Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастливым. Для этого многие из нас делают максимум: покупают лучшую одежду, находят лучшую школу, ездят в путешествия и т.д. Безусловно, это важные вещи, но с психологической точки зрения гораздо большую роль играют семейный климат и стиль воспитания детей. Не существует готовой инструкции, как быть хорошим родителем. Однако в психологии есть данные о том, как влияют те или иные стили воспитания на жизнь детей и семьи в целом. Попробуем с этим разобраться!
Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональную связь и развитие детей
Какими механизмами обусловлено влияние стиля семейного воспитания на психику детей? Дело в том, что именно атмосфера в семье составляет основу того, как ребёнок будет ощущать себя в будущей жизни. Это связано с тем, что изначально в психике ребёнка нет представления о том, кто он есть. И это первичное самоощущение формируется на основании того, как с ним взаимодействуют его родители.
Кроме того, семья является эталоном для представления ребёнка об окружающем его мире. По мере роста он сталкивается с его разнообразием, после чего ему необходимо формировать те или иные модели реагирования. Эти модели формируются на основании того, что ребёнок видит в своей собственной семье: как родители общаются друг с другом, как они общаются с ним, как решаются проблемы.
Как правило действия родителей не являются разрозненными и хаотичными (за исключением как раз-таки одного из стилей). Чаще всего они представляют собой систему взглядов, зависящих от личности родителя. Таким образом, стиль семейного воспитания включает в себя применение различных приёмов и способов влияния на ребёнка, которые выражаются в определённой манере словесного и физического взаимодействия. Какие бывают стили семейного воспитания?
Авторитарный стиль воспитания
Альтернативное название этого стиля – диктаторский. Его характерными чертами являются строгость, строгие рамки поведения, гиперконтроль и давление на ребёнка. Основной принцип при взаимодействий с ребёнком – это принцип силы. Зачастую это проявляется в холодном отношении к ребёнку и высоком уровне контроля. У родителей есть своё представление о том, каким должен быть ребёнок, и они готовы подгонять реальность под этот образ любыми средствами.
Интересно, что авторитарные родители могут давать своему ребёнку самое лучшее: образование, одежду, еду, условия для жизни. Но все эти внешние факторы накладываются на дефицит тепла и ласки. Ведь они делают это не из чувства любви к ребёнку, а под давлением своих представлений, в том числе и о родительской роли. Поэтому параллельно с лучшими репетиторами и одеждой в таких семьях могут присутствовать тотальное игнорирование и физические наказания в ситуациях, где несовершенство ребёнка проявляется особенно остро. Сами родители бывают абсолютно не критичны к своим действиям, оправдывая их идеями вроде «нас тоже пороли — и мы выросли хорошими людьми».
Казалось бы, цель такого воспитания является образ «самого лучшего ребёнка» — уверенного в себе, исполнительного и достигающего хорошего результата. Достигается ли она? Отнюдь. Обычно в таких семьях дети вырастают невротизированными, то есть робкими, тревожными, неуверенными в себе. Давление родителей заставляет их искать наиболее подходящие стратегии адаптации, поэтому дети начинают прибегать к различными уловкам — например лжи или манипулятивному поведению, чтобы отвести от себя угрозу.
Но это всё равно не способствует адаптации. Как правило, развитие характера детей в таких семьях тяготеет к одному из полюсов. Первый полюс, как мы уже сказали, проявляется в тревожности и невротизации — к нему могут быть склонны мягкие и уступчивые ребята. А вот дети с более сильной и менее устойчивой нервной системой могут отзеркаливать родительское поведение и проявлять склонность к конфликтам, агрессию и авторитарностью.
В подростковом возрасте авторитарный стиль воспитания будет приводить к увеличивающейся нетерпимости ребёнка по отношению к требованиям родителей. Что неизбежно будет вызывать конфликты, ведь родителям будет очень трудно перестроиться и адаптироваться к сепарации своего ребёнка. Иногда в качестве бунта в адрес родителей подростки с особым рвением стремятся уйти из отчего дома и погружаются в разнообразные девиации: неблагополучные компании, алкоголь, наркотики, криминал. Однако если родителям удаётся сломать индивидуальность ребёнка, то этот исход также безрадостен. Взрослеющий человек остаётся с заниженной самооценкой, безынициативностью, подавленной волей. И хорошо, если ему удастся попасть впоследствии к компетентному психотерапевту!
Если вам интересно изучить взаимодействие в семье на более глубоком уровне — предлагаем пройти наш онлайн-курс по семейной психологии. За 12 месяцев вы научитесь помогать семьям решать конфликты, переживать кризисы и выстраивать гармоничные отношения
Смотреть программу курсаЛиберальный стиль воспитания
Слово «либеральный» обычно имеет положительное значение, но в данном случае речь в большей степени идёт о попустительстве. В основе такого взаимодействия лежит принцип вседозволенности, когда ребёнок может получить всё, что захочет. Ещё одна важная черта — низкий уровень дисциплины и плотности родительских границ.
Вероятнее всего, что в основе такого стиля лежит стремление проявить заботу и внимание по отношению к ребёнку. Они думают, что таким образом они поддерживают своего отпрыска в самореализации и помогают ему проявить индивидуальность. Но есть одна вещь, которая портит благие начинания. Это трудности родителей в установлении границ для своих детей. Зачастую это бывает связано с тем, что родители имеют свой негативный опыт в контексте дисциплины (например, в их семье её было слишком много) или испытывают трудности в проявлении своего внутреннего стержня.
Каждый ребёнок в процессе роста нуждается как в тепле и поддержке, так и в определённых рамках. При столкновении с ними он получает обратную связь от мира, что какие-то действия являются нежелательными, и может опираться на нёё. Когда такой обратной связи нет, ребёнок не может научиться саморегуляции, что неизбежно приводит к дезадаптации. Его поведение строится вокруг его капризов, которые проявляются в многочисленных: «Хочу!», «Дай!» и т.д. … Это приводит к эгоцентричности, завышенным требованиям к окружающим, конфликтности, что, естественно, не способствует построению здоровых отношений и адаптации в социуме.
При взрослении в условиях отсутствия дисциплины в более старшем возрасте подросток будет подвержен различным депрессивным расстройствам, ведь мир никогда не сможет оправдать его ожидания. У него не сформирован навык противостояния трудностям, из-за чего достижение целей будет затрудняться. Поэтому состояние счастья и позитивная самооценка могут стать недостижимыми. Логичный вывод — ребёнку нужны адекватные границы.
Отчуждённый стиль воспитания
Отчуждённый стиль воспитания характеризуется глубоким безразличием родителей к своему ребёнку, которое пронизывает все сферы семейной жизни. Это безразличие может проявляться как в активной открытой форме, так и в пассивной.
Наиболее ярко отчуждённость проявляется в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. В этом случае безразличие может распространяться не только на психологическое состояние ребёнка, но и на физический уход за ним. В случае пассивной отчуждённости родители заботятся о ребёнке, о его объективных потребностях (голод, сон, обучение), но как личность он не интересен. Они могут не замечать его, не проявлять тепла в взаимодействии, не способствовать его развитию. Таким образом, в обоих случаях дети оказываются психологически (а иногда даже и физически) предоставлены сами себе.
Естественно, что такое отношение родителей ребёнок впитывает как губка. Оно воплощается в глубоком внутреннем ощущении своей ненужности, несчастности и одиночестве. Психологи называют это состояние последствием нарциссической травмы. И вся остальная психическая и социальная жизнь строится вокруг этой собственной пустоты. Иногда, если ребёнок попадет в позитивную среду, есть шанс контакта с позитивным отношением к себе, но это, к сожалению, происходит не так часто, как хотелось бы.
В подростковом возрасте подобное ощущение может приводить к саморазрушающему поведению, ведь ребёнок не ощущает ценности себя и своей жизни. Также оно может способствовать формированию нарциссического расстройства личности. Закономерно, что ребёнок будет склонен к агрессии, а отношения с другими людьми будут крайне затруднительными.
Гиперопекающий стиль воспитания
Для данного стиля семейного воспитания характерна чрезмерная опека. Как и в случае либерального стиля, родители стремятся опекать своего ребёнка из благих побуждений. Они хотят дать ему как можно больше тепла и заботы, иногда таким образом закрывая свои собственные внутренние дефициты. Но они не способны увидеть границу между адекватной опекой и чрезмерной.
Родители удовлетворяют все прихоти и желания ребёнка, а также освобождают от домашних обязанностей. Он становится своеобразным «талисманом» в семье, который постоянно находится на воображаемом троне. При этом они могут много в чём ограничивать ребёнка исходя исключительно из своих представлений, зачастую игнорируя истинные желания и интересы ребёнка.
Это не только не приносит счастья, но и формирует специфический рисунок характера. Ребёнок в такой семье растёт эгоцентричным при отсутствии истинного внимания к потребностям. Чрезмерная опека лишает его инициативы, энергии и познавательной активности, ведь родители решают за него все трудности, и он привыкает к тому, что ему всё легко даётся. Силе воли и самостоятельности также неоткуда взяться. Иногда родители перегружают ребёнка своей тревогой за него, и это становится чертой и его характера. В общем, заботы иногда бывает очень много!
Хаотический стиль воспитания
Основная черта данного стиля – отсутствие последовательности в воспитании ребёнка. У родителей не существует каких-то конкретных правил относительно поведения в разных ситуациях. В один день ребёнок может быть наказан за какое-то действие, а в другой день на это никто не обратит внимания. Чаще всего хаотический стиль воспитания связан с разногласиями в вопросах воспитания, которые существуют между родителями. Иногда эти разногласия перерастают в конфликты — возможно, при ребёнке — что приводит к невротизации. Другие примеры хаотического стиля воспитания связаны с неустойчивостью и импульсивностью самих родителей, когда они просто не могут длительное время придерживаться определённой линии поведения.
Это приводит к отсутствию ориентиров и границ в поведении ребёнка, что, в свою очередь, лишает последнего чувства стабильности и безопасности. В таких семьях дети вырастают тревожными, импульсивными, неуверенными в себе, агрессивными,с низким контролем поведения — в общем, социально дезадаптированными. Кроме этого, они учатся манипулировать разными реакциями взрослых в своих интересах.
Демократический стиль воспитания
Этот стиль воспитания также называется авторитетными, ведь родители в нём являются авторитетами для ребёнка. К нему, вероятно, стремится большинство родителей. Они стараются поощрять активность и инициативы ребёнка, помогая ему стать самостоятельным. При этом они не отстраняются от него и выражают ему свои любовь и заботу. Родителям интересно проводить время с ребёнком, они организуют совместный досуг, играют в игры и обсуждают с ним большую часть того, что происходит в жизни. Основные стратегии взаимодействия — диалог, убеждение и компромисс.
В семье присутствует взаимопонимание и открытость в коммуникациях — нет большого количества двойных посланий или неоднозначных требований. Эту же идею родители транслируют детям, позволяя им принимать участие в обсуждении каких-либо значимых аспектов семейной жизни и принятии общих решений. При этом их стиль взаимодействия не отличается попустительством — родители обладают твёрдостью в ключевых моментах взаимодействия и формируют у детей привычку к дисциплине.
Как правило, дети в таких семьях растут самостоятельными, активными и любознательными. У них адекватная самооценка и уверенность в себе, которые помогают им опираться на себя, ставить цели и стремиться к их достижению. В взаимодействии с окружающими они умеют слышать как другого человека, так и себя, что помогает выстраивать конструктивные взаимоотношения. Для подросткового возраста этот стиль воспитания также благоприятен. Ведь между родителями и подростком уже сформировалась прочная связь, на которую можно опираться при проживании всех трудностей. И это помогает пройти через сложный период с наименьшими эмоциональными потрясениями.
Подходы к взаимодействию, лежащие в основе гармоничных отношений
Казалось бы, при прочтении статьи становится очевидно, что наиболее позитивным стилем семейного воспитания является демократический. Но так ли всё просто? Дело в том, что практически все родители осознают этот факт, но испытывают трудности с его реализацией в жизни. Почему так происходит?
Родители являются живыми, а не идеальными людьми. Даже при наличии адекватных представлений о том, каким должно быть воспитание ребёнка, в реальности в этот процесс вмешиваются особенности характера, недостатки, собственные травмы и иные бессознательные паттерны. Например, отец сам испытывал горечь из-за чрезмерного давления в детстве со стороны своих родителей, но в процессе воспитания ребёнка он всё равно периодически срывается на авторитарные стратегии. Понимает ли он, что это вредно? Разумеется! Но, к сожалению, в некоторых моментах деструктивные стратегии срабатывают автоматически, когда родитель действует будто бы по какому-то готовому сценарию.
Что можно сделать, чтобы влияние семейного стиля было благоприятным?
- Работать над своими психологическими травмами. Наверняка все слышали рекомендацию: «Кислородную маску нужно надеть сначала на себя, потом на ребёнка». Так и в случае с психологическим благополучием — сначала необходимо самому приобрести устойчивость, а затем заботиться о другом человеческом существе.
- Находить интерес во взаимодействии с ребёнком. Если воспитание ребёнка будет состоять из каких-то готовых инструкций и формальных лозунгов, то из него уйдет ощущение жизни и радости. Поэтому старайтесь наполнять ваше совместное время не только чем-то полезным, но и интересным.
- Помните, что негативное поведение ребёнка обычно отражает проблемы в семье. Соответственно, если он делает что-то, что вызывает у вас отрицательную реакцию, задумайтесь — может быть, он отражает ваши стратегии или какое-то напряжённое место в семейной системе? Если вам сложно разобраться с этим самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к специалисту-психологу.
- Семейные правила и традиции должны быть однозначными и ясными для понимания. И, конечно же, их должны соблюдать все члены семьи. Например, если нельзя есть вне кухни, то это важно делать не только детям, но и взрослым.
- Если вы хотите критиковать ребёнка, не забывайте о своей цели. Вам же важно не унизить ребёнка, а обозначить ему границы дозволенного? Значит, не сравнивайте его с другими детьми. И при формулировании критики избегайте оценочных суждений в адрес ребёнка — вместо этого фокусируйтесь на его поступках.
- Будьте внимательны к своему ребёнку. До подросткового возраста именно родители являются самыми близкими людьми для своего отпрыска. Они знают его лучше всего. Именно поэтому проявляйте внимание к своему ребёнку, иначе какие-то важные моменты его психической жизни могут пройти мимо вас.
- Наполняйте совместное время любовью и интересными занятиями. Бывает много удушающей заботы, но не тепла! Поэтому не стесняйтесь обнимать ребёнка, радовать и баловать всякими приятными ему событиями и вещами. Именно эти позитивные моменты создают костяк светлой части души в будущем, на который он сможет опираться. Причём важно, чтобы совместные занятия вы выбирали не по принципу «надо», а по принципу «нравится». Только тогда они будут наполнены искренней радостью и интересом!Очень важно подчеркнуть, что тот или иной стиль родительского воспитания не является каким-то приговором для будущего ребёнка. Очень большую роль в жизни человека играет фактор активности его собственной личности, о чём пишут многие психологи гуманистических направлений. Но семейная атмосфера создаёт определенную базу, основу будущего мироощущения. И от того, какой будет эта база, зависит то, на что будет опираться ребёнок в своих решениях. Соответственно, это и есть ответственность родителей — ни больше, ни меньше.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?