Для большинства людей не представляется сложным общаться с другими каждый день посредством речи. Но задумывались ли вы над тем, как сложна человеческая речь? Ведь это не просто процесс облечения мыслей в слова и озвучивание их, а сложная психическая функция, которая напрямую взаимодействует с другими — мышлением, памятью, вниманием и воображением. И именно психолингвистика изучает речевой процесс с точки зрения психологических аспектов.
Что такое психолингвистика и её основные вопросы
Внимание психолингвистики приковано к изучению речевой деятельности психологическими методами, такими как наблюдение и интерпретация. При этом единого мнения о предмете данной науки не существует, ведь речь является многогранным понятием, а её исследование, соответственно, комплексным.
Учёные, рассматривают язык как форму человеческой деятельности, на основании чего выделяются две гипотезы его возникновения с точки зрения природы: одни исследователи рассматривают язык как инстинкт (С. Пинкер, Н. Хомский), а другие — как наследственный рефлекс (Ф. Скиннер). Проще говоря, учёные расходятся во мнениях: то ли речь является врождённой способностью человека, то ли приобретается в процессе жизни.
Психолингвистика включает в себя два корня — «психо», что, в переводе означает психика или душа, и «лингво», что означает язык. Она является одним из первых научных направлений, подчеркивающих связь между этими двумя областями научного знания. Научный интерес психолингвистики находится в зоне пересечения психологии и лингвистики, то есть касается следующих феноменов:
- как развивались мышление и речь;
- сходства и различия мышления и речи;
- механизмы усвоения языка;
- закономерности становления языка.
Роль психолингвистики в изучении коммуникации и взаимодействия
С точки зрения психолингвистики, все формы речи играют большую роль в человеческой жизни. Они активно используются с определёнными целями. При этом речь понимается как универсальное средство коммуникации, способствующее развитию различных видов деятельности — игровой, познавательной и трудовой. Человек общается при помощи речи в процессе игры, обучения и труда. Эта сложная многоуровневая система встраивается практически во все сферы жизни. При этом на речь влияют как внутренние мотивы человека, там и внешние факторы.
Всегда существует очень мощная связь между человеком и его речью, которая реализуется в одновременном сочетании внешних условий, социальной необходимости, психических особенностей и мировоззрения. При этом значение речевых высказываний всегда зависит от его цели и ситуации. Например, забавная шутка может быть уместна в контексте общения с друзьями, но совершенно неуместна на рабочем совещании по поводу производственного кризиса с начальством.
В зависимости от методологии и предмета психолингвистика исследует язык и речь на разных стадиях формирования. Учёные выделяют следующие стадии реализации высказывания, которые могут длиться всего несколько миллисекунд:
- Формирование мотива или потребности, которые нуждаются в выражении.
- Односторонний или многосторонний анализ актуальной ситуации.
- Принятие решения о форме выражения потребности с помощью невербальной или вербальной речевой деятельности.
- Реализация речевого действия.
- Оценка результатов в соответствии с изначальной целью высказывания.
Возьмём простой пример. Мы пришли в магазин и хотим уточнить у продавца наличие того или иного товара. В этот момент сформировалась наша потребность. Мы оглядываемся вокруг в поисках человека в форме, которые является продавцом — там происходит анализ ситуации. Увидев его, мы начинаем коммуникацию, озвучивая свой вопрос. После этого оцениваем ситуацию на предмет того, понял ли продавец наш вопрос и сможет ли он нам помочь.
Теоретическая психолингвистика и развитие моделей психических процессов языковой обработки
Как и любая другая наука, психолингвистика опирается на определённый теоретический базис. Он включает в себя три основных источника. К первому источнику относятся психологические аспекты языкознания (Б.Л. Уорф). Главная идея заключается в том, что язык отражает культуру народа и является деятельностью духа. В связи с этим он содержит психический компонент и принадлежит конкретному человеку. Язык является условием общения и регулирует человеческую деятельность. Удивительно, но он при этом также ограничивает возможность познания мира и тотальное понимание партнёра по коммуникации.
Вторым источником психолингвистики являются работы американских исследователей в области структурализма (Н. Хомский). Их основная идея заключалась в том, что владение языком приравнивалось к умению конструировать правильные предложения. Они воспринимали язык как разновидность поведения человека. Соответственно, его также можно описать в соответствии с бихевиористской концепцией «стимул-реакция», когда речевой стимул вызывает конкретное практическое действие, то есть реакцию.
В качестве третьего источника психолингвистики выступают работы отечественных психологов (Л.С. Выготский), которые занимались исследованиями взаимосвязи языка и речи. В частности производство речи включает в себя три последовательные фазы деятельности:
- мотивация;
- внутреннее слово;
- реализация.
Изучайте теоретические аспекты работы мозга и способы их применения на практике на курсе нейропсихологии. Вы освоите диагностику и коррекцию проблем благодаря специальным упражнениям и играм. Это позволит вам стать незаменимым специалистом в области нейропсихологии и успешно помогать детям и взрослым
Записаться на курсПрикладная психолингвистика и использование результатов исследований в практических областях
Совершенно естественно, что теоретические знания из области психолингвистики имеют практическую сферу применения. В неё входят проблемы речевой деятельности в целом, а также патология развития речи и вопросы обучения языку. Эти знания активно используются психиатрами, афазиологами, логопедами, дефектологами, патопсихологами, судебными экспертами и другими специалистами. Ведь когда на приём к этим специалистам обращаются их пациенты, имеющие нарушения речи, им совершенно необходимо знать основы психолингвистики.
Но было бы неправильно говорить исключительно об узких психологических, медицинских или коррекционных аспектах практического использования психолингвистики. Ведь она может быть полезна для широкого круга сфер гуманитарного знания, например, политики, средств массовой информации, рекламы, а также информационной сферы (разработки в вопросе искусственного интеллекта — ярчайший тому пример). Язык и смыслы являются глубокой основой нашей социальной и культурной жизни, и те, кто это понимают и хотят создавать какие-то проекты в данных сферах, должны разбираться в психологическом анализе языка.
Междисциплинарная психолингвистика и сотрудничество с другими науками
Психолингвистика занимается широким кругом проблем, которые лежат в сфере интересов смежных научных дисциплин. Безусловно, философия как праматерь гуманитарного знания, занимает в этом контексте центральное место. Психология совместно с психолингвистикой занимается вопросами соотношения таких понятий, как мышление, сознание, язык и других. Наука о понимании текстов — герменевтика — также близка этим дисциплинам.
Теория массовых коммуникаций пересекается с психолингвистикой в вопросах изучения влияния газетных заголовков, восприятия текстов на радио, эффективности деятельности телеведущих. При этом многие проблемы также изучаются в контексте национальной психологии и культурологии, например, идея о разном видении мира носителями разных языков. И это далеко не полный перечень, ведь в современной науке новые открытия активно встраиваются в уже существующее знание.
Применение психолингвистики в различных областях
Языковое развитие у детей — это процесс, с высокой долей вероятности обусловленный внутренними факторами. Практически все здоровые дети к 4–5 годам усваивают язык без специальных усилий, просто за счёт подражания.
Этот процесс включает в себя следующие аспекты:
Жизнь в современном мире сопряжена с искажением условий, благоприятных для естественного языкового развития. Например, родители меньше времени уделяют манипулированию предметами, а ведь именно в этом процессе развиваются речевые центры мозга. Кроме того, повальная цифровизация далеко не всегда имеет положительный эффект в данном контексте. Именно поэтому нередко возникают задержки речевого развития у детей. Применение психолингвистики помогает специалистам составить наиболее полную картину причин возникновения нарушения, а также подобрать адекватную коррекционную программу.
Психолингвистика также активно занимается исследованием процессов коммуникации и межличностного взаимодействия. Вводятся понятия «языковое сознание» и «языковая картина мира» — это сознание и мир, воспринимаемые через языковую призму. Для социализации человеку оказывается необходимо усвоить опыт различных сфер культуры, и это происходит, в том числе, через язык. Формируется «языковая личность» — внутренняя психическая структура, включающая в себя достаточный уровень владения языком, когнитивный уровень с его понятиями, идеями и концептами, а также прагматические уровень, включающий установки, ценности, мотивы и цели.
Основным каналом социализации личности является коммуникация. Она является неотъемлемой частью жизни человека в обществе и начинается с потребности в общении. Причём коммуникация всегда носит двусторонний характер. Для того, чтобы она была адекватной, необходимо, чтобы обе стороны обладали схожим культурным уровнем, опытом и корректными средствами. Проще говоря, были способны установить связь и понять друг друга, ведь при больших различиях в соответствующем бэкграунде это становится затруднённым. Процесс коммуникации может быть реализован как среди людей, так и среди социальных групп, имея свою специфику в каждой ситуации.
Еще одним полем применения психолингвистики является анализ текстов и дискурсов. Текст рассматривается как единица дискурса, который создаётся тем или иным автором. Он невозможен вне коммуникации и является её единицей, ведь он всегда передаёт ту или иную информацию. Каждый текст является уникальным, и из него мы можем извлечь множество информации об авторе при помощи методов психолингвистики.
Методы исследования в психолингвистике
Психолингвисты активно используют как методы психологии, социологии и лингвистики, так и общенаучные методы. Наблюдение является ведущим способом сбора материала — оно позволяет делать выводы о том, что происходит на глазах исследователя. Оно включает в себя анализ реальных ситуаций, когда изучаются и систематизируются различные аспекты речевого поведения участников.
Эксперимент, как правило, отличается от наблюдения тем, что имеет научную гипотезу в своём дизайне. Он может быть естественным (проводится в естественных условиях) и лабораторным (проводится в условиях лаборатории). Результаты подвергаются методам статистической обработки. Тесты могут являться видом эксперимента, ведь они включают в себя различные задания, которые должны выполнить участники.
Из психологии психолингвисты позаимствовали такой метод как интроспекция или самонаблюдения. Она заключается в наблюдении за собственными психическими процессами, а его результаты описываются в самоотчётах.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Как вы можете увидеть, психолингвистика является интенсивно развивающейся научной дисциплиной, находящейся на стыке различных областей научного знания. Язык обладает огромным количеством граней, соответственно, изучать и постигать его можно бесконечно. Точно также он продолжает встраиваться и в новые сферы общественной жизни. К примеру, работа с искусственным интеллектом без знаний в области психолингвистики просто невозможна. Надеемся, что наша статья будет полезна для формирования первичного представления об этой увлекательной науке и дальнейшего развития в этой сфере.