Бывают ситуации, когда человеку нужно совершить действие, но он не может этого сделать, потому что заранее уверен в негативном результате. Он убеждает себя в том, что у него недостаточно способностей или что это не изменит ситуацию. В психологии такой феномен получил название выученной беспомощности.
Выученная беспомощность — это состояние, в котором человек без объективных причин теряет способность принимать решения и действовать. Это может произойти из-за негативного опыта, когда человек неоднократно терпит неудачу в достижении своих целей, независимо от того, насколько сильно он старается. В результате, человек начинает считать, что от него ничего не зависит и он не способен изменить свою ситуацию.
Изучением этого явления занимались американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер. В рамках эксперимента они обнаружили, что повторяющийся неприятный опыт даже при изменении условий приводит к отказу от попыток действовать. Позже они дополнили вывод тем, что беспомощность является не приобретённым качеством, а врождённой характеристикой человека. Преодолеет её или нет в будущем зависит от особенностей человека и жизненных обстоятельств.
Как проявляется выученная беспомощность
Известная присказка «Не жили богато, нечего и начинать» — яркий пример того, как выглядит выученная беспомощность. По мнению психологов это состояние может проявляться в различных формах:
— потеря чувства контроля и свободы;
— снижение мотивации и интереса к деятельности;
— пассивность и отказ от попыток решить проблему;
— чувство безнадёжности и отчаяния;
— пессимистический взгляд на будущее;
— повышенная тревожность и стресс;
— нарушение сна и аппетита;
— проблемы с концентрацией внимания и памятью;
— депрессия и другие психическими заболеваниями.
Люди в этом состоянии склонны к фаталистическим взглядам. Неудачи для них закономерны, а успехи — случайны. Идеи о том, что всё предрешено или что всем управляет кто-то свыше — отличительная черта выученной беспомощности.
Как итог — человек боится ставить цель и брать на себя ответственность за её реализацию. При появлении первых трудностей, бросает попытки достичь желаемого и отступает. Акцент внимания меняется на то, что требует меньше сил. Например, ребёнок с выученной беспомощностью вместо сложной задачи по математике предпочтёт прочесть рассказ или начнёт ещё раз переписывать уже готовое задание по русскому.
Почему возникает выученная беспомощность
Выученная беспомощность возникает в любой жизненный этап в результате длительного воздействия стрессовых ситуаций. Она может быть вызвана различными внешними и внутренними факторами.
К внешним относятся:
— стиль воспитания;
— травматический опыт в детстве;
— повторяющийся неудачный опыт;
— недостаток ресурсов, поддержки со стороны окружающих;
— привитые с детства негативные установки.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Дети, воспитывающиеся в гипер- или гипоопеке более склонны к формированию выученной беспомощности. В первом случае родители могут выполнять все сложные действия за ребёнка и в итоге у него отсутствует собственный опыт преодоления трудностей. Во втором случае потребности ребёнка игнорируются. Одна из возможных установок в данном случае — «мне никто не поможет».
Если ребёнок воспитывается в травмирующей среде, где действия родителей непоследовательны, умение прогнозировать результат не развивается. Такое поведение называется «двойное послание». Ребёнок получает противоречивые реакции на одно и то же действие. Когда он не знает, накажут его или отругают, предпочтение отдаётся тому, чтоб бездействовать. Во взрослом возрасте подавление воли другого через двойные послания проявляется в абьюзивных отношениях.
Пример. В детстве родители Сергея переживали из-за того, что он много много времени проводит дома и необщителен. При этом, когда он проявлял желание выйти прогуляться с ребятами, они выставляли ряд условий: быть дома до темноты, не уходить из двора, потому что это опасно, не лазить по деревьям, чтоб не упасть и не повредиться. Если он пропадал из поля зрения, могли пойти следом. Чтобы избежать чрезмерного контроля, Сергей предпочёл сидеть дома.
Если человек часто терпел неудачи и не смог достичь своих целей, этот опыт закрепляется в памяти и приводит к формированию негативных стереотипов поведения. Например, молодой человек пытается завести отношения с девушками, но несколько раз получает отказ. У него формируется представление о собственной непривлекательности или установка по типу «меня никто не полюбит».
Поддержка имеет значительную роль в деятельности человека. Она придаёт силы в момент сложностей. Иногда другие, пережившие похожий опыт, могут давать полезные рекомендации. Если человеку приходится преодолевать трудности в одиночестве, ресурсы заканчиваются. И как защитный механизм возникает выученная беспомощность.
Негативные установки могут исходить как из семейных сценариев, так и быть развиты на уровне большой культурной или социальной группы. Если в истории семьи повторяются истории, когда по разным причинам женщины воспитывают детей в одиночестве, у дочери может возникнуть установка «я всё равно останусь одна», и они отказываются от отношений или саботируют их.
Существует такое понятие, как коллективная выученная беспомощность. Общественно-политический строй может формулировать чувство обреченности на уровне социума, как, например, при авторитарном режиме или стабильно низкой экономической ситуации. Мотив что-то менять теряется, люди испытывают ощущение, что от них ничего не зависит.
К внутренним факторам, приводящим к выученной беспомощности, относятся:
— самооценка;
— личные качества;
— недостаток уверенности в своих силах.
Люди с низкой самооценкой и уверенностью в себе чаще испытывают чувство беспомощности, поскольку они считают, что не способны справиться с трудностями. По их мнению они недостаточно хороши, чтобы получить желаемое. Или у них недостаточно сил, чтобы совершить задуманное.
Некоторые типы личности делают человека менее устойчивым к стрессовым ситуациям. В силу своих особенностей они выбирают стратегию «замереть», а не решать сложности. Повышенный уровень тревожности также негативно сказывается на поиске способа достичь желаемое и приступить к действию. Такие люди заранее предсказывают проигрыш или начинают моделировать препятствия. «А вдруг что-то случится» — их главная установка.
Выученная беспомощность связана со многими качествами личности. Пессимисты обычно видят мир в негативном свете, что искажает их восприятие реальности. Они склонны считать, что ситуация безнадежна и они не могут её контролировать. Люди с негативным мышлением обычно испытывают больше беспомощности, так как их мысли и ожидания влияют на их способность справляться с проблемами. Перфекционисты, которые стремятся к идеальному выполнению задач, часто испытывают выученную беспомощность, так как они боятся совершить ошибку и не оправдать своих или чужих ожиданий.
Когда человек сталкивается с трудностями и неудачами, он может начать терять уверенность в своих способностях и возможностях. Это приводит к тому, что он считает себя беспомощным и неспособным справиться с проблемами.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Как выученная беспомощность влияет на жизнь
Бездействие негативно сказывается на качестве жизни человека. У людей с выученной беспомощностью отсутствует гибкость поведения. Их реакции стереотипны, ограничены тем набором действий, которые безопасны и, как им кажется, не приводят к негативным результатов.
Самое опасное последствие выученной беспомощности — пассивность. Человек перестаёт предпринимать действия, потому что подсознательно верит, что изменить свою жизнь невозможно — «я даже пробовать не буду, это бесполезно». Он не использует или не замечает возможности, которые у него есть для этого. Это может отрицательно сказаться на его успехах в учёбе, замедлить карьерный рост и снизить уровень дохода. Кроме того, у человека может возникнуть трудность в улучшении отношений с другими людьми и в защите себя в опасных ситуациях. Иногда люди с выученной беспомощностью даже не могут справиться с простыми бытовыми вопросами.
Первый пример: Анне 31 год. Она мечтает отдохнуть на море. Её муж не любит такой вид досуга и отказывается поехать с ней. При этом выражает активное негодование на идею, что Анна поедет с подругой. Он мотивирует это тем, что они непременно заведут так курортные романы, т.к. подруга свободна. Анна любит своего мужа и боится отстаивать своё желание, чтобы не разрушить отношения. Так у Анны сформировалась пассивная позиция в отношении её желаний.
Второй пример: Сергею 25 лет. Он два года работает в одной организации, сфера ему нравится, но он столкнулся с проблемой выгорания. В процессе работы с психологом оказалось, что в первый год руководство постоянно игнорировало его инициативы по улучшению процессов в организации, считая, что у него недостаточно опыта. Со временем он перестал стараться и работа превратилась в рутину, что привело к такому быстрому выгоранию.
Люди, которые проявляют выученную беспомощность, несерьёзно относятся к своему качеству жизни. Они не заботятся о своём эмоциональном и физическом состоянии, что негативно сказывается на их самочувствии. Постоянно подвергаясь стрессу и его последствиям, они не проявляют инициативу для защиты от вызывающих их факторов. Кроме того, они пренебрегают своим здоровьем, редко посещают врачей и не выполняют их рекомендации.
Однако выученная беспомощность не является неизбежной. Если человек осознает свои слабости и работает над их преодолением, он может научиться справляться с трудностями и достигать успеха.
Как самостоятельно преодолеть выученную беспомощность
Определить наличие синдрома можно самостоятельно, наблюдая за реакциями и решениями в различных жизненных ситуация. А также можно использовать инструменты психологической диагностики — тесты. В них предлагается оценить, степень уверенности в своих силах и насколько вы берёте ответственность за происходящее в вашей жизни. По итогу вы можете выявить наличие выученной беспомощности и на основе результатов предпринять действия по преодолению синдрома.
Психологи дают несколько рекомендаций, как самостоятельно справиться с выученной беспомощностью.
Действенная техника «Совет другу»: представьте, что на вашем месте друг, и он нуждается в совете. Что бы вы ему посоветовали, бездействовать или пробовать варианты? Опишите советы другу, перечитайте и примите их для себя.
Когда приходит осознание, что некоторые мысли искажены, и вы разрабатываете план действий, основанный на объективном мышлении, тогда начинаете действовать. Главное — чтобы это были конкретные и реальные действия.
Справиться с пессимистичным мышлением и объективно оценить ситуацию помогает метод ABCDE. Он заключается в пошаговом разборе неприятной ситуации:
A (ситуация) — описание самой ситуации.
B (убеждение) — ваше видение ситуации и взаимосвязь приведших к ней факторов.
C (последствия) — что последовало за ситуацией на внешнем уровне и в ваших переживаниях.
D (обсуждение) — внутренняя дискуссия о произошедшем и реакциях.
E (отдача) — что вы получили в итоге.
Если вы хотите владеть большим количеством техник, пройдите программу профпереподготовки «Когнитивно-поведенческая терапия в практике психолога». Вы получите рабочие инструменты, которые можно применять как в профессиональной деятельности, так и лично для себя.
Получить грантПсихологи отмечают ряд личностных качеств, которые помогают в выходе из выученной беспомощности:
— Уверенность в себе поможет не винить себя за неуспех.
— Склонные к анализу люди не воспринимать неудачи обобщённо, а разбирают каждую конкретную ситуацию и находят действия, которые привели к такому результату.
— Оптимизм помогает продолжать действовать, даже в трудных ситуациях.
Важность поддержки близких
Трансформация выученной беспомощности не случается мгновенно. Она происходит постепенно и может занимать длительное время. Иногда кажется, что изменения незаметны и снова возникает мысль о бесполезности действий. Чтобы не произошёл откат, важна поддержка со стороны близких.
Окружающие могут напомнить об успехах, которые вы совершили на пути к преодолению беспомощности. Это повышает самооценку, веру в свои возможности. Общение с близкими снижает уровень стресса, выравнивает эмоциональное состояние. Кроме того, иногда они помогают увидеть ситуацию с другого ракурса или дать дельные советы, какие ещё действия можно предпринять.
Большое значение имеет участие взрослого в преодолении детской выученной беспомощности. Родители в переживаниях за ребёнка могут уходить в гиперопеку и создавать ситуации, когда выполняют всё за него. Важно обнаружить этот момент и вовремя скорректировать действия. Большая самостоятельность поможет получить свой собственный жизненный опыт, научиться радоваться успехам и справляться со сложностями. Роль родителя в этом — быть опорой и поддержкой.
Выученная беспомощность является серьезным психологическим состоянием, которое может существенно ухудшить качество жизни человека. Важно понимать, что это состояние не является неизбежным, и его можно преодолеть с помощью различных методов, таких как изменение мышления, поддержка со стороны окружающих и активное участие в деятельности, которая приносит удовлетворение и успех. Если вы столкнулись с этим состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам — психологам или психотерапевтам.
Специалисты онлайн-института Smart готовы оказать квалифицированную поддержку в сложных жизненных ситуациях.