Главная
Блог
СДВГ: симптомы и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

СДВГ: симптомы и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, — феномен, который оказывает значительное влияние на жизнь и развитие не только детей, но и взрослых. В то же время, несмотря на распространенность этого состояния, оно до сих пор является предметом дискуссий и исследований в области психиатрии и психологии.

В данной статье мы подробно остановимся на особенностях СДВГ, его причинах, симптомах и способах лечения, а также разберем важные различия в проявлении синдрома у детей и взрослых. Исследуя этот вопрос, мы стремимся дать полное представление о том, что такое СДВГ, как с ним бороться и как помочь тем, кто с нмс столкнулся.

Важно понимать: СДВГ — не приговор, а условие, с которым можно и нужно жить полноценной жизнью. Информированность и понимание заболевания — первый шаг к его успешной коррекции. Давайте вместе узнаем больше о СДВГ, чтобы быть готовыми к преодолению любых трудностей.

В конце статьи вас ждёт подарок подробное методическое пособие от экспертного психолога по СДВГ. Из пособия вы узнаете более подробные техники, методики и способы лечения при СДВГ. 

Определение и причины возникновения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это неврологическое расстройство, характеризующееся хроническими симптомами недостаточного внимания, гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления наблюдаются в различных ситуациях и сферах жизни индивидуума, включая школу, работу, домашнюю обстановку.

Причины возникновения СДВГ до конца не установлены. Исследователи предполагают, что к факторам, способствующим развитию этого состояния, относятся как генетические, так и внешние факторы. Считается, что основную роль играет наследственность — СДВГ часто встречается у детей, у родителей которых были подобные проблемы.

В числе внешних факторов выделяют проблемы в период беременности и родов: интоксикация, гипоксия плода, преждевременные роды, низкая масса тела при рождении. Экологические факторы могут также способствовать развитию СДВГ.

Стоит отметить, что причины развития СДВГ многофакторны, и чаще всего заболевание является результатом сочетания нескольких неблагоприятных факторов. Исследования в этой области продолжаются, и возможно, в ближайшем будущем ученые смогут дать более точные ответы на вопросы о причинах СДВГ.

Патогенез СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в значительной степени связан с нарушением нормального функционирования и взаимодействия между различными структурами мозга, в частности лобных отделов коры, ретикулярной формации, подкорковых образований и структур лимбической системы.

В коре головного мозга биоритмы формируются с определенной задержкой, что ведет к СДВГ. Эти биоритмы — важный элемент для поддержания нормального уровня внимания и контроля над импульсивными реакциями.

Первично-органические дефекты в ретикулярной формации ствола мозга и других ключевых структурах, возникающие во время внутриутробного развития, могут нарушить обмен катехоламинов, что может привести к СДВГ.

Нарушение обмена катехоламинов приводит к неконтролируемому высвобождению этих веществ, что вызывает гиперактивность и неспособность сосредоточиться. Кроме того, эти первичные дефекты могут способствовать частичной потере тормозных синапсов и нарушению функциональной специализации полушарий головного мозга.

Ретикулярная формация ствола мозга имеет важную роль в регуляции сознания и цикла сна-бодрствования. При СДВГ ее контроль над таламическими неспецифическими структурами ослабевает, что в свою очередь приводит к снижению согласованности функционирования различных отделов головного мозга, участвующих в формировании памяти и поддержании интеллектуальной деятельности.

Наконец, нарушения в стволовых и лимбических системах при СДВГ могут привести к угнетению синтеза белков нейронов, уменьшению плотности клеток и нарушению их дифференциации, что суммарно ухудшает функциональность и стабильность нейронных сетей.

Различия у детей и взрослых

Хотя СДВГ обнаруживается, как правило, в детстве, это состояние может сохраняться и во взрослом возрасте. Проявления СДВГ могут меняться с возрастом, но основные черты — невнимательность, гиперактивность и импульсивность — остаются.

СДВГ у детей

У детей с СДВГ, как правило, проявляется более ярко. Дети могут быть очень активными, им трудно сосредоточиться на одной задаче, и они могут действовать импульсивно, без предварительного обдумывания своих действий. Это может привести к проблемам в школе и в отношениях с сверстниками.

Проявления СДВГ у детей могут включать:

  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Импульсивные действия и решения;
  • Повышенная двигательная активность;
  • Трудности в выполнении заданий, требующих внимания;
  • Проблемы с организацией своего времени и задач;
  • СДВГ у взрослых.

У взрослых с СДВГ, как правило, гиперактивность умеряется, но проблемы с вниманием и импульсивностью могут оставаться. Взрослые могут испытывать проблемы в работе, в отношениях и в повседневной жизни из-за своей невнимательности и трудностей с организацией.

Проявления СДВГ у взрослых могут включать:

  • Трудности в организации и выполнении задач;
  • Невнимательность и забывчивость;
  • Импульсивность в принятии решений и в поведении;
  • Проблемы в отношениях из-за недостатка внимания к деталям;
  • Частые переключения с одной активности на другую, трудности в завершении задач.

В любом возрасте СДВГ — это вызов. Однако при правильном подходе и поддержке можно достичь успеха в учебе, работе и в отношениях, несмотря на этот синдром.

Cимптомы и сопутствующие нарушения

СДВГ — это сложное состояние, которое включает в себя ряд симптомов и может сопровождаться другими нарушениями. Ключевые признаки заболевания — это невнимательность, гиперактивность и импульсивность, однако могут присутствовать и другие симптомы.

Основные симптомы СДВГ:

  • Гиперактивность: постоянное движение, беспокойство, невозможность спокойно сидеть на месте.
  • Невнимательность: трудность сосредоточиться на задаче, легко отвлекаются на внешние раздражители.
  • Лёгкие неврологические нарушения: могут проявляться в виде подергивания мышц лица, тремора пальцев, непроизвольных сокращений мышц, нарушения координации движений и сухожильных рефлексов.
  • Эмоциональная лабильность: частые перепады настроения, раздражительность, тревожность, повышенная плаксивость.
  • Нарушение восприятия: проблемы с зрительным и слуховым восприятием, неверное восприятие размеров, направлений, проблемы с ориентацией в пространстве.
  • Повышенная утомляемость: быстрое утомление, как физическое, так и психическое.
  • Нарушения речи и произношения: это могут быть проблемы с артикуляцией, неверное произношение звуков, затруднения в построении фраз.

Сопутствующие нарушения при СДВГ:

  • Невротические привычки: такие как обкусывание ногтей, сосание пальца, стереотипные движения.
  • Нарушения сна: включают сонливость днем, бодрствование ночью, трудности с засыпанием и пробуждением.
  • Боязливость: повышенная тревожность, страхи.
  • Повышенная психическая утомляемость: быстрая усталость, головные боли.
  • Нарушение аппетита: как переедание, так и отсутствие аппетита.
  • Навязчивые тики: в большинстве случаев возникают на лице, но иногда и на туловище и шее.
  • Заикание: это может быть связано с проблемами координации и повышенной возбудимостью.

Важно помнить, что каждый человек уникален, и у каждого проявления СДВГ могут отличаться. Если у вас есть подозрения на наличие СДВГ у себя или у ребенка, важно обратиться к профессионалу для диагностики и подбора подходящего лечения.

Классификация (Американской ассоциации психиатров) и осложнения

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5), предложенным Американской ассоциацией психиатров, СДВГ классифицируется по трём основным типам:

Предоминантно-невнимательный тип. У людей с этим типом СДВГ основными симптомами являются невнимательность и дезорганизованность. Они могут сталкиваться с проблемами в учебе или работе из-за сложностей с организацией и выполнением задач.
Предоминантно-гиперактивно-импульсивный тип. Люди с этим типом СДВГ страдают от повышенной активности и импульсивности. Они могут быть беспокойными и принимать поспешные решения без обдумывания последствий.
Комбинированный тип. Этот тип СДВГ сочетает в себе симптомы обоих — вышеуказанных типов. У людей с комбинированным типом СДВГ присутствуют как симптомы невнимательности, так и симптомы гиперактивности и импульсивности.

Осложнения СДВГ

СДВГ может сопровождаться рядом осложнений, которые могут ухудшать качество жизни человека. Вот некоторые из них:

—  Учебные трудности и проблемы на работе. Невнимательность и проблемы с организацией могут привести к плохим оценкам в школе или проблемам на рабочем месте.

—  Проблемы в общении и социализации. Гиперактивность и импульсивность могут создавать трудности в общении и установлении отношений с другими людьми.

—  Психические проблемы. У людей с СДВГ чаще возникают такие психические расстройства, как тревожность, депрессия, расстройства питания, зависимость от алкоголя и наркотиков.

—  Самооценка. Длительные проблемы с учебой и общением могут негативно сказаться на самооценке и привести к развитию чувства неполноценности.

—  Несчастные случаи и травмы. Из-за повышенной активности и импульсивности у людей с СДВГ может быть повышенный риск получения травм и участия в несчастных случаях.

Диагностика СДВГ с использованием DSM-5

Для диагностики СДВГ врачи часто используют пятую версию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), которое было разработано Американской ассоциацией психиатров. По критериям DSM-5, чтобы получить диагноз СДВГ, пациент должен проявлять определенные симптомы гиперактивности, невнимательности или обоих состояний в течение как минимум шести месяцев.

Симптомы должны быть несоразмерны возрастному уровню развития и значительно влиять на качество социальной, школьной или профессиональной жизни. Кроме того, симптомы должны были начаться до возраста 12 лет.

Как диагностика СДВГ меняется в зависимости от возраста пациента

—  Дети дошкольного и младшего школьного возраста. У детей этого возраста СДВГ обычно проявляется в виде гиперактивности и проблем с вниманием. Родители и учителя могут заметить, что ребенок часто отвлекается, не может сидеть на месте, импульсивен и затрудняется с выполнением заданий.

—  Подростки. В этом возрасте симптомы гиперактивности могут уменьшиться, но проблемы с вниманием и организацией обычно продолжаются. Подростки с СДВГ могут иметь проблемы с учебой, самооценкой и социализацией.

—  Взрослые. У взрослых СДВГ может проявляться в виде трудностей с организацией, планированием и исполнением задач, управлением временем и проблемами с вниманием. Взрослые с СДВГ также могут испытывать проблемы на работе и в личных отношениях.

Диагностика СДВГ включает оценку истории жизни пациента, включая информацию от родителей, учителей и других близких людей. В некоторых случаях могут быть использованы специализированные психологические тесты.

Часто проблемы такого рода рассматриваются практическими психологами. Если вас привлекает возможность оказать помощь людям, столкнувшимся с СДВГ, мы предлагаем вам рассмотреть онлайн-курс «Практический психолог» как шаг к освоению новой профессии.

Диагностический и статистический руководство по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) включает в себя несколько различных типов СДВГ, включая:

  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип;
  • Другое уточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности;
  • Неуточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности.
  • Каждый из этих типов характеризуется своим набором симптомов и критериев для диагностики.

Для диагноза «расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания», требуется установить наличие шести симптомов у детей до 16 лет и пяти симптомов у подростков старше 16 лет и взрослых. Эти симптомы могут включать в себя отсутствие внимания к деталям, трудности с удержанием внимания, забывчивость и т.д.

Для диагноза «расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности» требуется установить наличие шести симптомов у детей до 16 лет и пяти симптомов у подростков старше 16 лет и взрослых. Эти симптомы могут включать в себя нервозность, неуместную активность, избыточное общение и т.д.

Кроме того, эти симптомы должны быть стабильными в течение не менее шести месяцев и проявляться в двух или более различных обстановках, таких как дома и в школе. Они также должны вызывать заметные трудности в учебе или работе, и не могут быть объяснены другими психическими расстройствами.

Диагностику СДВГ обычно проводит невролог, который может собрать подробную историю симптомов, включая время их появления, особенности симптомов, их динамику, эмоциональный фон пациента и эффективность проведенного лечения. Важно учитывать поведение ребенка в различных ситуациях, таких как во время беседы, при осмотре, в момент тестирования.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ обычно включает в себя комбинацию различных подходов, таких как медикаментозное лечение, психотерапия, вмешательства в образовательном процессе и изменения образа жизни. Какой именно подход будет лучшим, зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента.

1. Медикаментозное лечение. В основе медикаментозной терапии СДВГ лежат стимуляторы центральной нервной системы. Они улучшают внимание и контроль над импульсивным поведением, уменьшают активность и повышают способность концентрироваться.

2. Психотерапия. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает пациентам с СДВГ научиться управлять своим поведением, улучшить организационные навыки и повысить самоконтроль. Бихевиоральная терапия для детей включает поддержку и поощрение родителей и учителей в установлении и применении системы вознаграждений и наказаний.

3. БОС-терапия. БОС-терапия, или биологический обратный связи, это нейрофизиологическая методика, которая помогает улучшить работу мозга путем тренировки конкретных участков и сетей мозга. Это делается с помощью специализированного оборудования, которое дает обратную связь о мозговой активности в реальном времени, позволяя пациенту научиться контролировать ее.

4. Массаж и физиотерапия. Массаж и физиотерапия могут помочь уменьшить напряжение и агрессию, улучшить сон и помочь в управлении стрессом. Также они способствуют общему улучшению физического здоровья, которое может положительно сказаться на симптомах СДВГ.

Лечение всегда следует назначать индивидуально, исходя из возраста пациента, особенностей его состояния и того, как СДВГ влияет на его жизнь. Кроме того, важно регулярно проконсультироваться с врачом для коррекции лечебного плана.

Что делать, если подозреваешь у близкого СДВГ?

Обсудите свои наблюдения и опасения. Если вы заметили признаки СДВГ у близкого, обсудите свои опасения с ним, если это возможно и подходяще (в зависимости от возраста и уровня взаимопонимания).

Поддержка и понимание. Быть поддерживающим и понимающим очень важно. СДВГ — это не что-то, что человек выбирает, и это может быть болезненным и сложным для него.

Поиск профессиональной помощи. Самостоятельно поставить диагноз невозможно. Если подозревается СДВГ, следует обратиться к профессионалу в области психического здоровья, такому как психиатр или психолог.

Что не стоит делать, если подозреваешь у близкого СДВГ?

  1. Не ставьте самостоятельно диагноз. Интернет и книги могут дать общую информацию, но они не могут заменить профессиональную оценку.
  2. Не игнорируйте проблему. Если у вас есть подозрения, не игнорируйте их. Не леченый СДВГ может привести к серьезным проблемам, таким как трудности в школе или на работе, проблемы со взаимоотношениями и другие психические заболевания.
  3. Не вините близкого. Помните, что СДВГ — это не вопрос выбора или воспитания, это состояние мозга. Вместо обвинений лучше предложите поддержку и помощь.
  4. Не пытайтесь решить проблему только с помощью волевых усилий. СДВГ — это биологическое состояние, и, хотя волевые усилия могут помочь в некоторых аспектах, они не заменят профессионального лечения.

Действия психолога при обращении больного

Действия психолога при обращении больного включают в себя несколько ключевых этапов:

Сбор информации: психолог начинает с подробного собеседования с пациентом и/или его семьей для сбора анамнеза и информации о текущих проблемах и жалобах.

Оценка состояния: С помощью различных методов оценки (например, психологических тестов, клинических интервью и наблюдений) психолог оценивает текущее состояние пациента, его эмоциональное состояние, уровень стресса, качество сна, наличие тревоги, депрессии и других психических симптомов.

Планирование вмешательства: на основе полученной информации психолог разрабатывает индивидуальный план вмешательства, который может включать в себя психотерапию, обучение навыкам борьбы со стрессом, работу с ближайшим окружением и другие подходы.

Проведение психотерапии: психотерапия может включать разные подходы, в зависимости от проблем и потребностей пациента. Например, когнитивно-поведенческая терапия может помочь пациенту управлять стрессом и тревогой, а системная семейная терапия может помочь семье больше понять и поддерживать пациента.

Мониторинг и оценка результатов: психолог регулярно оценивает прогресс пациента и эффективность вмешательства, и, при необходимости, корректирует план вмешательства.

Работа с другими специалистами: в случае сложных или хронических состояний психолог может сотрудничать с другими специалистами, включая психиатров, неврологов, социальных работников и других, чтобы обеспечить наиболее эффективную и всеобъемлющую помощь пациенту.

Важно помнить, что каждый случай индивидуален, и то, как будет выглядеть процесс вмешательства, зависит от уникальных потребностей и обстоятельств каждого пациента.

Прогноз для больных СДВГ в целом является относительно благоприятным. У большинства детей, страдающих от этого заболевания, симптомы исчезают или заметно уменьшаются в подростковом возрасте. Это происходит благодаря компенсации нарушений в медиаторной системе мозга по мере роста и развития ребенка.

Однако, в 30-70% случаев симптомы СДВГ, такие как вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость и частые, быстрые и непредсказуемые смены настроения, могут наблюдаться и у взрослых.

Если СДВГ сочетается с другими психическими заболеваниями, существует психопатология у матери или присутствуют симптомы импульсивности у ребенка, прогноз может быть менее благоприятным.

Несмотря на то, что возможность предотвращения СДВГ не доказана, существуют подходы, которые могут помочь детям достичь лучших результатов при борьбе с этим состоянием:

  1. Качественное дородовое наблюдение, которое может помочь обнаружить и предотвратить возможные проблемы.
  2. Сбалансированная диета, обеспечивающая правильное питание и поддержку развития ребенка.
  3. Оптимальный объем физических нагрузок и активности, способствующий развитию нормального поведения и контроля импульсов.

Соблюдение четкого распорядка дня, что помогает установить структуру и предсказуемость, что может быть особенно полезно для детей с СДВГ. Управление поведением ребенка, включая построение положительных отношений между родителями и ребенком, что помогает улучшить приспособляемость и социальные навыки ребенка.

Подарок от эксперта Smart

Хотите узнать больше о СДВГ? Все подробности, включая описание симптомов, причин, способов диагностики и методов лечения этого состояния, вы найдете в методическом пособии от эксперта-психолога. Пособие доступно для просмотра и скачивания по ссылке.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#детскаяпсихология
Братья и сестры: укрепление связей и разрешение конфликтов между детьми

Причины ссор между братьями и сестрами

В нашем мире сложно встретить семью, в которой отношения между детьми были бы безоблачно приятными. Один из самых распространенных комментариев: «В детстве мы всегда дрались с братом/ сестрой, но сейчас хорошо общаемся». В чем причина конфликтов между детьми, и откуда со временем появляется любовь?

#практическаяпсихология
Задачи и виды групповой психотерапии

Психологическое состояние человека в современном мире уже давно стало важным фактором благополучия. Если раньше люди жили и воспитывали детей по принципу: «Я вырос нормальным, и ты как-нибудь вырастешь», то сейчас всё больше людей задумывается над тем, как они живут. Вероятно, большую роль сыграл технический и социальный прогресс, качество жизни в цивилизованных странах растет, соответственно, у человека появляется ресурс, для того чтобы подумать о своей психике. 

Поэтому современный человек тратит деньги и время на психотерапию. 

#клиническаяпсихология
Психология зависимости

В психологии понятие зависимости, также известное как аддикция, описывает состояние, при котором человек становится зависимым от определенного вещества, поведения или активности.

Зависимость может возникать как от различных веществ (наркотики, алкоголь, табак), так и от привычек и поведения, (азартные игры, компьютерные, шоппинг, отношения). Человек, страдающий от зависимости, испытывает непреодолимое влечение к своей аддикции и теряет контроль над действиями.

Это явление имеет серьезные последствия для физического и психологического благополучия человека. В этой статье мы подробно расскажем о том, какой бывает зависимость, как выглядит портрет зависимого и какие существуют методы борьбы с этой проблемой.