Все мы иногда бросали дела на полпути и теряли желание двигаться дальше. Цели, казавшиеся раньше нам важными и интересными, утрачивали свою привлекательность. Так обычно происходило из-за недостатка мотивации, который не получалось восполнить. Чтобы достигать долгосрочных целей, нужно научиться мотивировать себя самостоятельно.
Мотивация — психофизиологический процесс, управляющий поведением человека для удовлетворения его потребностей. Мотивация является силой, которая помогает двигаться в направлении достижения целей. Она даёт энергию, уверенность и настойчивость в преодолении препятствий.
Мотивация побуждает человека к постоянному развитию и росту. Она стимулирует получать новые знания и осваивать полезные навыки. Различные техники мотивации широко применяются в рабочем процессе. Работодатели внедряют их, чтобы сотрудники эффективнее выполняли свои обязанности. Замотивированные люди обычно более продуктивны и успешны.
Мотивация направлена на достижение определенной цели. Цель — предполагаемый итог деятельности, который должен удовлетворить какую-то потребность. Компоненты достижения любой цели: направленное желание, планирование, самодисциплина, сосредоточенность на своих действиях.
Каждую цель нужно максимально точно формулировать. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной во времени.
Мотив: понятие и типы
Мотив — внутренний или внешний фактор, который побуждает человека к целенаправленному действию. Обычно индивид придерживается конкретных мотивов на протяжении долгого времени.
Устойчивость мотива зависит от особенностей личности (мировоззрение, убеждения, ценности) и влияния извне (окружение, поддержка, дополнительные стимулы).
Уровень сложности задачи также влияет на устойчивость мотива. Если задача слишком проста, мотивация может пропасть из-за отсутствия интереса и стимула. С другой стороны, если реализация слишком сложна, мотив перестанет действовать из-за чувства беспомощности и отсутствия уверенности у человека. Устойчивость мотива будет высокой при ситуации, в которой человек чувствует себя достаточно компетентным.
Типы мотивов:
В психологии мотивы могут существовать в различных формах:
- Потребности.
Основой выживания для человека служит удовлетворение физиологических потребностей (пища, сон, отдых и т. д.). Также индивид стремится к ощущению безопасности и стабильности. Для этого он нуждается в физической безопасности для себя и близких и защите своего имущества.
Люди имеют потребность в социальном взаимодействии, принадлежности к группе и принятии со стороны окружающих. Также не менее важна потребность в самоутверждении и реализации своих способностей.
- Ценности и убеждения.
Человек может стремиться к справедливости, свободе, истине, милосердию, успеху, гармонии и другим ценностям, которые он считает важными в своей жизни. Поведение индивида будет соответствовать его убеждениям.
- Инстинкты.
Некоторые формы мотивации проявляются через врожденные инстинкты. Это может быть потребность в размножении, в защите себя, в заботе о своем потомстве и т. д.
Комбинация разных форм мотивов может меняться в зависимости от ситуации, личных целей и обстоятельств.
Виды мотивации и её процесс
Процесс мотивации можно рассмотреть через ряд последовательных этапов:
- Появление потребности. Индивид начинает ощущать, что он в чём-то нуждается на физиологическом, психологическом или социальном уровне.
- Выбор модели поведения. Человек осмысливает, сможет ли восполнить возникший «дефицит». Он решает, будет ли подавлять, игнорировать или удовлетворять свою потребность.
- Определение направления. Если индивид выбрал путь удовлетворения потребности, ему нужно понять, как именно он сможет это сделать. Человек ставит перед собой несколько задач по достижению финальной цели.
- Выполнение действий. Индивид прилагает усилия, чтобы удовлетворить потребность. Его действия сталкиваются с препятствиями, поэтому мотивация может становиться слабее или сильнее. Также человек изменяет цели на более достижимые.
- Получение блага. Индивид наконец-то зарабатывает вознаграждение за свои старания, которое помогает удовлетворить потребность.
- Ликвидация потребности. Человек восполняет свою потребность, а мотивация к дальнейшим действиям утрачивается до появления нового «дефицита».
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
В психологической науке выделяют два вида мотивации в зависимости от способа появления мотива:
- Внутренняя — мотив возникает, когда человек взаимодействует с задачей наедине. Индивид сам формирует для себя мотив.
Внутренняя мотивация исходит из потребностей, ценностей и интересов человека. Она связана с чувством удовлетворения и самореализации. Например, человек хочет улучшить своё физическое состояние, поэтому начинает бегать по утрам. Внутренняя мотивация обычно считается более устойчивой и продолжительной, поскольку она исходит от самой личности.
- Внешняя — мотив образуется под воздействием на человека окружающей среды. Например, родители заставляют школьника лучше учиться, поэтому ему приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы получать хорошие оценки. Внешний мотив основан на разных стимулах: похвале, вознаграждении или избегании наказания.
При внешней мотивации на человека оказывают влияние различные формы мотивов. Часто они относятся к сфере рабочих отношений. Действия индивида могут зависеть от распоряжений начальника, корпоративных норм поведения, оплаты труда и т. д. Пример внешней мотивации — сотруднику пообещали дать повышение, поэтому он начал работать усерднее.
На практике влияние внешней и внутренней мотивации трудно разграничить. Один и тот же мотив может возникать разными способами.
Также мотивация делится на позитивную и негативную в зависимости от вида цели:
- Позитивная — индивид стремится достичь цели, чтобы получить какие-либо блага. Человек также может ожидать похвалы от окружающих. Процесс деятельности чаще всего сопровождается приятными чувствами и эмоциями.
- Негативная — мотивация направлена на избегание наказания. Индивид действует так, чтобы в итоге не получить осуждения, оскорбления. Наказание может выражаться в материальных, социальных, психологических ограничениях. Негативная мотивация менее эффективна, чем позитивная, поскольку вызывает отрицательные эмоции.
Теории мотивации
Психологическая наука выработала несколько различных теорий мотивации:
1. Метод кнута и пряника — способ мотивации, совмещающий в себе противоположные методы воздействия: позитивный (пряник) и негативный (кнут).
Этот способ эффективен, только если индивид нуждается в удовлетворении самых базовых потребностей — еда и безопасность. Когда человек достигает более высокого уровня благосостояния, он обретает потребность в самоуважении. Поэтому метод кнута и пряника больше не будет на него действовать.
2. Иерархия потребностей Маслоу — упорядоченная система потребностей человека. На семи уровнях расположилось несколько видов мотивов — от самых примитивных (еда, сон, безопасность) до наиболее сложных (познание, личностный рост). Индивид не сможет реализовывать потребности более высокого уровня, если базовые потребности не удовлетворены хотя бы частично.
В данном случае мотивация должна исходить из потребностей, которые актуальны для человека на конкретный период времени. Однако на практике индивид может продолжать мотивировать себя потребностями предыдущей ступени, даже если они уже были удовлетворены. Например, потребность в любви может быть до конца восполнена, но романтические отношения всё равно будут оставаться для человека центром его жизни.
3. Двухфакторная теория Герцберга утверждает, что на действия работников влияют два вида факторов:
- Гигиенические — отношения с коллегами и начальством, величина зарплаты, комфортность рабочего места, питание и т. д.
- Мотивационные — карьерные достижения, возможность роста в должности, признание заслуг и т. д.
Герцберг считал, что гигиенические факторы сами по себе не мотивируют к работе, но их плохое качество вызывает стойкую неудовлетворенность трудом. Мотивационные факторы вызывают стремление к труду и удовлетворенность своей работой. Эти два вида факторов должны учитываться комплексно при управлении персоналом.
4. Теория справедливости Адамса основана на сравнении количества приложенных усилий и ожидаемого вознаграждения. При этом человек оценивает по таким параметрам не только свои действия, но и труд коллег.
Норма в такой ситуации — примерное равенство соотношения усилий и вознаграждения у индивида с этим же соотношением у коллег. Например, сотрудник трудится много, но получает мало денег. Его расстраивает эта ситуация, но она воспринимается справедливой, потому что так работают и все его коллеги.
Если же справедливость нарушена, работник попытается её восстановить разными способами. Например, начнёт трудиться меньше, чем коллеги, либо попросит у начальства повышения зарплаты. Поэтому работодателю нужно периодически оценивать степень справедливости труда сотрудников, чтобы правильно их мотивировать.
Решением подобных трудностей в большинстве случаев занимаются специалисты в области бизнес-психологии. Если вас привлекает идея оказания помощи людям, столкнувшимся с аналогичными вызовами, мы предлагаем вам пройти онлайн-курс по бизнес-психологии, чтобы освоить новую профессию и стать специалистом в этой области.
Получить грантСтимулирование и стимулы: виды и способы
Мотивацию следует отличать от стимулирования. Стимул — внешний триггер, который повышает интенсивность мотивации. Например, к стимулам относятся материальные вознаграждения, похвала, повышение, обещания и т. д.
Стимулы — рычаги, с помощью которых начальник может воздействовать на своего подчиненного, родитель — на ребёнка и т. д. Однако влияние стимулов строго индивидуально. Они имеют значение, только если человек реагирует на них. Например, обещание о повышении зарплаты замотивирует одного сотрудника трудиться сверхурочно, а другого — нет.
Виды стимулов в рабочих отношениях:
В психологии выработано множество разных техник стимулирования. Рассмотрим три популярных способа:
1. Геймификация.
Геймификация — включение игровых элементов в любой вид деятельности для достижения наилучшего результата. Особенно геймификация эффективна в работе и учебе. Её цель — повысить мотивацию участников игры.
Рабочий или учебный процесс выстраивается с помощью игровых механик. Например, индивиды должны выполнять задания, получать за них виртуальную награду, переходить от уровня к уровню и т. д. В качестве стимулов используются статусы, значки, стикеры, скидки и другие символические поощрения.
Сам процесс игры стимулирует человека не отрываться от занятия и двигаться только вперед. Геймификация подходит для обучения новых сотрудников и поддержания интереса у давних работников компании.
2. Аффирмации.
Дополнительным стимулом к действию могут служить аффирмации. Аффирмации — утверждения, которые повторяются в уме или вслух, чтобы воздействовать на своё мышление и поведение. Они могут быть положительными, вдохновляющими и мотивирующими.
Суть действия аффирмаций заключается в том, что человек регулярно повторяет позитивные установки, которые постепенно становятся частью его мировоззрения. Например, аффирмация «У меня всё получится» помогает укрепить уверенность в себе.
Когда человек настраивает ум на позитивные мысли и напоминает себе о целях, он чувствует более сильное внутреннее побуждение к действию. Аффирмации программируют сознание на успех и снижают уровень тревоги.
3. Техника осознанного выбора.
Этот метод помогает справиться с проблемами, которые связаны с самодисциплиной и мотивацией. Суть техники — в каждой сложной ситуации необходимо подумать, какой выбор можно сделать и какие последствия он влечет.
Каждый выбор должен совершаться осознанно, а не автоматически. Например, когда человека одолевает прокрастинация и ему недостаёт мотивации, он должен подумать, как поступить. Индивид понимает, что дальнейшее безделье повлечёт негативные последствия, поэтому выбирает активную работу.
Как поддерживать мотивацию в течение долгого времени
Иногда большие и сложные цели могут демотивировать, особенно если они кажутся недостижимыми. Чтобы эффективнее достигать результатов, поставленную цель нужно разбивать по времени на кратко-, средне- и долгосрочные цели.
Каждую из таких целей также надо разделить на несколько задач. Их необходимо подробно прописывать на бумаге и дополнять собственными стимулами. Фиксирование своих планов на бумаге помогает следить за их выполнением. Так вы будете наглядно видеть свой прогресс. После достижения очередной мини-цели нужно себя поощрять.
Визуализация — мощный инструмент для поддержания мотивации. Представьте, что вы уже достигли всех целей. Визуализируйте ярко и подробно, как именно вы себя чувствуете после получения желаемого. Это поможет сохранять веру в себя.
Визуализацию можно использовать и более простым образом. Достаточно распечатать картинки с изображением вашей цели и повесить их дома на видные места. Так вы будете постоянно напоминать себе, к чему именно стремитесь.
Регулярно повторяйте аффирмации. Особенно полезно их озвучивать в те моменты, когда вас одолевают сомнения или усталость. Например, озвучивайте фразы вроде «Я способен достичь своих целей» или «Я полон энергии и решимости».
Разговаривайте с людьми, поддерживающими ваши мечты и стремления. Станьте частью коллектива, который разделяет ваши цели и может вдохновить. Общение с единомышленниками помогает поддерживать мотивацию и дает возможность учиться и расти вместе. Не забывайте, что мотивация может иметь волнообразный характер. Когда она ослабевает, уделите время отдыху и хобби.
Что делать, если всё равно не получается себя мотивировать
Когда различные способы мотивировать себя не работают, нужно взглянуть на ситуацию более глубоко. Обратите внимание на свое состояние и подумайте, почему вы не испытываете мотивации. Возможно, есть конкретные причины, которые мешают вам двигаться вперед, например, страх неудачи, боязнь критики, неясные цели. Оцените свои мысли, эмоции и ожидания, чтобы найти источник проблемы.
Различные техники мотивации никак не помогут, если человек абсолютно не хочет заниматься конкретным видом деятельности. В таком случае нужно провести переоценку своих целей и скорректировать задачи.
Например, девушка упорно хочет выучить английский язык. Она пытается заставить себя заниматься, но ничего не получается. В конце концов девушка отказывается от идеи выучить новый язык, потому что прямо сейчас он не пригодится ей в работе или повседневной жизни.
Отсутствие мотивации может быть связано с несоответствием между целями и вашими истинными желаниями и потребностями. К примеру, часто родители навязывают детям необходимость заниматься определенным видом спорта, потому что сами когда-то его бросили и пожалели об этом. У ребёнка не будет никакой мотивации на спортивную активность, потому что ему ближе другие хобби.
Если мотивация к большинству видов деятельности отсутствует уже долгое время, стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. В данном случае нужно исключить возможную депрессию, при которой человек не может выполнить даже элементарные бытовые задачи. Специалист поможет разобраться в причинах отсутствия мотивации и разработать стратегию решения проблем.