Главная
Блог
Переходный возраст: как помочь подросткам справиться с эмоциональными вызовами и социальным давлением

Переходный возраст: как помочь подросткам справиться с эмоциональными вызовами и социальным давлением

Переходный возраст — временной промежуток физиологического и психологического взросления подростка. Термин подразумевает переход от детского состояния к взрослому. Всемирная организация здравоохранения определяет, что подростками могут считаться люди от 10 до 19 лет.

Во время переходного возраста внутри человека происходят глобальные психологические и физиологические изменения. Резкий рост организма, эмоциональная неустойчивость, половое созревание, обретение индивидуальности, выстраивание личных отношений — все это создает большие проблемы для подростков и их родителей.

На формирование личности подростка большую роль оказывают отношения в семье. Чтобы переходный возраст прошел безопасно, между родителями и детьми должна быть высокая степень близости и сплоченности. Мама и папа строят такие отношения, при которых дети сами захотят делиться с ними проблемами и радостями. Тогда пропадет необходимость в лишнем контроле.

Стадии переходного возраста

Временные рамки переходного возраста варьируются в разных культурах. В среднем подростками называют людей от 10 лет до 21 года. Максимальная продолжительность переходного возраста зафиксирована в западных культурах.

Переходный возраст делится на три стадии:

Ранний — 10–14 лет. В этот период в организме начинается половое созревание. Оно соседствует с интенсивным физическим ростом. Из-за гормонального дисбаланса у школьника случаются перепады настроения. У него может снизиться мотивация к учебе, проявиться лень и пассивность. Но некоторые дети, наоборот, находят себя в новых хобби. У ребенка появляется желание обрести себя как личность, поэтому он начинает противопоставлять себя родителям, не слушается их. Взрослые родственники и учителя перестают быть для него авторитетом. Подростки постепенно расширяют свой круг общения за пределами малой группы. Происходит выстраивание осознанных дружеских отношений.
Средний — 15–17 лет. В этом возрасте подростки склонны к агрессивному и рисковому поведению. Они пока не умеют управлять своими эмоциями, часто проявляют эгоизм и максимализм. Их стремление к самостоятельности усиливается. При наличии проблем подросток может страдать от одиночества, пессимизма, подавленного настроения, заниженной самооценки, апатии, депрессии. Из-за сильных физических изменений может развиться ненависть к собственному телу, комплексы, стыд, застенчивость и неловкость. В этот период подростки сильно нуждаются в одобрении компанией сверстников. Они становятся зависимы от чужого мнения. Школьники заводят первые романтические отношения и переживают кризисы, которые с ними связаны.
Поздний — 18–21. На данном этапе подростка волнуют вопросы личного и профессионального самоопределения, поиска своего пути в жизни. В это время он уже может осознанно планировать будущее. К окончанию переходного возраста подросток обретает эмоциональную стабильность и умение рационально мыслить. Если сепарация от родителей проходит удачно, то человек становится полностью независимым.

Психологические особенности переходного возраста

В подростковом возрасте дети начинают отвергать власть взрослых, а родители хотят продолжать их контролировать. Подростки переходят в конфронтацию с родителями, чтобы отстоять собственную индивидуальность. Они стремятся к независимости и хотят, чтобы с их мнением считались. Дети начинают самовыражаться через разные увлечения и изменения во внешности.

Подросток пытается осмыслить, кем он является и где его место в обществе. Он постепенно начинает приобретать новую зрелую идентичность. Дети уже готовы принимать самостоятельные решения, но часто поступают неправильно. В личности подростков пока нет устойчивых черт. Поэтому они могут часто менять мнение и совершать противоречивые поступки. 

В этот период жизни ребенок будто постоянно находится в состоянии опасности. Любой триггер может вывести его из равновесия. Подростки склонны к драматизации происходящего. Проблему среднего масштаба они могут воспринимать как настоящую трагедию. И убедить их в обратном бывает трудно. 

Для подростков нестабильное эмоциональное состояние является вариантом нормы. Им присуща импульсивность и беспричинная агрессия. Часто дети проявляют именно пассивную агрессию, потому что открыто выражать эмоции может быть небезопасно.

На протяжении переходного возраста у детей повышается потребность в общении со сверстниками. Подростки ищут дружбы, поддержки и принятия со стороны таких же, как они. Школьники конформны в отношении своей группы сверстников. Они не подвергают критике мнение лидера группы.

В ходе общения со сверстниками дети получают новые знания, которых им не дают родители. Школьники учатся жить в коллективе, ищут свое место в социальной иерархии группы. Юноши и девушки очень внимательно выбирают себе друзей, пытаются выстроить с ними прочные связи. Они остро воспринимают межличностные проблемы. 

Советы родителям по общению с подростками

Взрослым необходимо воспринимать детей как равных себе личностей. Тогда их не надо будет специально воспитывать. Ведь подросток — полноценный человек, с которым лишь нужно уметь правильно взаимодействовать. Если раньше мама и папа общались с ним из позиции «Родитель – Ребенок», то теперь должны разговаривать как взрослые со взрослым.

Есть несколько универсальных советов для родителей подростков:

Совет 1. Обеспечьте ребенку безопасный тыл

Подросток сталкивается с большим количеством проблем за пределами дома. Поэтому родители должны быть надежной поддержкой и опорой для него, а не очередными конфликтными субъектами. Если дома ребенок будет испытывать дополнительный гнет, то он просто полностью уйдет в себя и закроется от мира.

Родной дом должен оставаться для подростка тихой гаванью. Именно там он может отдохнуть от стресса и проблем. Родители не станут его осуждать, принижать или критиковать. Дома ребенок найдет поддержку после конфликтов с одноклассниками или учителями. С принимающими родителями подросток будет готов обсудить проблемы в романтических отношениях или дружбе.

Совет 2. Не нарушайте личные границы

Чтобы подросток чувствовал себя дома в безопасности, дайте ему личное пространство. Ребенку нужна своя комната, где он будет поддерживать порядок собственными силами.

Своя комната скорее всего станет пространством для самовыражения ребенка. Поэтому не стоит возражать, если подросток хочет заклеить всю стену плакатами, а на столе лежит гора вещей. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно решать, где и как все будет храниться. Иногда мамам из соображений порядка хочется разобрать личный шкаф подростка, но этого делать нельзя. Также не нужно без спросу обыскивать рюкзак или сумку ребенка.

Соблюдать личные границы нужно и в информационном пространстве. Не читайте чужие переписки, не смотрите галерею или историю браузера в гаджетах детей. Все принципы приватности у взрослых распространяются и на подростков.

Совет 3. Поддерживайте новые увлечения ребенка

Дайте возможность подростку попробовать как можно больше, даже если он часто меняет увлечения. Ваша задача — предложить варианты и быть своеобразным экскурсоводом по окружающему миру.

Вы должны знать об интересах ребенка, чтобы быть с ним на одной волне. Какую музыку он слушает? Какие игры любит? Что смотрит на Ютубе? У подростка должна быть возможность обсудить это с родителями.

Если хотите привить ребенку конкретное увлечение, то покажите на своем примере. Взрослые часто рассказывают детям, как полезно заниматься спортом. Но при этом сами проводят выходные на диване. В этой ситуации подросток видит явное противоречие в словах и действиях родственников.

Родители часто жалуются, что дети ничем не интересуются. Но есть ли какие-то хобби у них самих? Обычно подростки перенимают модель поведения у энергичных и увлеченных родителей.

Совет 4. Не используйте метод кнута и пряника

Некоторые родители считают эффективной систему воспитания с поощрениями и наказаниями. Но такой подход лишь подменяет причину и следствие в поведении ребенка. Подросток делает что-то, чтобы получить награду или избежать наказания, а не потому что у него есть собственные цели и мотивы. Вместо инициативности в ребенке развивается стремление угождать и подстраиваться под чужие желания, а не думать о своих. 

Наказание за проступок не научит ребенка быть добрым и хорошим. Наоборот, подросток научится врать и скрывать свою настоящую жизнь от родителей. Наказание пугает, унижает и вгоняет в стресс, а не учит чему-то. Оно не изменяет глубинных установок, а лишь учит приспосабливаться.

Система с поощрениями тоже не эффективна. Ведь ребенок поступает нужным образом не по своему желанию, а потому что родитель «купил» конкретные действия. 

Если вам не нравится поведение подростка, обсудите с ним, почему он так поступает. Ребенок обязательно должен высказать свою позицию.

Совет 5. Оценивайте, прежде чем что-то запрещать

Что плохого случится, если ребенок сначала поиграет в компьютер и только потом сделает уроки? Часто родители сами не понимают, почему говорят «нельзя». Это слово просто вылетает на автомате.

Такая модель поведения могла быть унаследована родителями из своих семей, от родственников. Взрослые даже не задумываются о целесообразности запрета. Разрешить что-то гораздо сложнее. Ведь тогда придется взять на себя риск наступления неблагоприятных последствий. 

Начните диалог с ребенком, объясните, почему лучше так не поступать. Расскажите, как минимизировать риски. Если все бездумно запрещать, то подросток не научиться принимать самостоятельные решения.

Ребенок вряд ли перестанет исследовать мир, если его будут ограничивать запреты. Скорее он просто выберет наименее безопасные варианты действий. У подростка должна быть возможность обжечься. Роль родителя заключается в том, чтобы в любой ситуации быть готовым поддержать.

Подростковый возраст — важнейшее время для становления личности. Именно от отношений в семье зависит, сможет ли ребенок комфортно социализироваться. Родители должны уважительно относится к мнению детей. Подросткам важно, чтобы их воспринимали именно как взрослых людей, с которыми нужно считаться.

Онлайн-курс «Семейная психология» в институте Smart поможет вам рабораться во всех тонкостях создания и поддержания гармонии в семейной жизни. При желании, вы можете начать самостоятельную работу в качестве семейного психолога, а Smart вас поддержит – ведь окончившие курс получают официальный диплом и многогранную поддержку от института.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#практическаяпсихология
Баланс между работой и семьей: практические советы

Существует много разных сфер в жизни взрослого человека, но, пожалуй, две самые главные  — это работа и личная жизнь. Обе сферы значимы и требуют больших ресурсов для развития. Поэтому крайне важно поддерживать гармонию между ними.

#клиническаяпсихология
Как мы выбираем партнёра для отношений? Теория привязанности Дж.Боулби

Выбор партнера для отношений во многом определяет будущее счастье, а также влияет на все аспекты нашей жизни. Но что же лежит в основе нашего выбора? Почему мы выбираем конкретных людей и почему избегаем других? Существует множество теорий, исследующих этот вопрос, но одна из самых убедительных и влиятельных — это теория привязанности, разработанная психоаналитиком Джоном Боулби.

#гештальт-терапия
5 стадий принятия

Жизнь полна неожиданностей и неизбежных трудностей, которые заставляют нас искать новые пути адаптации и принятия перемен. Часто, столкнувшись с тяжёлыми обстоятельствами, мы проходим через определённые стадии принятия, разработанные швейцарским психиатром Элизабет Кюблер-Росс. Эти стадии включают отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие.