Главная
Блог
Возрастные периоды развития человека: взгляд психологии

Возрастные периоды развития человека: взгляд психологии

Возрастные периоды — рамки, определяющие условный набор поведенческих, социальных, эмоциональных, когнитивных качеств, которыми должен обладать человек в конкретном возрасте.

Психологам необходимо учитывать возрастные особенности клиента, чтобы знать, какие навыки у него должны быть развиты, с какими трудностями человек может столкнуться и какие внешние или внутренние факторы влияют на его ментальное состояние.

Знание возрастных особенностей позволяет психологам и другим специалистам предоставлять индивидуализированную помощь клиентам. Например, методы работы с детьми кардинально отличаются от способов консультирования взрослых.

Исследование возрастных периодов помогает в разработке эффективных методик обучения, которые будут учитывать психологические особенности детей, подростков, взрослых и пожилых людей.

Психология изучает возрастные этапы развития человека, чтобы понимать, какие изменения в поведении, когнитивных способностях, социальных отношениях и эмоциональной сфере считаются типичными для каждого жизненного промежутка. Информация об этом помогает определить нормальные паттерны и выявить отклонения.

Однако важно отметить, что каждый из нас проходит через возрастные периоды индивидуально. Например, на особенности взросления сильно влияет состояние физического здоровья человека или его социальное окружение. Поэтому на планете невозможно найти двух людей с одинаковым жизненным опытом и мировоззрением.

Период детства

С рождения до 12 лет человек проходит значимый этап взросления — от малыша, который полностью зависит от родителей, до ребёнка с развитыми физическими, когнитивными и социальными функциями.

Раннее детство (от рождения до 3 лет)

В первые 3 года жизни нормальное физическое, психологическое и социальное развитие малыша всецело зависит от правильного поведения родителей и других членов семьи.

Значимые аспекты жизни детей в это время:

  • Необходимость в безопасной эмоциональной связи с родителями. В первые годы жизни ребёнок крайне нуждается в удовлетворении не только физических, но и эмоциональных потребностей. Мама и папа должны окружать малыша любовью, заботой и поддержкой. Тогда ребёнок будет чувствовать комфортную среду вокруг себя, поэтому у него сформируется базовое доверие к миру.
  • Появление первых социальных навыков. До момента, когда ребёнок научится говорить, он будет общаться с родителями через мимику, звуки, плач и движения тела.
  • Развитие эмоций. Ребёнок в таком маленьком возрасте уже может явно показывать страх, радость, стыд, любопытство и т.д. Также он постепенно учится распознавать эмоциональные сигналы родителей и отвечать на них.
  • Обучение через подражание. Дети постоянно наблюдают за родителями и стараются копировать их поведение в отношении окружающих предметов. Также они могут повторять чужие движения во время простой игры.
  • Формирование самосознания. В 1 год ребёнок начинает понимать границы своего тела, в 2 года уже может узнавать себя в зеркале, а к 3 годам полноценно осознаёт себя как отдельного человека, использует местоимение «Я».
  • Активное речевое развитие. С рождения до 1 года в норме ребёнок должен научиться произносить простые односложные слова, например, мама, папа и т.д. К 2 годам словарный запас малыша сильно расширяется, он уже может говорить предложениями из пары слов. В 3 года дети начинают активно общаться, в их словаре уже есть от 500 до 800 слов.

Дошкольный возраст (от 4 до 6 лет)

В этот период у ребёнка начинается частичная сепарация от родителей. Он уже часто проявляет самостоятельность в удовлетворении своих потребностей. Родители должны поддерживать ребёнка в этом процессе.

Особенности дошкольного периода:

  • Формирование базовых ценностей и морали. В этом возрасте ребёнок узнаёт, что считается правильным и неправильным. Дошкольники уже могут понимать правила поведения в семье или детском саду и осознанно следовать им.
  • Когнитивное развитие. У детей улучшаются память и внимание, они начинают интересоваться окружающим миром, исследуют его и задают вопросы. Также у человека активно развивается воображение и проявляются творческие способности. Поэтому ребёнок может увлечься рисованием, лепкой, танцами и т.д. В период подготовки к школе дети обучаются чтению и письму.
  • Рост эмоционального интеллекта. Дети начинают более осознанно проявлять свои чувства, а также уже понимают эмоциональное состояние других людей. Дошкольники могут рассказать о своих эмоциях словами, например, объяснить родителям, почему они злятся.
  • Высокая игровая активность. В процессе игры дети осваивают разные социальные навыки: умение сотрудничать, делиться, уступать, действовать в команде и т.д. Они примеряют на себе различные бытовые роли, например, играют в дочки-матери. В дошкольный период развлечения усложняются — дети разыгрывают вместе разные социальные ситуации: учитель и ученики, продавец и покупатель.
  • Проявление самостоятельности. В дошкольный период дети уже могут без помощи родителей одеваться, есть, умываться, наводить порядок в комнате. В этот отрезок времени важно, чтобы малыш не был окружён гиперопекой родственников.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

В этот период происходит дальнейшее физическое и когнитивное развитие детей, они обучаются социальным навыкам и эмоциональной саморегуляции.

Психологическая специфика детей в младшем школьном возрасте:

  • Активное развитие личности. С 7 до 12 лет у ребёнка появляются первые осмысленные интересы и вкусы. Также у детей формируется самооценка, они уже могут критически относиться к своим сильным или слабым сторонам. С момента начала обучения в школе самостоятельность ребёнка неуклонно растёт. У человека по мере взросления усложняется система ценностей.
  • Вовлечённость в учебный процесс. С помощью школьного образования кругозор детей стремительно расширяется. Ребёнок учится сосредотачиваться, работает по графику, осваивает новые навыки. У него формируются отношения с одноклассниками и учителями. За счёт развития когнитивных навыков ребёнок может понимать причинно-следственные связи и решать сложные задачи.
  • Развитие социальных навыков. Дети учатся слаженно работать в школьной группе, вести себя в конфликтах, проявлять эмпатию. Для ребят становится важной дружба со сверстниками. Теперь компания друзей оказывает на ребёнка больше влияния, чем родители.
  • Усложнение игровой активности. После 7 лет дети переходят от простых игр к более структурированным или командным видам развлечений. В том числе поэтому у многих ребят растёт интерес к спорту.

Подростковый возраст

В период с 13 до 18 лет личность ребёнка активно развивается. У человека формируется мировоззрение, которое будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Взросление подростка сопровождается психологическими изменениями:

  • Появление потребности в автономии. Подросткам важно существовать отдельно от родителей, принимать самостоятельные решения, контролировать свою жизнь. Они стремятся быстро вырваться из-под власти взрослых. Часто это желание реализуется через рискованное поведение — употребление алкоголя, курение сигарет и т.д. Когда подросток частично сепарируется от родителей, влияние родственников на него снижается.
  • Рост потребности в общении. По мере взросления у ребёнка расширяется круг друзей и знакомых. Туда уже входят не только ровесники из своей школы. Подросток учится общаться с людьми, которые сильно отличаются от него по социальному статусу. Ребёнок проходит через первые серьёзные конфликты со сверстниками. Для подростка становятся важны не только дружеские, но и романтические отношения.
  •  Эмоциональное развитие. В подростковом возрасте ребёнок значительно расширяет свой эмоциональный диапазон. Он учится переживать и идентифицировать более «сложные» чувственные состояния — влюблённость, грусть, печаль, обиду, раздражение, тревогу, апатию, гнев и т.д. В целом подросток ведёт себя более агрессивно, чем в детстве. Агрессия может выражаться активно или пассивно.
  • Формирование личной идентичности. Подростки часто экспериментируют в разных сферах жизни, чтобы понять свои вкусы. Самооценка ребёнка в этом возрасте сильно зависит от мнения родителей, друзей и других значимых людей. Подростку важно вписываться в общество, поэтому он может причислять себя к какому-нибудь модному культурному течению.
  • Развитие когнитивных способностей. Подростки из-за юношеского максимализма склонны мыслить в категориях «всё или ничего». Однако это не мешает им учиться планировать, ставить цели и достигать их. У ребёнка в этот период развивается теоретическое мышление и воображение. Он задаётся вопросами о смысле жизни и своём месте в мире.
  • Акцент на внешнем виде. Отношение к себе у ребёнка сильно зависит от восприятия своей внешности, потому что по мере взросления тело быстро меняется. Многие подростки оказываются морально не готовы к такой трансформации. Они обращают слишком много внимания на вид своего тела и относятся к нему очень критично. Из-за реальных или мнимых недостатков внешности у юношей и девушек возникают комплексы, которые сильно влияют на самооценку и общее восприятие жизни. Из-за особенностей внешности подростки могут испытывать на себе социальное давление со стороны родственников или терпеть буллинг сверстников.

Взрослая жизнь

Взрослость — самый длинный и насыщенный этап в жизни человека. В это время личность сначала продолжает активно развиваться, а затем приходит к своему наиболее стабильному состоянию.

Ранняя взрослость (от 19 до 35 лет).

В период ранней взрослости молодые люди заняты поиском своего места в жизни. На первый план у них выходит цель формирования собственной идентичности как взрослого человека.

Психологическая специфика этого периода:

  • Поиск себя. Парни и девушки выбирают свой карьерный путь, саморазвиваются через образование. Люди пытаются оценивать свою личность через конкретные достижения. Они учатся выстраивать личные границы между собой и остальным социумом. В этом возрасте человеку бывает сложно устанавливать комфортные рабочие отношения, так как молодым людям труднее идти на компромиссы, чем их старшим коллегам.
  • Неуверенность в будущем. Парни и девушки вынуждены принимать серьёзные решения, от которых зависит их дальнейшая жизнь. Такая ответственность пугает людей. Неопределённость погружает в стресс, который может привести к хронической тревоге или депрессии.
  • Сепарация от родителей. Во время обучения в университете или после его окончания большинство парней и девушек переезжает от семьи, чтобы жить отдельно. Для некоторых людей этот шаг даётся нелегко, если между родителями и детьми есть сильная эмоциональная привязка. Мама и папа не готовы признать в ребёнке отдельную взрослую личность, поэтому пытаются всячески влиять на его жизнь. Такая ситуация ведёт к конфликтам внутри семьи.
  • Формирование семьи. В молодом возрасте люди обычно заключают свои первые браки. Период с 19 до 35 лет сопровождается активными поисками партнёра для романтических отношений. Люди пытаются создавать и поддерживать любовную связь. Они сталкиваются с недостатками характера партнёров и собственной «неидеальностью». Парни и девушки учатся уравновешивать свои и чужие интересы в рамках пары.
  • Первое родительство. После рождения ребёнка супруги получают новый социальный статус — мать и отец. Это изменение накладывает на них множество ограничений. Теперь родители несут ответственность за жизнь малыша, они обязаны тратить на ребёнка большое количество моральных, физических и материальных ресурсов. Для многих молодых людей рождение малыша становится серьёзным психологическим испытанием.
  • Кризис 30 лет. В период с 27 до 34 лет многие женщины и мужчины испытывают психологическое напряжение, которое связано с переходом человека из молодости во взрослость. Люди разочаровываются в себе и своей жизни, потому что оптимистичные ожидания от будущего не соответствуют реальности. Они переоценивают свои приоритеты и решают, чем им на самом деле хочется заниматься в дальнейшем. Кризис 30 лет можно выявить по нескольким симптомам: негативное мышление, ухудшение эмоционального состояния, соматические заболевания, радикальные изменения в образе жизни.

Средний возраст (от 36 до 60 лет).

В период зрелости для людей на первый план выходят более приземлённые и практические цели, например, обеспечение материального благополучия для себя и своих детей.

