Блог
Обыденный тип мировоззрения: что нужно знать
1708
#практическаяпсихология
9 января, 2024

Обыденный тип мировоззрения: что нужно знать

1283
10 мин.

Обыденное мировоззрение формируется под влиянием жизненных обстоятельств, так как его основа — личный жизненный опыт индивида с опорой на здравый смысл. Оно даёт чёткие и понятные ответы на повседневные вопросы:

  • как жить «правильно»;
  • к чему стремиться;
  • как соответствовать тому или иному социальному статусу;
  • как реагировать на разные жизненные ситуации.

Определение понятия и характеристика

Само понятие «мировоззрение» определяется как целостное представление индивида о себе, окружающих и мире. Оно выражается в системе ценностей и идеалов, опыта как самого человека, так и социальной группы, общества, частью которых он является. Обыденное мировоззрение не статично, оно формируется под влиянием разных факторов:

среда;
образование;
профессия;
культура;
интересы и увлечения;
стереотипы поведения и правила отношений в обществе.

Даже суеверия, предрассудки и народная мудрость, переданные детям родителями вместе со сказками на ночь на ночь, могут найти своё отражение в их картине мира, когда они повзрослеют.

Для обыденного мировоззрения характерны:

  • Эмпиризм. Система знаний построена на основе собственного опыта.
  • Простота и понятность. Не требует глубоких знаний или сложных интеллектуальных усилий.
  • Социальная обусловленность. Отражает социально значимые и одобряемые большинством ценности и нормы, принятые в социуме.

С рождения человек проявляет интерес к окружающему миру. Он задаёт вопросы, пытается понять устройство мира, как работают взаимосвязи с другими людьми, причинно-следственные связи в контексте поведения и общественной реакции. Подрастая, ребёнок стремится к освоению окружающего мира: учится, приобретает новые знания, навыки. Взрослея — формирует собственные представления о пространстве вокруг себя, людях, отношениях через призму уже усвоенных ценностей, убеждений.

Сильные и слабые стороны обыденного мировоззрения и как они влияют на жизнь человека

Сильные стороны:

— аккумулирует жизненный опыт предыдущих поколений, применяет его на практике;

— оценивает значимые события, цели и достижения с позиций жизненного опыта, практических интересов;

— руководствуется не эмоциями, а здравым смыслом при принятии решений.

На практике эти плюсы выглядят так:

— передача значимой информации от поколения к поколению;

— более лёгкая социализация: помогает найти своё место в мире, выстроить наиболее комфортную для себя систему отношений;

— набор готовых схем и моделей, которые позволяют человеку быстро реагировать на изменения в окружающей среде;

— поддержка стабильности в обществе через преемственность традиций и ценностей.

Слабые стороны:

— отсутствие необходимой критичности, объективности;

— не опирается на научные знания.

Минусы:

— Ограниченность. Осмысление мира только под углом его практической полезности.

— Консерватизм. Медленные изменения в сознании не успевают за стремительным развитием научных знаний.

— Догматизм. Обеспечивает устойчивые модели взаимодействия людей в рамках одного общества. Но ограничивает возможности человека как отдельной личности.

— Субъективность. Установки обыденного мировоззрения часто идут вразрез с реальностью, к примеру, с фактами, имеющими научно-обоснованное подтверждение.

— Бессистемный характер мировоззрения, т. е. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом. Например, человек может быть искренне убеждён в том, что воровать нехорошо, но без угрызений совести смотрит пиратские фильмы или хочет жить в процветающем государстве, но ведёт двойную бухгалтерию, чтобы не платить налоги.

