«Бей, беги, замри» — три древних механизма выживания, заложенные в нас природой и помогающие справиться с угрозой. И если раньше они действительно спасали человека, то сегодня чаще усиливают стресс и негативные последствия. Четвёртый путь предлагает Терапия принятия и ответственности (ACT). Благодаря этому подходу человек учится воспринимать реальность такой, какая она есть, и действовать с опорой на ценности. Звучит сложно? Давайте разберём, как АСТ-терапия помогает жить полноценно в условиях стресса и неопределённости, и вы увидите, что всё проще, чем кажется.
Суть подхода ACT
Терапия принятия и ответственности — это одно из направлений третьей волны когнитивно-поведенческой терапии, которое ставит во главу угла развитие психологической гибкости. В отличие от традиционных методов, где акцент делается на изменение или устранение негативных мыслей и эмоций, ACT предлагает другой путь: научиться принимать их, но не управлять собственной жизнью.
Главная идея ACT-терапии заключается в том, чтобы сосредоточиться на действительно важных аспектах — ценностях человека. Это как компас, который помогает двигаться вперёд, даже если на пути встречаются страхи, тревоги и сомнения. В терапии человек учится замечать мысли и чувства, но не сливаться с ними, а продолжать движение к своим целям.
Кроме того, терапия принятия и ответственности акцентирует внимание на действиях, которые соответствуют ценностям человека. Вместо рассуждений, он начинает предпринимать конкретные шаги для их достижения. И таким образом, АСТ помогает преодолеть внутренние барьеры и начать жить согласно своим желаниям.
Метод ACT доказал свою эффективность при работе с широким спектром психологических и физических проблем, включая хронический болевой синдром, депрессивные состояния, различные виды зависимостей, нарушения пищевого поведения, склонность к самоповреждению и недовольство своим телом.
Краткая история подхода
Acceptance and commitment therapy (ACT) была разработана американским психологом Стивеном Хейсом в 1986 году. Хейс, профессор Университета Невады в Рено, известен своими исследованиями в области поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Его работа основана на теории реляционный фреймов, которая объясняет, как люди создают связи между понятиями и идеями, что лежит в основе языка и мышления.
ACT возникла как часть контекстуальных подходов в психологии, которые рассматривают поведение и переживания человека в контексте их окружения и внутренних процессов. В отличие от традиционных методов, которые часть фокусируются на изменении мыслей и эмоций, ACT-терапия учит принимать их и сосредоточиться на действиях, соответствующих личным ценностям.
Подход быстро обрёл популярность благодаря практичности и научной обоснованности. Сегодня ACT используется не только в клинической практике, но и в коучинге, образовании и даже бизнесе, помогая людям развивать психологическую гибкость и жить более осознанно.
Таким образом, ACT — это не просто подход в психологии, а философия, которая учит принимать реальность и действовать в соответствии с тем, что действительно важно для человека.
Ключевые процессы ACT
Терапия принятия и ответственности строится вокруг шести процессов психологической гибкости, которые помогают человеку жить более осознанно и в согласии со своими ценностями. Эти процессы можно представить в виде модели, известной как гексафлекс АСТ — шестиугольника, где каждая вершина символизирует один из ключевых элементов, взаимно влияющих друг на друга.
(Прим.: гексафлекс в психологии — это удобный инструмент для визуализации внутренних процессов. Он помогает понять, как они взаимосвязаны и как работают вместе, например, для развития психологической гибкости).
Давайте рассмотрим каждый процесс ACT на примере из практики, это поможет наглядно объяснить их.
Ситуация: А. Испытывает сильный стресс из-за работы. Он постоянно чувствует тревогу, боится не справиться с задачами и начинает избегать сложных проектов.
- Принятие
Это способность признавать и принимать свои эмоции, мысли и переживания, даже если они неприятны. Вместо борьбы или избегания человек учится жить с ними, не позволяя им управлять своей жизнью.
А. признаёт, что его тревога и страх — это естественные реакции на стресс. Вместо того, чтобы бороться с ними или пытаться подавить, он говорит себе: «Да, я чувствую тревогу, и это нормально. Это не делает меня слабым». Он учится принимать свои эмоции, не осуждая себя за них.
- Контакт с настоящим моментом
Фокусировка на том, что происходит здесь и сейчас. Это помогает выйти из плена прошлого или тревог о будущем и полностью присутствовать в текущем моменте.
Когда А. чувствует, что тревога нарастает, он останавливается и сосредотачивается на том, что происходит с ним и вокруг в настоящий момент. (В этом помогают техники «Сканирование тела», «5-4-3-2-1» и др.). Это помогает ему выйти из потока тревожных мыслей и вернуться в текущий момент.
- Позиция наблюдателя
Способность осознавать себя отдельно от своих мыслей и эмоций. Это помогает не отождествляться с ними и видеть их как временные явления, а не как часть своей личности.
А. учится замечать, что его мысли вроде «Я никогда не справлюсь» или «Я неудачник» — это просто мысли, а не факты. Он говорит себе: «Я замечаю, что у меня есть мысль о том, что я неудачник. Но это всего лишь мысль, а не реальность». Это помогает отделить своё Я от негативных убеждений о себе.
- Разделение
Процесс, который помогает разотождествиться с мыслями. Вместо веры в каждую мысль, человек учится видеть в них просто слова или образы, которые не обязательно отражают реальность.
Когда позиция наблюдателя наработана, А. начинает уменьшать влияние мыслей, создавая дистанцию между ним и его мыслями. Например, когда возникает мысль «Я провалю этот проект», он мысленно добавляет: «У меня есть мысль, что я провалю этот проект», тем самым снижая веру в эту идею.
- Ценности
Определение того, что действительно важно для человека. Ценности направляют действия и решения человека даже в сложных ситуациях.
А. задаёт себе вопрос: «Что для меня действительно важно в работе?» Он понимает, что ценит профессиональный рост, командную работу и возможность помогать другим. Эти ценности становятся его ориентиром, даже когда тревога пытается увести его в сторону.
- Проактивность
Действия, основанные на ценностях, а не на сиюминутных эмоциях или мыслях. Человек учится делать выбор, который приближает его к тому, что для него значимо.
Несмотря на тревогу, А. решает действовать в соответствии со своими ценностями. Например, он берёт сложный проект, потому что это важно для его профессионального роста. Он говорит себе: «Да, я чувствую страх, но я сделаю это, потому что это важно для меня».
Итог: А. становится более гибким, осознанным и не позволяет тревоге управлять своими решениями и жизненными выборами.
ACT выделяет также процессы, которые мешают развитию психологической гибкости:
- Сопротивление реальности — попытки отрицать то, что происходит.
- Избегание — стремление уйти от неприятных мыслей, эмоций или ситуаций.
- Слияние с мыслями — вера человека в то, что его мысли и есть реальность.
- Потеря связи с ценностями — человек перестаёт помнить, что для него действительно важно, и начинает действовать на «автопилоте».
- Реактивное поведение — действия на основе сиюминутных эмоций или по привычке.
Работа с этими процессами помогает человеку уйти от психологической ригидности, стать более устойчивым, осознанным и гибким, научившись жить в гармонии с собой.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Техники терапии принятия и ответственности
ACT-терапия предлагает набор простых, но мощных техник, которые помогают не просто справляться с трудностями, но и находить в них смысл. Некоторые связаны с процессами, например когнитивное разделение (когнитивная диффузия), принятие, поиск ценностей, а некоторые исходят из запроса. Рассмотрим подробнее две такие техники.
«Точка выбора» — помогает перейти от автоматических реакций к осознанным действиям, направленным на реализацию ценностей. «Точка выбора» — это момент, когда человек осознаёт, что стоит перед выбором: продолжать действовать привычным и неэффективным способом или попробовать что-то новое, что приблизит его к ценностям.
Происходит это в несколько этапов:
- Осознание привычного поведения.
Например, в стрессовой ситуации человек начинает откладывать дела.
- Понимание последствий. Человек оценивает, к чему приводит его поведение.
Дела начинают копиться и это приводит к большему стрессу.
- Обнаружение точки выбора. Когда наступает осознание, что действия идут по привычному сценарию, человек берёт паузу.
- Принятие решения. На этом шаге человек может заменить автоматическую реакцию на действия, которые приблизят его к цели.
Начнёт выполнять дела, несмотря на сильные эмоции.
«Креативная безнадёжность» чаще всего используется при запросе на контроль эмоций. «Креативная безнадёжность» — это осознание, что попытки управлять или избегать неприятных переживаний и мыслей не работают.
Для этого необходимо:
- Исследовать привычные стратегии.
- Оценить их эффективность: приводят или удаляют от ценности.
- Осознание безнадёжности: осознание, что привычные действия не дают желаемого результата.
- Открытость новому: поиск альтернативных способов реагирования, основанных на принятии.
В итоге человек отказывается от бесполезных стратегий и открывается новым более гибким.
Принципы ACT-терапии в повседневной жизни
Терапия принятия и ответственности предлагает практичные инструменты для улучшения отношений, преодоления стресса и достижения целей. Мы подготовили варианты, как ТПО психология и её принципы могут быть интегрированы в повседневную жизнь.
Определение ценностей. Регулярно анализируйте, что для вас действительно важно. Это могут быть отношения, здоровье, профессиональный рост, творчество и т.д. Запишите ваши ценности и используйте их как компас для принятия решений.
Практика осознанности. Включайте в свою жизнь практики, которые помогают оставаться в настоящем моменте. К ним относится медитация, глубокое дыхание, осознанные прогулки и т.д.
Принятие ответственности. Признайте свою роль в создании собственной жизни. Принятие ответственности за мысли, чувства и действия помогает стать более активным участником своей жизни с опорой на ценности.
Гибкость мышления. Учитесь принимать мысли и чувства без осуждения. Это поможет не привязываться к негативным переживаниям, а делать выбор, сохраняя гибкость.
Применение принципов ACT в повседневной жизни и терапии помогает жить более осознанно, гибко и в согласии со своими истинными желаниями и ценностями. Это не избавляет от трудностей, но даёт инструменты для их эффективного преодоления.