Психологические особенности этого возраста:

  • Общее состояние стабильности. В этот период человек наиболее продуктивен. Он достигает максимально возможной точки успешности в разных областях: семья, карьера, самореализация, общественная деятельность и т.д. Главные социальные статусы этого возраста — компетентный работник и любящий семьянин. К 35 годам люди избавляются от максимализма, который присущ юности и молодости, поэтому более взвешенно подходят к своей жизни. После 50 лет человек переходит во взглядах от разумной гибкости к консерватизму.
  • Целенаправленное развитие. После 35 лет люди уже глубоко понимают себя и свои потребности. Они ставят долгосрочные материальные цели и планомерно их достигают. Зрелый человек трезво оценивает свои слабые и сильные стороны, а также умеет их использовать. Он понимает своё место в жизни и стремится к дальнейшей самореализации. Им руководит устоявшаяся система ценностей.
  • Гармоничные социальные отношения. Большинство людей в этом возрасте занимаются воспитанием детей или внуков. Со временем у человека могут появиться новые семейные обязательства, например, забота о постаревших родителях. В период зрелости социальный круг личности наиболее широк — чаще всего он увеличивается за счёт новых рабочих знакомств.
  • Кризис среднего возраста. Человек задумывается, удалось ли ему достичь целей, которые были поставлены много лет назад. Он остро переживает, если какие-то потребности не удалось удовлетворить. Кризис среднего возраста часто сопровождается разводами, так как люди разочаровываются в супругах. Также в этот период человек может кардинально сменить профессию или переехать.

Пожилой возраст (от 60 до 75 лет).

Пожилой возраст часто называют осенью жизни. К этому времени люди достигают наивысшего уровня эмоциональной стабильности, умеют справляться с трудностями и спокойно переживать стрессовые ситуации. Они относятся к самим себе с глубоким принятием, потому что в целом удовлетворены своей жизнью.

На психологическое состояние пожилых людей влияют следующие факторы:

  • Уход с работы. По мере достижения пенсионного возраста многие люди увольняются и начинают проводить большую часть времени дома. Некоторые пенсионеры занимаются внуками, дачей или находят себе новое дело по душе. Если у человека не получается понять, чем ему хочется дальше заниматься, это приводит к ухудшению ментального состояния. Выход на пенсию также сопровождается потерей одного из социальных статусов. Когда человек лишается своей идентичности компетентного работника, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой.
  • Сужение круга общения. У пожилого человека после выхода на пенсию уменьшается количество коллег и знакомых, с которыми можно пообщаться. После 60 лет люди стараются начать больше времени проводить со своей семьёй и поддерживать связь с родственниками, но не у всех это получается.
  • Появление проблем со здоровьем. Обычно после 60 лет появляются первые серьёзные «болячки» и обостряются хронические заболевания. Всё это негативно влияет на активность человека и его образ жизни. Пенсионеру приходится тратить больше времени на заботу о своём здоровье. Походы по врачам и сам процесс лечения может сильно угнетать человека, повышать его тревожность.
  • Непринятие перемен. Чем старше становится человек, тем болезненнее он относится к любым изменениям в жизни. В пожилом возрасте людям тяжелее адаптироваться к другому жилью или кругу общения. Пенсионерам трудно решиться даже на объективно необходимые перемены. Ситуация, когда человек хочет жить лучше, но отказывается что-либо для этого делать, может привести к фрустрации или депрессии.
  • Необходимость поиска новых целей. Некоторые люди в 60 лет считают, что их жизнь уже закончена. Они не видят позитива в настоящем и не ждут ничего хорошего от будущего. Поэтому пенсионеры начинают жить своим прошлым — постоянно возвращаются к воспоминаниям о молодости и прошедших «золотых» деньках. Им трудно взять себя в руки и начать двигаться в новом направлении.

Период старения

После достижения 75 лет у человека начинается старение. В этот период времени люди наиболее уязвимы, потому что их физическое здоровье стремительно ухудшается.

Старение сопровождается несколькими значимыми изменениями:

  • Возникновение когнитивных нарушений. В старости мышление, память, внимание становятся хуже. У человека снижается скорость обработки информации, усиливается забывчивость. Старикам тяжело даётся абстрактное мышление и ориентация в незнакомом пространстве. Дети должны учитывать такие особенности старых родителей, чтобы не обижаться на них, если те что-то забыли или неправильно поняли.
  • Усиление социальной изоляции. Многие женщины и мужчины в старом возрасте становятся менее мобильны, например, из-за болезни они не покидают дом. Социальная активность пенсионеров сильно снижается, так как они просто могут не видеть смысла выходить «в люди». Ситуация усугубляется, если старших членов семьи не навещают более молодые родственники или даже не звонят им. В таком случае старики остро чувствуют свою покинутость. Особенно плохо переносят одиночество те люди, которые живут без партнёра.
  • Появление страха смерти. По мере старения люди всё чаще начинают задумываться о собственной смерти. Некоторых такие мысли сильно угнетают, а других, наоборот, мотивируют наслаждаться жизнью и реализовывать свои давние желания. Страх смерти может усиливаться, когда умирают близкие люди — знакомые, друзья, родственники или даже дети. Старики тяжело переживают такие моменты, они могут замкнуться в себе и погрузиться в депрессию.
  • Потеря смысла жизни. К 75 годам человек чаще всего уже успел реализовать себя, например, построил карьеру, воспитал детей и внуков. Поэтому теперь пенсионер заново сталкивается с необходимостью выбора, чем он хочет заниматься дальше. Такая ситуация наталкивает его на глубокие размышления о наличии или отсутствии смысла жизни.
  • Необходимость адаптации к физическим изменениям. В старости болезни организма уже серьёзно влияют на образ жизни человека. Пенсионеру приходится принимать некоторые ограничения: ухудшение зрения, слуха, подвижности тела, отсутствие сил и энергии и т.д. Такие проблемы могут сильно портить эмоциональное состояние человека и снижать его самооценку.
  • Рост риска развития депрессии. В старости качество жизни часто снижается под действием объективных причин. Из-за этого ментальное состояние человека ухудшается вплоть до появления депрессии. Эта болезнь может возникнуть в старости под влиянием сразу нескольких факторов: одиночество, снижение активности, потеря смысла жизни, тяжёлые физические недуги, утрата близких людей и т.д.

Как улучшить качество жизни старых родственников

Чтобы минимизировать негативные последствия старения, пенсионеры должны быть окружены помощью и любовью близких людей. Родственникам нужно больше общаться со своими старшими членами семьи вживую или по телефону. Также стариков надо мотивировать, чтобы они поддерживали связь со своими друзьями и проводили время с ними.

Для преодоления социальной изоляции пенсионерам полезно посещать специализированные клубы, в которых организуется досуг именно для стариков. Там коллективы танцуют, поют, рисуют, занимаются спортом или другими хобби.

Физическая активность позитивно влияет на психологическое состояние пенсионеров. Поэтому старикам полезно в меру своих возможностей гулять, плавать, делать зарядку и т.д. Также старшему поколению нужно поддерживать умственную активность — читать книги, разгадывать головоломки, выполнять интеллектуальные задания, решать кроссворды. Тренировать память полезно в любом возрасте.

Родственники должны удовлетворять эмоциональные потребности пенсионера — любить, принимать, заботиться о нём и с уважением выслушивать его мнение. Кроме того, близким нужно следить, не проявились ли у человека признаки депрессии. Если эта болезнь дала о себе знать, пенсионеру нужно посетить приём у психиатра.

В некоторых случаях старшего родственника можно отвести на консультацию к геронтопсихологу. Этот специалист расскажет, как пенсионеру мотивировать себя на что-то новое — поиск хобби, общение с близкими, занятие физическими упражнениями и т.д.

Почему нужно понимать особенности каждого возраста

Знать про особенности разных возрастных этапов полезно не только психологам, но и обычным людям. Например, эта информация пригодится в процессе воспитания и обучения детей. Родители, учителя и другие взрослые люди должны обращать больше внимания на потребности малышей и подростков, чтобы те гармонично развивались.

Понимание психологической возрастной специфики помогает строить комфортные отношения в семье, в рабочем коллективе или в образовательной среде. Уважение к чужим особенностям позволяет избегать конфликтов, управлять командой и уравновешивать свои и чужие интересы.

Также человеку нужно знать про специфику взросления, чтобы не требовать от себя сверх необходимого уровня. Например, подростку не стоит переживать, что он зависим от родителей и пока не выбрал свой жизненный путь. Если же человек запаздывает в эмоциональном или социальном развитии относительно своего возраста, ему стоит посетить консультацию у психолога.

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению