Переходный возраст — временной промежуток физиологического и психологического взросления подростка. Термин подразумевает переход от детского состояния к взрослому. Всемирная организация здравоохранения определяет, что подростками могут считаться люди от 10 до 19 лет.
Во время переходного возраста внутри человека происходят глобальные психологические и физиологические изменения. Резкий рост организма, эмоциональная неустойчивость, половое созревание, обретение индивидуальности, выстраивание личных отношений — всё это создает большие проблемы для подростков и их родителей.
На формирование личности подростка большую роль оказывают отношения в семье. Чтобы переходный возраст прошёл безопасно, между родителями и детьми должна быть высокая степень близости и сплочённости. Мама и папа строят такие отношения, при которых дети сами захотят делиться с ними проблемами и радостями. Тогда пропадёт необходимость в лишнем контроле.
Стадии переходного возраста
Временные рамки переходного возраста варьируются в разных культурах. В среднем подростками называют людей от 10 лет до 21 года. Максимальная продолжительность переходного возраста зафиксирована в западных культурах.
Переходный возраст делится на три стадии:
Психологические особенности переходного возраста
В подростковом возрасте дети начинают отвергать власть взрослых, а родители хотят продолжать их контролировать. Подростки переходят в конфронтацию с родителями, чтобы отстоять собственную индивидуальность. Они стремятся к независимости и хотят, чтобы с их мнением считались. Дети начинают самовыражаться через разные увлечения и изменения во внешности.
Подросток пытается осмыслить, кем он является и где его место в обществе. Он постепенно начинает приобретать новую зрелую идентичность. Дети уже готовы принимать самостоятельные решения, но часто поступают неправильно. В личности подростков пока нет устойчивых черт. Поэтому они могут часто менять мнение и совершать противоречивые поступки.
В этот период жизни ребенок будто постоянно находится в состоянии опасности. Любой триггер может вывести его из равновесия. Подростки склонны к драматизации происходящего. Проблему среднего масштаба они могут воспринимать как настоящую трагедию. И убедить их в обратном бывает трудно.
Для подростков нестабильное эмоциональное состояние является вариантом нормы. Им присуща импульсивность и беспричинная агрессия. Часто дети проявляют именно пассивную агрессию, потому что открыто выражать эмоции может быть небезопасно.
На протяжении переходного возраста у детей повышается потребность в общении со сверстниками. Подростки ищут дружбы, поддержки и принятия со стороны таких же, как они. Школьники конформны в отношении своей группы сверстников. Они не подвергают критике мнение лидера группы.
В ходе общения со сверстниками дети получают новые знания, которых им не дают родители. Школьники учатся жить в коллективе, ищут своё место в социальной иерархии группы. Юноши и девушки очень внимательно выбирают себе друзей, пытаются выстроить с ними прочные связи. Они остро воспринимают межличностные проблемы.
Советы родителям по общению с подростками
Взрослым необходимо воспринимать детей как равных себе личностей. Тогда их не надо будет специально воспитывать. Ведь подросток — полноценный человек, с которым лишь нужно уметь правильно взаимодействовать. Если раньше мама и папа общались с ним из позиции «Родитель – Ребенок», то теперь должны разговаривать как взрослые со взрослым.
Есть несколько универсальных советов для родителей подростков:
Совет 1. Обеспечьте ребенку безопасный тыл
Подросток сталкивается с большим количеством проблем за пределами дома. Поэтому родители должны быть надёжной поддержкой и опорой для него, а не очередными конфликтными субъектами. Если дома ребёнок будет испытывать дополнительный гнёт, то он просто полностью уйдет в себя и закроется от мира.
Родной дом должен оставаться для подростка тихой гаванью. Именно там он может отдохнуть от стресса и проблем. Родители не станут его осуждать, принижать или критиковать. Дома ребёнок найдёт поддержку после конфликтов с одноклассниками или учителями. С принимающими родителями подросток будет готов обсудить проблемы в романтических отношениях или дружбе.
Совет 2. Не нарушайте личные границы
Чтобы подросток чувствовал себя дома в безопасности, дайте ему личное пространство. Ребёнку нужна своя комната, где он будет поддерживать порядок собственными силами.
Своя комната, скорее всего, станет пространством для самовыражения ребёнка. Поэтому не стоит возражать, если подросток хочет заклеить всю стену плакатами, а на столе лежит гора вещей. Предоставьте ребёнку возможность самостоятельно решать, где и как всё будет храниться. Иногда мамам из соображений порядка хочется разобрать личный шкаф подростка, но этого делать нельзя. Также не нужно без спросу обыскивать рюкзак или сумку ребёнка.
Соблюдать личные границы нужно и в информационном пространстве. Не читайте чужие переписки, не смотрите галерею или историю браузера в гаджетах детей. Все принципы приватности у взрослых распространяются и на подростков.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Совет 3. Поддерживайте новые увлечения ребёнка
Дайте возможность подростку попробовать как можно больше, даже если он часто меняет увлечения. Ваша задача — предложить варианты и быть своеобразным экскурсоводом по окружающему миру.
Вы должны знать об интересах ребёнка, чтобы быть с ним на одной волне. Какую музыку он слушает? Какие игры любит? Что смотрит на Ютубе? У подростка должна быть возможность обсудить это с родителями.
Если хотите привить ребёнку конкретное увлечение, то покажите на своём примере. Взрослые часто рассказывают детям, как полезно заниматься спортом. Но при этом сами проводят выходные на диване. В этой ситуации подросток видит явное противоречие в словах и действиях родственников.
Родители часто жалуются, что дети ничем не интересуются. Но есть ли какие-то хобби у них самих? Обычно подростки перенимают модель поведения у энергичных и увлечённых родителей.
Совет 4. Не используйте метод кнута и пряника
Некоторые родители считают эффективной систему воспитания с поощрениями и наказаниями. Но такой подход лишь подменяет причину и следствие в поведении ребёнка. Подросток делает что-то, чтобы получить награду или избежать наказания, а не потому что у него есть собственные цели и мотивы. Вместо инициативности в ребёнке развивается стремление угождать и подстраиваться под чужие желания, а не думать о своих.
Наказание за проступок не научит ребёнка быть добрым и хорошим. Наоборот, подросток научится врать и скрывать свою настоящую жизнь от родителей. Наказание пугает, унижает и вгоняет в стресс, а не учит чему-то. Оно не изменяет глубинных установок, а лишь учит приспосабливаться.
Система с поощрениями тоже не эффективна. Ведь ребёнок поступает нужным образом не по своему желанию, а потому что родитель «купил» конкретные действия.
Если вам не нравится поведение подростка, обсудите с ним, почему он так поступает. Ребёнок обязательно должен высказать свою позицию.
Совет 5. Оценивайте, прежде чем что-то запрещать
Что плохого случится, если ребёнок сначала поиграет в компьютер и только потом сделает уроки? Часто родители сами не понимают, почему говорят «нельзя». Это слово просто вылетает на автомате.
Такая модель поведения могла быть унаследована родителями из своих семей, от родственников. Взрослые даже не задумываются о целесообразности запрета. Разрешить что-то гораздо сложнее. Ведь тогда придётся взять на себя риск наступления неблагоприятных последствий.
Начните диалог с ребёнком, объясните, почему лучше так не поступать. Расскажите, как минимизировать риски. Если всё бездумно запрещать, то подросток не научиться принимать самостоятельные решения.
Ребёнок вряд ли перестанет исследовать мир, если его будут ограничивать запреты. Скорее он просто выберет наименее безопасные варианты действий. У подростка должна быть возможность обжечься. Роль родителя заключается в том, чтобы в любой ситуации быть готовым поддержать.
Подростковый возраст — важнейшее время для становления личности. Именно от отношений в семье зависит, сможет ли ребёнок комфортно социализироваться. Родители должны уважительно относится к мнению детей. Подросткам важно, чтобы их воспринимали именно как взрослых людей, с которыми нужно считаться.
Онлайн-курс «Семейная психология» в институте Smart поможет вам разобраться во всех тонкостях создания и поддержания гармонии в семейной жизни. При желании, вы можете начать самостоятельную работу в качестве семейного психолога, а Smart вас поддержит — ведь окончившие курс получают официальный диплом и многогранную поддержку от института
Записаться на курс