Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастливым. Поэтому родители часто бьются над поиском решения этой задачи. Кто-то считает, что важно быть богатым, кто-то — красивым, а для кого-то самыми важными в жизни являются достижения. Но практически все люди согласны с тем, что счастья не бывает без умения строить отношения с окружающими людьми. А это умение основывается на эмоциональном интеллекте.
Значение эмоционального интеллекта
Для большинства людей слово «интеллект» ассоциируется с уровнем умственного развития. Однако не всё так просто в психологии. Многие ученые определяют интеллект как фактор, способствующий адаптации человека к изменяющимся жизненным условиям. И этот фактор не сводится к чему-то одному.
Никто не будет спорить, что эмоции играют важную роль в жизни человека. Они реализуют нашу способность откликаться на события и явления окружающего мира. Эмоциональные переживания — это психический процесс, отражающий отношение человека к чему-либо. Пока человек жив, он имеет эмоциональное, то есть небезразличное, отношение ко всему, что с ним происходит.
Соответственно, проживание и взаимодействие со своими эмоциями человеку обеспечивает эмоциональный интеллект. Он включает в себя:
- определение эмоций у себя и других людей, а также способность находить отличия между ними;
- осознание возникающих эмоциональных состояний и понимание механизмов их формирования;
- умение задействовать широкий спектр эмоций в различных ситуациях;
- управление и контроль над эмоциональными состояниями.
Эмоциональный интеллект не является врожденным свойством индивида, а формируется в процессе развития человека. Попробуем проанализировать, как происходит его становление и какие факторы на это влияют.
Особенности эмоционального интеллекта у детей
Эмоциональная сфера новорожденного похожа на этакий суп — все ингредиенты перемешаны, и всё это плавает в бульоне. Младенец растёт, мама заботится о нём и является зеркалом для его эмоциональных реакций, что постепенно развивает способность различать эмоции.
Младшие дошкольники много времени проводят исследуя мир, благодаря чему их эмоциональная сфера обогащается. Кроме того, они активно играют со взрослыми, и эта связь является опорой для зарождения новых, более сложных чувств — эстетических переживаний и сочувствия. В дальнейшем они развиваются в процессе игр с другими детьми, прослушивания сказок и других коммуникаций.
В школе ребенок сталкивается с новой деятельностью, которая, за редким исключением, окрашивается положительными эмоциями. В то же время, психика ребёнка созревает настолько, что младшие школьники впервые начинают осознавать конечность жизни.
Это осознание становится основой для будущих экзистенциальных переживаний подросткового возраста. В период пубертата эмоциональные настроения подростка обусловлены отношениями с окружающими. Ему необходимо оказываться в разных социальных ситуациях для того, чтобы понимать, где и кем можно быть. Взаимодействие с родителями отходит на второй план по сравнению с общением со сверстниками. Но важно чтобы детско-родительские отношения, как и семья в целом, были достаточно позитивным и устойчивым пространством. В этот период также приобретает значимость множество взрослых тем: самоосознание, конечно бытия, отношения с окружающими, красота и т. д. Параллельно идет процесс гормональной перестройки, поэтому в итоге мы получаем маленький домашний вулкан, который то разгорается, то затухает.
Развитие эмпатии: упражнения и советы
Чувство эмпатии впервые появляется у ребёнка в возрасте 6–7 лет. Именно в это время приходит понимание, что другой человек — другой по-настоящему, и у него есть свои собственные чувства. В подростковом возрасте эмпатия развивается при взаимодействии с другими людьми, а взрослеющий человек учится строить отношения разного порядка и учитывать партнёров по общению.
К сожалению, не всегда этот процесс проходит гладко. Наверное, каждый из вас встречал людей, не способных к сопереживанию и сочувствию. Они кажутся холодными и отстранёнными. Конечно, для взрослых людей в таких случаях существует психотерапия. Но что можно сделать при воспитании собственных детей, чтобы избежать ошибок?
Практически в любом возрасте ценным является умение называть чувства ребёнка и свои собственные. Важно обозначать как негативные, так и позитивные моменты — это поможет ребёнку любого возраста ориентироваться в своих эмоциях и замечать их проявления у другого человека. А также это дает ребёнку ощущение поддержки и утешения.
В качестве полезных упражнений здесь можно упомянуть игру «Что я сегодня чувствую» и игру «Покажи эмоцию». В первой игре необходимо изготовить специальные карточки, изображающие различные эмоции. Каждый день можно предлагать ребёнку взять картинку с тем чувством, которое он ощущал сегодня, и попросить рассказать о нём. Для второй игры пригодятся специальные наборы, например, «Эмоциональный крокодил», в которых на каждой карточке написана одна эмоция. Этот набор можно также изготовить самим. После этого первый игрок вытягивает карточку, показывает написанную там эмоцию, а другие участники должны угадать её. Первый угадавший занимает место показывающего.
Развитие коммуникативных навыков: упражнения и советы
Социальные навыки в больше степени, чем эмпатия, поддаются развитию в виду их гибкости и тренируемости. Хотя полезно помнить, что все дети — разные и обладают разным темпераментом. Соответственно, необходимо учитывать индивидуальность ребёнка при планировании зоны его развития.
Практически любая деятельность в современном мире требует коммуникации с другими людьми. Социальные навыки, в первую очередь, развиваются в непосредственном взаимодействии ребёнка с другими людьми в различных ситуациях (мы писали об этом в контексте подросткового возраста). Таким образом, чем более широкий диапазон подобных взаимодействий создадут родители для своего ребёнка, тем активнее будут развиваться его коммуникативные способности.
Для ребёнка младшего возраста будут полезные любые игры на проработку социального взаимодействия: «Дочки-матери», «Магазин» и т. д. Также очень полезны любые командные спортивные игры, ведь они учат детей договариваться и взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Можно показать ребёнку картинку, на которой нарисована сложная социальная ситуация, и предложить пофантазировать на тему того, что делать участникам ситуации.
Последний приём также хорошо будет работать с подростком — полезно предлагать ему для обсуждения какие-то конкретные ситуации и спрашивать, как бы поступил он. Да и вообще дети в подростковом возрасте хорошо участвуют в различных психологических тренингах, поэтому можно активно обращаться к этому методу для развития социальных навыков.
Развитие самосознания: упражнения и советы
Самосознание лежит в основе Я-концепции, то есть системы представлений человека о самом себе. Соответственно, исходя из этого образа строятся поведенческие стратегии. Самосознание позволяет человеку ощущать себя как отдельного человека от окружающего мира, соответственно, оно является важным фактором построения отношений с людьми.
Ощущение себя как отдельного существа впервые приходит к ребёнку в период кризиса трёх лет. Поэтому так важно поддерживать, а не подавлять отделение малыша от мамы и его индивидуальные реакции. А вот в полной мере процесс формирования самосознания разворачивается в подростковом возрасте.
Именно эта попытка развития автономности приводит впоследствии к развитию позитивной идентичности. Подросток встречается с новыми социальными ролями, а будущее становится частью жизненного плана. Он задумывается над вопросами морали, религии, общественного устройства, жизни и смерти, причём должен найти собственные ответы. Поэтому он вынужден бросать вызов общественным нормам и родительским нравоучениям. К концу этого периода он должен собрать воедино те знания, которые у него имеются о самом себе, и создать на их основе единый образ себя — идентичность. Причём этот образ не статичен, а включает в себя как осознание прошлого, так и представление о будущем.
Что можно сделать, чтобы этот период прошёл наиболее гладко? Побуждайте подростка анализировать своё состояние. Активно задавайте ему вопросы о том, что он чувствует и как относится к тому или иному событию или явлению. Зачастую подростки бывают резкими в оценках и негативистичными. Смягчить эти особенности могут помочь позитивные дневники — например, «дневник успеха», который поможет подростку настроиться на положительный лад и начать замечать хорошее в своих действиях.
Роль семьи и образования в развитии эмоционального интеллекта
На самом деле, существует одна единственная универсальная методика по развитию эмоционального интеллекта — это семья, в которой выстроена максимально возможная в существующих реалиях доброжелательная атмосфера. Все остальные советы и рекомендацию способны в некотором роде улучшить ситуацию, но обычно они не перекрывают влияния семьи (при этом плохие отношения с родителями не являются приговором).
Поэтому в вопросе эмоционального интеллекта полезно начать с себя. В первую очередь, формированию эмпатии родители способствуют собственным примером. Особую роль здесь играет тёплая атмосфера в семье, когда каждый её член важен, любим и принимаем. Важно, чтобы родители были достаточно психологически устойчивы и не отыгрывали на детях собственные проблемы. Если это не так, то это повод задуматься о психотерапии.
Открытые коммуникации помогают на своём примере показать, как важно общаться честно и прямо. В отношениях, где этого нет, присутствуют двойные послания — коммуникации, в которых субъект получает взаимно противоречащие послания. Например, мать транслирует ребёнку любовь и ненависть одновременно. Ребёнок при таком взаимодействии не понимает, как ему реагировать, у него возникают тревога и замкнутость, не формируются адекватные коммуникативные стратегии.
Поэтому родителям важно показывать свои чувства и называть чувства ребёнка. Ведь именно они задают тон в семейном взаимодействии. Также нужно помогать ребёнку находить приемлемые способы выражения эмоций, чтобы они не выплескивались наружу непроизвольно. Управление своими чувствами является важным компонентом эмоционального интеллекта.
Получается, если работать над созданием позитивной атмосферы и сверяться с самочувствием ребёнка, то это заложит хорошую основу для формирования эмоционального интеллекта. Кроме того, все мы рождаемся разными. Кто-то больше чувствует других людей и стремится к общению, а кто-то меньше. Поэтому необходимо помнить об индивидуальных особенностях ребёнка при планировании его воспитания и развития.
Никто не является идеальным, поэтому если вы задумываетесь над вопросом эмоционального интеллекта и делаете шаги в сторону его развития, вы уже на правильном пути!
Наш онлайн-курс по детской психологии поможет вам ещё глубже понять и осознать события, происходящие с вашим ребёнком.