы может в ответ на ряд вопросов собеседника давать проверенную и объективную информацию, подкрепленную опытом и научными исследованиями, личной практикой и произведениями теоретиков.
Специалист повторяет некоторые сообщенные клиентом данные, обобщая их и подтверждая правильность совершенных действий или поступков. Оптимально использовать при уже устоявшейся положительной связи между собеседниками, чтобы для клиента поощрение производилось со стороны уважаемого и значимого специалиста.
Специалист, проводящий консультативную беседу, высказывает клиенту мнение, которое основывается на профессиональном опыте. Это не простой совет, который клиент может получить от друга. Это вывод, к которому психолог подводит посредством разговоров, обсуждений, выяснения чувств.
Благодаря такой методике клиент начинает самостоятельно переживать собственные эмоции, проводить анализ своих чувств, начинает вести диалог с самим собой в попытке разобраться в происходящей жизненной ситуации.
Особенности использования:
Используется для контроля корректности восприятия психологом информации, которую он во время беседы получает от клиента.
Используется перефразирование слов клиента,
Отражение его эмоций и чувств в вербальном и невербальном смысле.
Для выяснения дополнительной информации задаются уточняющие вопросы,
используется для того, чтобы клиент мог сосредоточиться не на «пустой болтовне», а на действительно значительной и важной для него проблеме. Таким образом, предупреждаются неважные отвлечения, а взгляд клиента на существующую проблему расширяется и становится глубже.
Может использоваться в случае, если беседы не приводят к значимому результату, вследствие размытия проблемы специалист отвлекается от обсуждения. Также используется метод фокусирования при работе с рассеянными и слишком «болтливыми» клиентами. Методика может применяться для выяснения важных и значимых деталей и их вычленения из передаваемой информации.
Используется, чтобы выявить тревоги собеседника, скрываемые за его вопросами.
Позволяет повысить лояльность к специалисту за счёт его широкого кругозора и авторитетности мнения.
Даёт возможность увеличения психологического поля для поиска ответов на вопросы клиента.
словесное и эмоциональное поощрение, которое производится со стороны специалиста, позволяет человеку понимать, что выдаваемая им информация корректна, понятна и ценна.
Особенности использования:
Важно производить поощрение следующим образом — в ободряющем и позитивном тоне психолог повторяет часть фразы клиента, не завершая её полностью и побуждая клиента сделать это самостоятельно. Такой метод позволяет повысить уровень эмпатии и взаимоуважения.
Побуждение человека к поиску новых вариантов решения его проблемы,
Подталкивание к корректным действиям.
Провоцируются личные инсайты,
Производится обучение клиента основам самоанализа.
Самостоятельное раскрытие.
Эмоциональная открытость, вовлеченность, искренность обоих собеседников, регулярный обмен личным практическим опытом и знаниями.
Создание в беседе безопасной и доверительной атмосферы.
позволяет клиенту проникнуться эмпатией к специалисту,
Особенности использования:
Применяется во время рассказа клиента, когда он сам готов к отзеркаливанию. О готовности клиента говорят такие жесты, как его взгляды на несколько секунд на психолога с паузой в речи или речевые акценты на отдельных важных словах.
Особенности использования:
Особенности использования:
Важно понимать, что методика применяется только в случае полной уверенности в положительном результате. Используется только в случаях, когда иных вариантов разрешения проблемы у клиента нет.
Особенности использования:
полностью служит интересам и потребностям собеседника психолога. Помогает сделать общение более открытым и доверительным, выводя его на уровень полного взаимопонимания и раскрытия проблематики.
Особенности использования:
Используется, когда клиент слишком увлечен внешними ненужными факторами, при условии установившихся доверительных отношений и выполненном присоединении.
Обратная связь (feedback).
Специалист позволяет клиенту посмотреть на себя со стороны, понять, как его действия и поступки могут оцениваться другими людьми.
Помощь в коррекции собственного поведения,
Обеспечение и многократное усиление восприятия самого себя,
Особенности использования:
Используется при излишне критическом отношении к окружающему миру и социуму, когда клиент во всех проблемах винит кого угодно, но только не себя.
Возможность самостоятельно выбирать линию поведения,
Побуждение к самопознанию и исследованию личности,
Уменьшение необходимости быть защищенным извне.
С использованием основных слов и мыслей клиента специалист, ведущий консультацию, вольно пересказывает переданную ему в разговоре информацию.
Активизация разговора и обсуждения,
Улучшение взаимопонимания.
Особенности использования:
Используется для погружения клиента в собственные мысли и эмоции и рефлексии.
Важно понимать, что любая техника уместна исключительно при условии её корректного и своевременного применения, а не использования «наобум».