Главная
Блог
Пограничное расстройство личности: симптомы, лечение и советы по самопомощи

Пограничное расстройство личности: симптомы, лечение и советы по самопомощи

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — расстройство, характеризующееся эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, пониженным самоконтролем и деструктивным поведением.

У «пограничников» встречается цикличный паттерн поведения: эмоциональное напряжение — разрядка через деструктивные действия — стыд за свое поведение — нарастание эмоционального напряжения — необходимость в новой разрядке. С каждым эпизодом разрядка может происходить все более опасными способами.

Причины развития ПРЛ

Пограничное расстройство формируется под воздействием множества генетических и социальных факторов. Пациенты с ПРЛ более эмоционально уязвимы на биологическом уровне из-за особенностей нервной системы. Но все-таки решающее значение в формировании ПРЛ имеет конкретная среда, в которой растет человек. 

Ученые считают, что ПРЛ начинает развиваться у пациентов еще в детском возрасте. Это напрямую связано с травмирующим воздействием членов семьи или других родственников. Например, родители «пограничника» могли страдать от алкогольной или наркотической зависимости. Часто внутри окружения ребенка есть домашнее насилие. Также многие пациенты с ПРЛ в детстве подвергались сексуальному насилию. 

В нормальной семье ребенок должен получать соразмерный ответ на любые свои эмоции и поступки. В обесценивающей семье все происходит наоборот. Внутри нее родители ведут себя неадекватно и переменчиво. Они обостренно реагируют на любые действия ребенка. Например, жестко наказывают за малейшие проступки. Взрослые срываются на ребенка даже без повода. Родители игнорируют или обесценивают чувства и желания ребенка. Они могут осуждать даже его положительные эмоции. Родители объясняют их детской глупостью или инфантилизмом. Также взрослые часто требуют от детей высоких результатов в учебе. Если дети учатся хуже, родители оскорбляют и критикуют их.

Окружение систематически внушает ребенку, что его негативные чувства — это неадекватная реакция на события. Мама или папа могут заявить, что ребенок на самом деле не может испытывать грусть или злость. Чаще всего они считают детские эмоции формой манипуляции. Если ребенок демонстрирует негативные эмоции, родители сразу жестко требуют, чтобы он успокоился. Когда у ребенка не получается спрятать чувства, родители могут применять к нему физическое насилие.

В такой семье ребенок не научится правильно демонстрировать свои чувства. Наоборот, он будет стараться подавлять любые эмоции, чтобы родители не обратили на них внимания. В то же время ребенок поймет, что вызвать желаемую реакцию от родителей можно только через крайне эмоциональное поведение, например, через воодушевленные комплименты маме. Поэтому в одно время он будет подавлять чувства, а в другие моменты — выражать их чрезвычайно ярко. Также ребенок не научится эмоциональной регуляции и контролю. Он не усвоит, как безопасным способом справляться со стрессом и преодолевать жизненные трудности. Поэтому пациенты с ПРЛ склонны к деструктивному поведению.

В обесценивающей семье ребенок не до конца понимает, какие именно чувства испытывает. В анализе своего состояния он ориентируется на реакцию окружающих людей. Из-за этого пациенты с ПРЛ часто оказываются в созависимых отношениях. Внутри них они полностью полагаются на мнение и действия партнера.

Из-за физического, эмоционального, сексуального насилия, пережитого в детском или подростковом возрасте, у пациентов с ПРЛ также может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Оно тоже нуждается в лечении.

Признаки ПРЛ

Первые признаки болезни у пациентов с ПРЛ обычно проявляются еще в подростковом возрасте. Однако эти симптомы не воспринимаются окружающими как показатель расстройства. Родители игнорируют признаки ПРЛ у ребенка, потому что они похожи на особенности подросткового поведения. 

Пограничное расстройство личности чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин. Возможно, это связано со стереотипным поведением, которое ожидают от представителей разных полов. Например, в общественном сознании считается нормальным, если мужчина ведет себя вспыльчиво, агрессивно, грубо. Также стереотипом является то, что мужчины по своей природе склонны к рисковому поведению. Поэтому мужчины не замечают у себя признаков болезни и не обращаются за медицинской помощью.

Диагностические признаки ПРЛ можно объединить в четыре большие категории:

1. Отсутствие эмоциональной саморегуляции.

Основной симптом ПРЛ — эмоциональная уязвимость и неустойчивость. «Пограничник» похож на оголенный нерв, который остро ощущает все происходящее. Человек быстро «зажигается», интенсивно проявляет эмоции, а затем долго успокаивается до обычного состояния. Его выводят из эмоционального равновесия даже незначительные триггеры. Слезы «пограничника» быстро могут перерасти в истерику, грусть — в отчаяние, а радость — в эйфорию. Человек совсем не управляет эмоциями, они полностью поглощают его.

Пациент с ПРЛ драматизирует все, что происходит вокруг. Частые смены его настроения похожи на американские горки. «Пограничникам» свойственно категоричное черно-белое мышление. Они ярко ощущают окружающий мир. Их самооценка может быстро меняться с заниженной до завышенной и обратно. Человек с ПРЛ очень вспыльчив, часто испытывает гнев, может физически выражать свою агрессию. Он болезненно реагирует на критику и сильно переживает из-за нее. При этом эмоциональная нестабильность существует на фоне повышенной тревожности и раздражительности. 

Пограничное расстройство личности может сопровождаться депрессией. Тогда у пациента проявляются следующие симптомы: подавленное настроение, тоска, постоянная грусть, чувство безысходности, потеря интереса и удовольствия от жизни, повышенная утомляемость и усталость, нарушения сна и аппетита. ПРЛ и депрессия усугубляют симптомы друг друга.

2. Импульсивное деструктивное поведение.

Пациенты с ПРЛ не умеют справляться со стрессом. Поэтому они пытаются заглушить сильные эмоции с помощью самоповреждения (селфхарма). Физическая боль отвлекает их от психологических переживаний. «Пограничники» склонны к совершению самоубийства. Однако они чаще всего занимаются самоповреждением без суицидальных намерений.

Человек может импульсивно самоповреждать себя разными способами: расцарапывать, резать, прижигать кожу; вырывать волосы; пить повышенные дозы токсичных препаратов и т.д. Когда физическая боль притупляется из-за выделившихся эндорфинов, эмоциональные страдания возвращаются. «Пограничник» вынужден заниматься селфхармом снова и снова, чтобы не чувствовать стресс. Так частые самоповреждения превращаются в привычку. Селфхарм становится формой избегания реальных жизненных проблем.

Иногда селфхарм бывает связан с чувством вины. Таким способом человек хочет наказать себя за что-то. Следы селфхарма на теле обычно тщательно скрываются от посторонних. Но самоповреждения при ПРЛ иногда все-таки носят демонстративный характер. Пациент с ПРЛ также может страдать от алкоголизма, наркомании, шопоголизма или расстройств пищевого поведения. Еда, покупки, алкоголь и наркотики — все это нужно такому человеку, чтобы справляться со стрессом.

3. Трудности в построении отношений. 

Индивидам с ПРЛ сложно строить здоровые романтические отношения. Внутри них они ведут себя хаотично и непредсказуемо, могут идеализировать, а потом ненавидеть партнера. Нестабильная самооценка, отсутствие самоконтроля, периоды депрессии, агрессивное поведение — все это провоцирует конфликты в паре.

Пациентам с ПРЛ сложно устанавливать и удерживать личные границы, поэтому они легко попадают в созависимые отношения. Внутри них «пограничники» полностью зависят от оценки партнера. Человеку может казаться, что он заслужил плохое отношение к себе. Такое убеждение формируется еще в детстве, когда родители плохо обращаются с ребенком. Внутри отношений «пограничник» легко будет сносить пренебрежение и манипуляции.

Несмотря на это, для индивидов с ПРЛ очень важна любовная связь. Пациентов часто одолевает страх, что партнер их бросит. Им крайне трудно прекращать даже абьюзивные отношения. Они тяжело переживают расставания и всеми силами пытаются удержать партнера около себя. Такие люди боятся одиночества, поэтому любыми способами стремятся его избежать. Например, практикуют непостоянные сексуальные связи.

4. Хроническое чувство опустошенности. 

У индивидов с ПРЛ наблюдаются нарушения в мышлении. Они страдают от деперсонализации и диссоциации. У них будто стираются черты собственной личности. Человек не ощущает собственного «Я», не понимает, кто он.

Пациент жалуется на чувство скуки и пустоты. В такой ситуации он может заниматься селфхармом, чтобы ощутить себя живым и реально существующим. Боль будто бы отрезвляет его. Чтобы заглушить пустоту, «пограничники» могут демонстрировать рисковые формы поведения. Например, вступать в беспорядочные половые связи, которые грозят появлением ЗППП, или заниматься опасным вождением.

Подтипы ПРЛ

Психологи выделяют четыре подтипа пограничного расстройства личности:

1. Неуверенное: сильная зависимость от поддержки близких людей и их мнения; страх одиночества; чувство беспомощности и бессилия; тревожный тип привязанности; подавленность; наличие созависимых отношений.
2. Раздражительное: пассивная и активная агрессия; интенсивный гнев; негативное восприятие мира; разочарованность и обиды; фоновое беспокойство; высокая конфликтность; параноидальные мысли.
3. Импульсивное: сильные эмоциональные реакции; резкая смена настроения; необдуманные поступки; суицидальные мысли; неспособность планировать; ведомость сиюминутными желаниями; зависимость от похвалы; рисковое поведение.
4. Самоповреждающее: частые приступы селфхарма; высокая склонность к суициду; попытки уйти из жизни; наличие депрессии и тревожности; замкнутость; неспособность к адаптации; получение удовольствия через физические страдания; зависимость от психоактивных веществ и алкоголя; ненависть к себе.

В чем опасность пограничного расстройства личности

Среди пациентов с ПРЛ распространено суицидальное и парасуицидальное поведение. Большинство совершают попытки самоубийства, которые не заканчиваются летально.

Формы поведения «пограничников», которые связаны с причинением вреда самому себе:

— самоповреждения без суицидальных намерений, чтобы приглушить сильные эмоции или почувствовать себя живым;

— угрозы самоубийством — демонстративное манипулятивное поведение, чтобы получить от кого-то любовь, похвалу, извинения и т.д.;

— попытки суицида с твердым желанием уйти из жизни.

Наличие самоповреждающего поведения повышает риск суицида у конкретной личности. Суицидальные наклонности у пациента с ПРЛ обостряются в период большого депрессивного эпизода. 

Попытки уйти из жизни чаще бывают импульсивными, а не запланированными. Они происходят под воздействием кратковременных стрессовых факторов. Алкоголь и наркотики усугубляют эмоциональное напряжение. Под их влиянием человек совсем не думает о последствиях своих решений. «Пограничники» часто считают, что суицид — это единственный выход в их ситуации. Хотя на самом деле влияние ПРЛ на человека можно успешно снизить с помощью терапии.

Импульсивные приступы агрессии пациентов с ПРЛ опасны для их близких людей. Интенсивный гнев может перерасти в физическое насилие в отношении окружающих.

Лечение пограничного расстройства личности

Лечением ПРЛ занимаются психиатры и психотерапевты. Решающую роль в выздоровлении пациента играет именно длительная психотерапия. Медикаментозное лечение носит дополнительный характер. Препараты назначаются, чтобы нормализировать настроение, убрать симптомы депрессии и тревоги. Кроме того, если у пациента есть алкогольная или наркотическая зависимость, ему нужно обратиться к профильному специалисту.

Во время терапии важно тесное общение специалиста с клиентом. Безопасный терапевтический контакт помогает «пограничнику» прожить травмирующие ситуации из прошлого. Психотерапевт буквально становится для пациента первым надежным «взрослым» в его жизни. На примере общения со специалистом клиент учится строить долгосрочные отношения с другими людьми.

В лечении ПРЛ активнее всего используются два психотерапевтических подхода: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и диалектическая поведенческая терапия (ДПТ).

Чтобы нейтрализовать симптомы ПРЛ, сессии с психотерапевтом должны длиться не менее года. На протяжении этого времени специалист учит клиента определять свои чувства, контролировать эмоции, бороться со стрессом, строить стабильные отношения с окружающими.

Компоненты терапии:

  • Распознавание эмоций

Клиент учится определять конкретные эмоции и оценивать их интенсивность. Он анализирует, какие события вызвали сильную реакцию. На первом этапе уже можно предложить клиенту заменить самоповреждающее поведение на менее травматичное. Например, пусть наденет на руку резинку. Когда пациенту захочется почувствовать боль, резинку надо оттянуть, а затем отпустить. Если у «пограничника» иногда возникает чувство оторванности от реального мира, ему необходимо научиться техникам заземления.

  • Анализ мыслей

На данном этапе пациенту необходимо научиться «тормозить» свою импульсивность. Для этого используются методы КПТ. Клиент пытается анализировать свои даже сиюминутные желания и не идти у них на поводу. Мысли, возникающие во время вспышек эмоций, необходимо конструктивно оценивать.

  • Контроль эмоций

Пациент узнает, как правильно регулировать эмоции и вовремя их ограничивать. Например, учится не допускать перерастания обыкновенной грусти в чувство полной безнадежности.

Психотерапевт обучает клиента, как справляться со стрессом безопасными способами. «Пограничник» должен отказаться от деструктивных форм поведения: самоповреждений, употребления алкоголя и наркотиков, опасного вождения и т.д.

Стресс можно сгладить простыми способами: опустить руки в холодную воду; заняться спортом; полежать в горячей ванне; потанцевать; убраться дома; погулять; покричать или побить грушу и т.д. Чтобы полностью избавиться от деструктивного поведения, надо устранить его причину. Эмоциональную боль и чувство пустоты можно анализировать с помощью КПТ.

  • Выстраивание стабильных отношений

«Пограничник» испытывает трудности с коммуникативными навыками. Он пытается избегать конфликтов либо сразу же переходит в активную конфронтацию. Психотерапевт объясняет ему, как перестать накапливать обиды и проблемы в отношениях.

Тренинг навыков помогает избавиться от негативного настроя по отношению к окружающим. Клиент учится вести себя уверенно. Он пытается просить о помощи и отказывать. «Пограничник» перестает испытывать вину, когда не выполняет чью-то просьбу. Он находит баланс между «хочу» и «надо». Пациент устанавливает личные границы и учится их отстаивать. Ему приходится отказаться от манипулятивных моделей поведения. 

Рекомендации по самопомощи

В процессе лечения ПРЛ важна самостоятельная работа пациента. Чтобы лечение проходило эффективнее, он должен делать домашние задания. Психотерапевт рассказывает клиенту про упражнения, которые тому нужно выполнять в перерывах между сессиями. С помощью домашних заданий пациент вырабатывает новые навыки и закрепляет их на практике через повторение. 

Упражнения для самостоятельного выполнения:

 

  1. Дневник эмоций.

Пациенту с ПРЛ необходимо следить за своими чувствами. Чтобы яркие эмоции было легче анализировать, их нужно записывать в дневник. Для этого возьмите лист бумаги, разделите его на четыре колонки: самая значимая эмоция за день; событие, вызвавшее эмоцию; мысли по поводу эмоции; физическая реакция организма.

Дневник поможет увидеть, какой триггер чаще всего вызывает эмоциональные взрывы. Так проще определить, с какой проблемой стоит работать в первую очередь.

  1. Реструктуризация мыслей.

Негативные и прочие «вредные» мысли человека с ПРЛ чаще всего не имеют отношения к реальности. Их необходимо уметь опровергать. Для этого мысль нужно конструктивно обдумать. Удобнее делать это в письменной форме.

Возьмите лист бумаги и запишите туда мысль, которая вас мучает. Составьте список аргументов «за» и «против» ее обоснованности. Попытайтесь посмотреть на это утверждение со стороны. Что бы на вашем месте подумал другой человек? Оцените, основана ли негативная мысль на вашем плохом физическом или психологическом самочувствии. Проверьте, не придаете ли вы большого значения мелочам. 

Если вы проведете такой подробный анализ, то скорее всего убедитесь в неадекватности первоначального убеждения.

  1. Релаксация. 

Техники релаксации могут помочь быстро улучшить самочувствие. Например, чтобы расслабиться во время приступа тревоги, представьте, что находитесь на морском побережье. Думайте о том, как приятно светит солнце, а вода ласково омывает ваши ноги. Суть приема заключается в том, чтобы вообразить себя в спокойном и безопасном месте, где вам приятно находиться.

Расслабление мышц тела также способствует релаксации. Лягте на кровать и закройте глаза. Затем поочередно сосредотачивайте ваше внимание на каждой части тела. Напрягайте, а затем расслабляйте ее. Так двигайтесь от пальцев ног до головы. Эта техника оказывает сильный медитативный эффект.

  1. Техники заземления.

Быстро успокоиться в стрессовой ситуации или отвлечься от навязчивых мыслей помогают техники заземления. Самая популярная из них называется «5-4-3-2-1». Что надо сделать:

— внимательно рассмотрите пять объектов, которые находятся вокруг вас;

— обратите внимание на четыре разных ощущения на коже, например, одежда мягко покрывает тело, обувь давит на ноги и т.д.;

— прислушайтесь к трем разным видам звука, например, к собственному дыханию, тиканью часов, шелесту листвы и т.д.;

— почувствуйте два разных запаха вокруг;

— ощутите во рту один вкус, для этого можно что-нибудь съесть.

Последовательное сосредоточение на разных видах чувств отвлечет вас от триггера.

  1. Повышение осознанности.

Тренируйте умение находиться здесь и сейчас, а не внутри ситуаций из прошлого. Старайтесь чаще акцентировать внимание на том, что чувствуете и о чем думаете в данный момент.

Чтобы повысить осознанность, замечайте, как именно вы выполняете рутинные дела. Например, сосредоточьте внимание на движениях руки, когда будете чистить зубы. Также для развития осознанности подойдут различные дыхательные упражнения и медитации.

Ранняя диагностика пограничного расстройства личности имеет большее значение. Лечение лучше начать еще до того момента, когда деструктивное поведение войдет в привычку. Своевременное начало терапии может предупредить развитие алкоголизма или других зависимостей. Грамотная работа психотерапевта поможет «пограничнику» выстроить и сохранить стабильные отношения с близкими людьми.

Наш курс «Клиническая психология» рассматривает данную проблему более глубоко. Для повышения собственной компетенции, переходите по ссылке и оставляте заявку на обучение!

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#клиническаяпсихология
Расстройства пищевого поведения: виды, симптомы и способы самопомощи

Расстройства пищевого поведения (РПП) — комплекс психических расстройств, связанных с нарушениями в приеме пищи. Обычно в поведении пациентов с РПП повторяется определенный цикл: диета/голодание, срыв, переедание и «чистка».

РПП — крайне опасные заболевания, которые требуют комплексного лечения. Иногда простое желание похудеть может вылиться в серьезные психологические проблемы и необратимые нарушения в работе организма.