«Я-Концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе как субъекте своей жизни и деятельности, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет деятельность и поведение».
Л.М. Даукша, Л.В. Чекель. Педагогическая психология
Для каждого человека мир выглядит по-разному. Это восприятие формируется под влиянием наших убеждений, ценностей, опыта и отношений с другими людьми. Оно определяет нашу жизненную позицию, то, как мы взаимодействуем с миром и как воспринимаем себя в нём.
В психологии понятие «Я-концепция» используется для обозначения системы представлений человека о самом себе.
Я-концепция формируется в течение всей жизни. В подростковом и юношеском возрасте она развивается особенно интенсивно, поскольку это период глобальной для самопознания-самоидентификации, когда человек начинает осознавать себя как личность и искать своё место в мире. Однако и в зрелом возрасте Я-концепция может корректироваться под влиянием новых жизненных обстоятельств, опыта.
Я-концепция играет важную роль в жизни человека. Она влияет на наше поведение, качество межличностных связей с другими людьми, а главное — на наше отношение к себе и к миру. Сильная и позитивная я-концепция помогает нам чувствовать себя уверенными и успешными, а слабая и негативная приводит к психологическим проблемам и сильно снижает качество жизни.
История развития теории осознанности Я-концепция
Около века назад американский психолог Уильям Джеймс одним из первых оформил идею осознанности в теории Я-концепции. В дальнейшем понятие развивалось в работах других психологов. Работы Роберта Бёрнса и Карла Роджерса считаются фундаментальным трудами в этой области знаний.
Бёрнс считал самооценку главным компонентом Я-концепции, так как неадекватная самооценка опасна серьёзным когнитивным искажениям и психологическим проблемам:
- низкая самооценка;
- тревожность;
- депрессия.
Карл Роджерс, один из основоположников гуманистической психологии, рассматривал Я-концепцию более широко. Он считал её динамической системой представлений человека о себе, которая состоит из:
- осознание человеком себя (качества, эмоции, восприятие);
- самооценки;
- субъективного восприятия внешних факторов, влияющих на данную личность.
Основные тезисы Я-концепции по Роджерсу:
- Формируется под влиянием социальных факторов, прежде всего, культурных ценностей и норм. Например, в обществе, где ценится образование, человек будет стремиться к получению высшего образования и развитию своих интеллектуальных способностей и будет оценивать себя в контексте принятых в обществе социокультурных стандартов.
- Отличается стабильностью, но может изменяться под влиянием новых жизненных обстоятельств, опыта. Например, человек, который считал себя робким и неспособным, может изменить свою самооценку после достижения успеха.
- Уникальна для каждого индивида. Отражает индивидуальные черты личности, её ценности, цели и жизненные приоритеты.
- Играет важную роль в жизни человека. Определяет его поведение, отношения с другими людьми, а также его восприятие мира.
Полярность
Я-концепция может быть позитивной или негативной.
Люди с позитивной Я-концепцией:
— оценивают себя положительно;
— обладают высокой самооценкой, уверены в себе, довольны собой;
— более открыты к новым вызовам, легче устанавливают отношения и готовы рисковать в достижении своих целей.
Люди с негативной Я-концепцией:
— испытывают чувство недостаточности, неполноценности или неудовлетворённости собой;
— обладают низкой самооценкой, не уверены в себе, недовольны собой;
— подвержены приступам страха, тревоги или депрессии;
— избегают новых задач из-за опасений, что их ждёт провал и они не справятся с вызовом.
Существует понятие «гибкая Я-концепция», которая помогает индивиду адаптироваться к изменениям и стремиться к постоянному саморазвитию.
Структура
Я-концепция возникает как итог процессов:
— самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.);
— самонаблюдения (своей внешности, своего поведения самопознания (изучение себя));
— самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).
В рамках каждого процесса можно выделить дополнительные компоненты:
- Когнитивный. Представления индивида о самом себе, которые кажутся ему самому убедительными. Он верит в них, независимо от того, объективны ли его представления о себе или субъективны, истинны или ложны.
- Оценочный. Речь об эмоциональном отклике, переживаниях, которые вызывают у индивида его представлениями о себе: нравится/не нравится, горжусь/презирая, стыжусь/восхищаюсь. Эти представления влияют на его отношение к самому себе (уважение, любовь, самооценка) и ожидание того, что его будут любить, уважать другие люди.
- Поведенческий. Внешние проявления Я-концепции. Действия, которые предпринимает индивид, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить/скрыть слабости. Быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе. Например, человек считает, что у него есть лишний вес, ему это не нравится, он сидит на диете, чтобы похудеть. Или человек считает себя хорошим отцом, испытывает чувство удовлетворения от этого, и будет стараться и дальше создавать условия для успешного развития своего ребёнка.
-
Практический
психолог -
Детский психолог
-
Семейный психолог
-
Клинический
психолог -
Гештальт-терапевт
-
Консультант
в сексологии -
Арт-терапевт
-
Гипноз в работе
психолога -
Десенсибилизация
и переработка
движением глаз -
Психолог-консультант
в АСТ-подходе -
Когнитивно-
поведенческий терапевт -
Бизнес-психолог
-
Детская
нейропсихология -
Экзистенциальный
терапевт -
Кризисный психолог
-
Психолог-консультант
в модальности
транзактный анализ -
Медиатор-
конфликтолог -
Перинатальный
психолог -
Применение МАК
в психологической
практике -
Трансформационные
игры -
Практика применения
психологических техник
высокого уровня
в семейной психологии -
Логопсихотерапия
в работе психолога -
Практическая
психологическая
помощь детям
и подросткам -
Нейролингвистика
в работе психолога -
Современные
методики в работе
детского психолога -
Возрастные кризисы
в практике психолога -
Как стать
востребованным
психологом -
Психолог в 2024 году:
состояние рынка
и перспективы -
Практическая
психология —стартовая точка для
начинающих психологов -
Как психологу
не бояться идти
в практику -
Детский психолог:
как помогать детям
и реализоваться в профессии -
Эмоциональный
интеллект:как научить ребенка выражать
эмоции и управлять ими -
Сексология
для семейного
психолога? -
Как отличить
здоровые отношения
от зависимых -
Как работает
когнитивно-
поведенческая терапия -
Как работает
клиническая
психологияОсобенности работы и обучения
-
Как работает
гештальт-терапия? -
Кризисный психолог:
как освоить профессию
и начать помогать людям -
Профессия
перинатальный
психологОсобенности работы и обучения
-
Звезда истинных
желаний -
Медиация: как
разрешать конфликты
экологично -
Как стать
востребованным
бизнес-психологом? -
Психология
зависимого поведения -
Тревога, бессонница
и панические атаки -
Детские истерики и
капризы. Понять
и простить? -
После измены.
Есть ли шанс? -
Проблемы в семье.
Как строить мосты,
а не стены -
Разводиться или нет?
-
Как пережить
расставание? -
Кризис — время
возможностей -
Старт в практической
психологии -
Будущее
за психологией -
Сновидения и вещие
сны у детей
и взрослых?
Я-образ и Я-концепция
Я-концепция и Я-образ — это близкие, но не тождественные понятия.
Я-концепция включает в себя все представления человека о себе, как о физическом, и о психологическом аспектах:
— осознание своих качеств;
— самооценку;
— принятие и оценка своей внешности, стиля, образа, представление о том, каким индивида видят окружающие.
Я-образ — более узкое понятие, которое относится к представлениям человека о себе как о физическом существе:
— внешность;
— телосложение;
— физические способности;
— стиль одежды;
— модель/манера поведения.
Я-концепция включает в себя Я-образ, а также другие представления человека о себе, такие как самооценка, ценности, убеждения и жизненные цели.
Вот несколько примеров того, как Я-концепция и Я-образ могут различаться:
— У индивида позитивный Я-образ, но негативная самооценка. Например, человек может считать себя красивым, привлекательным, но при этом ощущать себя неспособным добиться успеха.
— Личность воспринимает свои внешние данные как непривлекательные, но высоко оценивает свой интеллект, шансы сделать карьеру и добиться успеха. Здесь негативный Я-образ при позитивной Я-концепции.
Значение Я-концепции для личности
- Способствует достижению внутренней согласованности личности. Помогает человеку интегрировать переживания и представления о себе в единое целое. Это делает личность зрелой, гармоничной.
- Помогает интерпретировать жизненный опыт. Действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий её, если она противоречит Я-концепции. Одно и то же событие воспринимается людьми по-разному в зависимости от их представлений о себе. Например, поощрение, похвалу уверенный в себе человек воспримет как должное, а закомплексованный человек — с недоверием будет искать подвох.
- Функционирует как источник установок и ожиданий личности. Определяет то, чего человек ожидает от себя и других людей. Эти ожидания влияют на поведение человека и его взаимодействие с другими. Например, люди, уверенные в своей значимости, всегда ожидают уважения от окружающих.*
- Формирует представления человека о том, каким он хочет быть («Я‐идеальное») стимулируют его саморазвитие, если разрыв между «Я‐реальным» и «Я‐идеальным» не кажется ему самому слишком большим. Тогда появляется мотивация к позитивным изменениям. Если же разрыв между реальным и идеальным «Я» кажется непреодолимым, возможны душевные метания, уныние и прочие проявления внутреннего дискомфорта.**
* Установки и ожидания личности. Существуют три основные установки нашего Я:
- «Реальное Я». Представление человека о том, какой он есть.
- «Зеркальное (социальное) Я». Установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие.
- «Идеальное Я». Установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать.
В каждой из установок выделяют аспекты: физический, социальный, умственный, эмоциональный.
**Соответствие реального и идеального «Я» очень важно для психического здоровья. Внутренние кризисы могут стать причиной личностного роста и выхода на новый жизненный уровень.
Для Я-концепции важна степень её адекватности, т. е. соответствия представления человека о себе и действительности. Человек с адекватной Я-концепцией легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.
Если бы хотите глубже понять механизмы работы психики или расшить свои компетенции, рекомендуем пройти курс по экзистенциальной психологии. Вы научитесь оказывать помощь в кризисных ситуациях, а также освоите практические навыки работы с разными запросами.
Получить грантЗащитные механизмы сознания
Для психического благополучия человека важна внутренняя гармония. Если её нет, он совершает действия для восстановления утраченного равновесия, а если она есть — пытается сохранить. В психологии описаны механизмы психологической защиты:
- Отрицание. Если реальность преподносит неприятности, то человек «закрывает глаза», делает вид, что ничего важного, что может пошатнуть внутреннее равновесие, не произошло.
- Рационализация. Способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
- Проекция. Собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причём, в преувеличенном виде.
Что может изменить представление человека о себе
- Количество внешних оценок. Чем больше людей и чем чаще говорят о каком-то вашем качестве, тем больше вероятность поверить в то, что оно у вас есть. Например, если миловидный человек со всех сторон постоянно слышит, что он некрасивый, то через какое-то время он будет ощущать себя именно таким.
- Значимость представлений, которые затрагивает оценка. Если кто-то оценивает то ваше качество, которое вам неважно, вы не придадите большого значения этой оценке, но если кто-то затрагивает значимую или больную тему, это может вас сильно ранить и поколебать самомнение. Например, вам всё равно, что думают о ваших кулинарных способностях, но вам важно, чтобы вас считали хорошим художником. Вас не заденет, если гостям не понравится приготовленный вами суп, а вот критика ваших картин будет весьма болезненна, неприятна.
- Доверие к оценивающему, его авторитет. Вы прислушаетесь к совету эксперта или близкого друга, но пропустите мимо ушей замечание случайного прохожего.
- Неактуальность собственных представлений о себе. Если вы много лет потратили на то, чтобы стать таким, каким хотели, но вдруг осознали, что сейчас это потеряло для вас интерес, появились другие желания. Это может вызвать чувства вины, стыда, привести к внутреннему кризису из-за страха отказаться от привычного мира и прежней системы ценностей.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к психологическому дискомфорту. Психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Например, вы считаете себя трудолюбивым, но не хотите помочь родственникам на даче. Это рассогласование может вызывать чувство вины и эмоциональный дискомфорт, понизить самооценку.
Закономерности формирования Я-концепции
Представления о себе начинают формироваться у человека в раннем детстве. Условно можно выделить несколько этапов развития:
- До 3 лет. Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я» — шаг с «Саша хочет кушать» до «Я голоден, я хочу есть».
- Дошкольный возраст. Период развития самооценки, которая зависит от чужих мнений (родителей, родственников, сверстников и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены. Например, ребёнок помог маме и она его похвалила: «Хороший мальчик». Ребёнок доволен, он осознаёт себя хорошим. Но если завтра взрослые его поругали за разбитую чашку, то он будет осознавать себя плохим.
- Школьный возраст. Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы.
- Подростковый возраст. Я-концепция переживает кризис, связанный с «психологическим» отрывом от родителей и необходимостью доказывать свою самостоятельность. Происходит самоидентификация — всестороннее самопознание.
- Взрослая жизнь. Я-концепция стабильна. Возможно изменение под действием серьёзных жизненных обстоятельств или в результате мотивированного саморазвития.
Я-концепция — устойчивая система, особенно на небольших отрезках времени. Но она меняется под влиянием внутренних и внешних факторов. Это может быть переоценка морально-нравственных норм, ориентиров или осмысление нового опыта.
Как развить позитивную Я-концепцию: рекомендации психологов
- Внимательно изучите себя. Ответьте себе на вопросы: «Чего я хочу? К чему меня тянет? Что мне нравится, не нравится? Когда я переживаю радость, скуку?». Это поможет лучше понимать себя, свои реакции и поведение в конкретных ситуациях.
- Разберитесь с собственной системой ценностей, чтобы понять: «Что для меня важно? В каком мире я хотел (а) бы жить? Каким человеком я хотел(а) бы стать через несколько лет?». Это поможет вам лучше узнать, что для вас самое важное и облегчит принятие ситуативных, повседневных решений.
- Делитесь переживаниями с другими людьми. Вы не одиноки в своих переживаниях. Вы можете получить поддержку от понимающих ваши эмоции людей, почувствовать себя увереннее, переключить внимание.
- Примите себя таким, какой вы есть, со своими достоинствами и недостатками. Не сравнивайте себя с другими людьми. Каждый человек уникален. Не пытайтесь соответствовать чужим ожиданиям.
- Не бойтесь меняться. Выходите из зоны комфорта. Не бойтесь ошибаться. Ведь ошибки — это часть обучения и развития.
Кто я? Какое у меня предназначение? Цель? Кем мне стать, когда я вырос или что делать, если несчастлив на своей работе? Нормально ли хотеть большего? Как стать счастливым?
Эти и многие похожие вопросы мы задаём себе, когда ищем себя, когда сталкиваемся с самоидентификацией. И они нормальны!
В юбилейном 10-м выпуске шоу «Не советуй» Анна Лавровская, практикующий психолог и гештальт-терапевт, обсуждает тему самоидентификации с ведущей Дарьей Гребенюк. Смотрите, если хотите научиться лучше понимать себя:
Как развить позитивный Я-образ
Вот несколько конкретных советов, которые помогают в развитии позитивного Я-образа:
- Заведите дневник и записывайте свои мысли, чувства, переживания. Это поможет лучше понять себя.
- Читайте книги, научные статьи и исследования по психологии личности, развитии самосознания. Это даст новые знания и идеи.
- Общайтесь с интересными людьми. Опыт коммуникации с теми, кто интересен, успешен или обладает позитивными (с вашей точки зрения) чертами личности поможет развить чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
- Занимайтесь любимыми делами. Это поможет раскрыть свой потенциал и почувствовать себя счастливым.
Развитие Я-концепции требует времени и усилий. Но если в процессе самопознания и саморазвития будет трудно или станет лень, то нужно напоминать тебе одну простую мысль — адекватная и позитивная Я-концепция, к формированию которой вы стремитесь, сделает вашу жизнь более счастливой.