Все наши сиюминутные реакции и постоянные поведенческие привычки продиктованы особенностями нашего мировоззрения. Обычно они соответствуют стереотипным поведенческим моделям:

  • Каждая семья устанавливает в своём доме дверные замки и защитные системы, предотвращающие проникновение посторонних. То есть накопленный поколениями опыт побуждает человека устанавливать защитные устройства в своём доме.
  • Нарочитая брутальность мужчин: они не плачут, всегда сильные, выносливые, способные защитить. Нет, это не физические и ментальные особенности, присущие полу, просто в некоторых обществах такой образ мужчины считается близким к идеалу.
  • Женщины, достигая определённого возраста, создают семьи, потому что «так надо» или «так принято», а не исходя из собственного желания или потребности. Заводят семью только потому, что «время пришло» или «часики тикают» или терпят жестокое обращение мужа, пытаясь эту семью сохранить «бьёт, значит, любит» или «о детях хотя бы подумай».

Особенности и влияние обыденного мировоззрения на разные аспекты жизни

Обыденное мировоззрение возникло как реакция на агрессивную среду, в которой живёт человек. Эта среда полна опасностей, неопределённости и непредсказуемости. В ответ на вызовы, которые ему бросает жизнь, человек стремится упростить своё восприятие мира. Он создаёт упрощённые представления реальности, которые позволяют ему легче ориентироваться в мире и принимать решения. Это, с одной стороны, обеспечивает человеку чувство комфорта и безопасности, но с другой — существенно ограничивает его возможности.

Поведение

Человек с обыденным мировоззрением усваивает предложенные обществом стереотипы поведения, чтобы соответствовать им. Он искренне считает, что нужно следовать этим нормам и приспосабливаться к общепринятым стандартам, чтобы быть принятым и успешным в обществе.

Мировоззрение человека складывается из тех выводов, которые он делает из полученного жизненного опыта, часто опыта общения со своими близкими. Если он был положительным, то человек воспринимает мир как добрый и справедливый. Он открыт для нового, стремится нести в мир милосердие и добро, заниматься благотворительностью, волонтёрством.

Если опыт был негативным, то человек воспринимает мир как враждебный, несправедливый. Он стремится отгородиться от него, защитить и вообще жить по принципу «Мой дом — моя крепость» или «Моя хата с краю».

Если мировоззрение складывалось в условиях, когда постоянной борьбы за своё место семье, в детском саду, в школе, то повзрослев человек начинает воспринимать мир как полосу препятствий, которая заканчивается ценным призом. Это отражается на поведении индивида — он живёт в состоянии непрекращающейся борьбы и преодолений в своём стремлении к успеху, готов идти по головам, совершать неприглядные, с точки зрения морали, поступки и пр.

Формирование системы ценностей

Главная ценность для человека с обыденным сознанием — благополучие. Для него важно чувствовать себя в безопасности и комфорте, обладать материальным достатком, хорошим здоровьем, крепкими семейным отношениями, надёжным друзьям.

Человек принимает традиционные культурные ценности своей социальной группы, верит в её идеалы, понимает потребности, разделяет взгляды на то, что происходит в обществе и мире. Он идентифицирует себя как неотъемлемая часть чего-то большего, чем он сам — этнической группы, к которой принадлежит, государству, конфессии.

Принятие решений

Картина мира, которая сложилась у человека побуждает его замечать, или не замечать разного рода информацию, когда он принимает решения. Например, человек, который верит в астрологию, склонен принимать во внимание астрологические прогнозы и руководствоваться ими в жизни: выбирать партнёра исходя из совместимости знаков зодиака, выбирать дату свадьбы в соответствии с благоприятным расположением небесных тел и пр. Человек, который считает, что народные приметы всегда правильно предсказывают погоду, отслеживает их признаки и руководствуется ими планируя посадку рассады на огороде или опирается на них, чтобы понимать рано ли начнётся весна в этом году и дождливое ли будет лето.

На принятие решений влияет то, как люди интерпретируют информацию, которую получают. Например, человек, верящий в теорию заговора, может интерпретировать события в мире в свете этой теории, даже если на поверхности лежат ещё с десяток возможных объяснений этим же событиям.

Отношения

Мы живём в социуме, с другими людьми нас связывает общность забот, труда, взаимопонимание. Люди с обыденным мировоззрением, как правило, предпочитают общаться в простой и понятной форме. Они избегают сложных и абстрактных тем, которые могут вызвать непонимание или разногласия. Они будут чувствовать себя некомфортно, общаясь с людьми, у которых более высокий уровень образования, интеллектуального развития. Им легче ладить с теми, кто имеет похожие представления о мире. Поэтому они выбирают друзей и партнёров, которые разделяют с ними их ценности и представления о прекрасном, «правильном».

Организация жизненных процессов

Главная ценность обыденного мировоззрения заключается в помощи человеку адаптироваться к условиям окружающей среды и успешно решать жизненные задачи. Оно предлагает индивиду набор уже готовых моделей поведения, которые помогают ему правильно ориентироваться в различных ситуациях:

  • знание правил дорожного движения помогает человеку безопасно передвигаться по городу;
  • знание правил пожарной безопасности помогает человеку избежать пожара;
  • знание правил гигиены помогает человеку сохранить здоровье.

Обыденное мировоззрение также помогает человеку решать жизненные задачи. Оно даёт человеку ориентиры, цели и мотивы, которые помогают ему двигаться вперёд и достигать желаемого.

Примеры того, как обыденное мировоззрение помогает человеку решать жизненные задачи:

  • Человек, который считает, что образование является важным, будет стремиться получить хорошее образование, чтобы добиться успеха в жизни.
  • Человек, который считает, что семья является важной, будет стремиться создать крепкую семью, чтобы быть счастливым.
  • Человек, который считает, что здоровье является важным, будет стремиться вести здоровый образ жизни, чтобы сохранить здоровье на долгие годы.

Конечно, обыденное мировоззрение не является единственно определяющим фактором, который влияет на повседневную жизнь человека и организацию жизненных процессов. На них также влияют индивидуальные особенности личности, жизненные обстоятельства, влияние других людей. Однако, обыденное мировоззрение играет важную роль в формировании человеческого поведения и адаптации человека к окружающей среде.

Восприятие окружающего мира

Обыденное мировоззрение отличается непосредственностью и интуитивностью. Мы не задумываемся о том, как было сформировано наше представление о мире, правильно это или нет — оно просто есть в нашем сознании. Обыденное мировоззрение настолько естественно для человека, что его влияние на все наши действия или решения порой трудно заметить.

В соответствии со своей картиной мира человек выстраивает определённое отношение к нему по всем болевым точкам соприкосновения. У него возникает своё понимание семьи, дружбы, деловых отношений, труда, природы, отношений к старшим по возрасту, женщине, мужчине, воспитанию детей, порядку и дисциплине, власти. Словом, все грани нашей многоликой жизни от идеалов и до устройства личного быта формируется под влиянием обыденного мировоззрения.

Образ жизни

Сознание обыденного по большей части состоит из стереотипов и догм. Например, гендерные стереотипы, где мужчинам и женщинам отведены определённые роли в обществе или семье. Женщине часто приписывают опции домохозяйки и матери, в то время как мужчина считается главой семьи, чьё главное предназначение заключается в обеспечении материального достатка, защите и принятии ответственных решений.

Человек, который верит в важность здорового образа жизни, может придерживаться сбалансированной диеты и регулярно заниматься спортом. Таких стереотипов множество.

Для человека важно общественное одобрение, поэтому он строит свою жизнь так, чтобы не нарушать принятых в обществе правил и норм.

Психологический комфорт и благополучие

Важное условие психологического комфорта — жить в соответствии со своими принципами и убеждениями. Когда ценности общества и ценности отдельного человека, живущего в нём, совпадают, индивид чувствует себя гармонично, в мире с собой и окружающими. Но если ему приходится совершать поступки, которые идут вразрез в его убеждениями и принципами, то он будет испытывать серьёзный дискомфорт, что негативно сказывается на его психологическом благополучии.

Перспективы развития обыденного мировоззрения

Мировоззрение человека меняется, когда происходят изменения ценностей и норм общества под влиянием разных факторов:

социально-экономических;
политических;
научно-технического прогресса;
личного опыта.

Влияние современных технологий на формирование обыденного мировоззрения

Современные технологии расширяют кругозор человека, позволяя ему получать доступ к информации из разных источников, общаться с другими людьми, посещать музей и выставки в других странах онлайн и учится не выходя из дома. Такой объём информации и возможностей способен не только формировать новые социальные связи человека, но и влиять на эволюцию обыденного мировоззрения:

  • доступ к информации из разных стран и культур позволяет формировать более глобальное представление о мире;
  • возможность самостоятельно выбирать источники информации, формировать собственные убеждения помогает в развитии собственной индивидуальности;
  • постоянное обновление информации требует от человека гибкости и способности адаптироваться к новым знаниям;
  • стремительный рост технического прогресса требует расширения кругозора и большей осмысленности.

Социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы позволяют людям общаться друг с другом, независимо от их географического положения. Это способствует зарождению чувства общности и солидарности между людьми из разных стран и культур и вместе с тем ведёт к формированию более открытого и толерантного общества.

Изменения в обыденном мировоззрении в условиях социокультурных трансформаций

Социокультурная трансформация — это масштабное изменение, которое затрагивает не только культуру, но и все сферы жизни общества. В результате социокультурной трансформации происходит смена всех фундаментальных представлений о мире и месте человека в нём, что прямо отражается на качестве обыденного мировоззрения.

Античная культура была основана на принципах рационализма и гуманизма. Человек в ней рассматривался как разумное существо, способное к самопознанию и самосовершенствованию.

Средневековая культура, напротив, была основана на принципах теоцентризма и аскетизма. Человек в ней рассматривался как существо греховное, нуждающееся в спасении.

В эпоху Возрождения в Европе произошёл переход от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Это означало, что человек стал рассматриваться как центр мироздания.

На рубеже XIX–XX веков в Европе произошли кардинальные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, промышленной революцией. В результате появились новые философские течения, таких как экзистенциализм и постмодернизм, снизилась роль религии и усилился индивидуализм.

Как образование влияет на формирование более осознанного обыденного мировоззрения

Образование даёт человеку знания и навыки, необходимые для разностороннего понимания окружающего мира — помогает критически мыслить и анализировать информацию, а также формировать более осознанные убеждения и ценности.

Образование способствует:

  • Расширению кругозора. Позволяет сформировать более целостное представление о мире и его месте в нём.
  • Развитию критического мышления. Позволяет оценивать информацию и формировать собственные убеждения на основе рациональных аргументов, а не слепо следовать чужим мнениям.
  • Приобретению новых качеств личности, таких как самодисциплина, целеустремлённость, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации.
  • Улучшению адаптации в социальной среде. Человек может свободно и открыто выступать на публике, высказывая свои мысли и точку зрения, найти единомышленников, а также приобрести значимый статус в обществе.

Для обыденного мировоззрения характерно упрощённое восприятие реальности. Потому что человеку удобно воспринимать действующие в обществе догмы стереотипы, не осмысливая их, это вызывает у него чувство безопасности. Потребность в чётких жизненных принципах возникает, когда привычные правила и ожидания, основанные на эмоциональном восприятии мира, не оправдываются. В этот момент человек начинает искать причину, старается докопаться до сути, проверить свои принципы на истинность. Чтобы удовлетворить эту потребность, человек выходит за пределы обыденного мировоззрения.

Заинтересованы в более глубоком изучении психологии?

Предлагаем пройти наши обучающие курсы! Оставьте свои контакты, и наши представители свяжутся с вами в кратчайшие сроки

Оцените статью

Рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную