Главная
Блог
ЗПР у детей: что это, особенности поведения и обучение
668
#коррекционнаяпсихология
25 августа, 2023

ЗПР у детей: что это, особенности поведения и обучение

532
13 мин.
Алиса Депцова
  • Клинический психолог
  • Нейропсихолог
  • Детский психолог

Малышу почти два года, а он не ходит. В три не говорит. В пять редко играет со сверстниками. А в семь не умеет читать. Возможно, у ребёнка задержка психического развития. В статье расскажем, что это за диагноз, какие существуют особенности развития детей с ЗПР и как корректировать нарушения.

Что такое ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — это отставание ребёнка от сверстников из-за нарушений внимания, мышления, двигательных навыков и эмоционально-волевой сферы. Часто у детей с этим диагнозом плохая память и концентрация. Они быстро устают. Им сложно найти общий язык с другими детьми и взрослыми.

Характеристика ЗПР

  • Когнитивные способности
    Основная особенность ЗПР — сниженная способность обрабатывать информацию об окружающем мире. У малышей низкая мотивация к обучению, слабая память, сниженная концентрация внимания, хуже развито воображение. Дети с ЗПР действуют однотипно и не хотят искать другие методы решения задачи. Лучше запоминают наглядную информацию, а не вербальную.
  • Межличностное общение
    Малыши с ЗПР общительные, но некоторые из них могут неадекватно реагировать на других детей. Из-за дефектов речи и однотипных действий в игре сверстники реже общаются с ними. Поэтому дети с задержкой психического развития находят компанию в кругу ребят более младшего возраста или играют в одиночестве.
  • Эмоционально-волевая сфера:
    Уровень эмоций детей с ЗПР соответствует более младшему возрасту. Иногда это приводит к неадекватным и непредсказуемым поступкам. Малыши легко внушаемы, быстро устают, тревожны. На трудности и неудачи реагируют слишком агрессивно.

Чем ЗПР отличается от умственной отсталости

Задержка психического развития у детей и умственная отсталость имеют схожие симптомы. Мы выписали ключевые различия в таблицу.

Задержка психического развитияУмственная отсталость
Возможность леченияЗПР корректируется при правильных занятиях со специалистамиУО — диагноз на всю жизнь.
Вид нарушенияЗамедление темпа психического развития.Повреждение головного мозга в раннем детстве или внутриутробном периоде нарушает работу всей психической деятельности.
РазвитиеУ детей с ЗПР страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции. Это вызывает проблемы с мыслительной деятельностью. Некоторые функции психики развиты лучше остальных.У детей с УО не развито мышление, что приводит к проблемам в практически всех остальных психических функциях.
Гранты до 40 000 ₽

Бесплатные обучающие материалы, бонусы,
скидки на обучение для подписчиков
нашего Telegram-канала

Из-за чего возникает ЗПР

Задержка психического развития возникает из-за биологических нарушений и социальных факторов.

К биологическим причинам относятся:

  • тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в возрасте до семи лет: например, грипп, рахит, гипотрофия;
  • факторы, плохо влияющие на состояние беременной женщины: например, употребление алкоголя или наркотиков, лишний вес, стресс, осложнения беременности;
  • хронические заболевания и патологии: например, дефекты речи, глухота, слепота, эпилептическая энцефалопатия у детей, церебрастенические осложнения;
  • генетическая предрасположенность: если другим членам семьи в детстве диагностировали ЗПР — возможно, дело в наследственности;
  • родовые травмы: например, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, черепно-мозговые травмы.

К социальным причинам относятся:

  • малыш редко общается со взрослыми и сверстниками;
  • родители используют авторитарный стиль воспитания;
  • ребёнок растёт в неблагополучной семье;
  • родители гиперопекают ребёнка.

Какие симптомы у ЗПР

Для задержки психического развития характерны следующие признаки у детей разных возрастов. Легче всего корректировать ЗПР у детей дошкольного возраста, поэтому если у вашего ребёнка есть хотя бы несколько симптомов из списка — пройдите обследование у педиатра.

В один год:

  • не повторяет поведение взрослых (например, не пытается «готовить суп», как мама, или «рулить, когда водит машину», как папа, не копирует жесты родителей);
  • не умеет координировать движения (например, ему сложно держать ложку или вилку, не может просунуть предмет в игрушку-сортер);
  • неэмоциональный (например, редко улыбается, не выражает радость и недовольство жестами и мимикой);
  • малыш поздно начал держать голову, поворачиваться, садиться, ползать, агукать, гулить и ходить;
  • не понимает, когда к нему обращаются;
  • не откликается на собственное имя;
  • мало двигается.

В два года:

  • проблемы с координацией движений (например, не может нанизывать бусинки на верёвочку);
  • не может рассортировать предметы по цвету, форме, размеру;
  • редко или вообще не реагирует на слова и вопросы взрослых;
  • не ходит или мало передвигается таким образом;
  • часто капризничает, плачет, раздражается;
  • обильное слюнотечение;
  • физически не активен;
  • не говорит.

В три года:

  • не обладает многими гигиеническими навыками (например, не может самостоятельно умыться, сходить на горшок, раздеться);
  • проблемы с выполнением простых заданий (например, подать какую-то вещь или составить пазл из четырёх частей);
  • не может делать разные движения одновременно (например, прыгать и хлопать в ладоши);
  • плохо разговаривает, не умеет вести диалог (задавать и отвечать на вопросы);
  • не может назвать несколько растений, видов транспорта или животных;
  • бедный словарный запас (менее 20 слов);
  • редко играет со сверстниками, вялый;
  • часто капризничает, раздражителен;
  • действует однотипно, когда играет;
  • плохо развито воображение.

В четыре года:

  • не умеет определять положение предмета в пространстве (например, не может сказать сверху, снизу, над или под относительно другой вещи он расположен);
  • плохо развита координация (например, не может кувыркаться, быстро менять направление при беге, взбираться по верёвочной лестнице);
  • слабо развита речь (скудный словарный запас, не умеет согласовывать части речи, неправильно ставит ударения);
  • проблемы с памятью (например, не может пересказать сказку или мультик, рассказать, как прошёл день);
  • не может концентрироваться, внимание перескакивает с одного предмета на другой;
  • не умеет считать до пяти, не знает буквы;
  • редко играет со сверстниками, вялый;
  • часто капризничает, раздражителен;
  • не обладает многими гигиеническими навыками (например, не может самостоятельно почистить зубы, сходить на горшок, одеться);
  • плохо развиты мышцы.

С возрастом симптомы только нарастают, если с малышом не работает команда специалистов.

Как диагностировать ЗПР

Психолого-медико-педагогическая комиссия диагностирует ЗПР детям младше 10 лет. В составе ПМПК ребёнка осматривают детский психолог, логопед, дефектолог, педиатр, психиатр и другие специалисты в зависимости от потребностей обследуемого. Например, если малыш плохо слышит — в ПМПК включают сурдолога.

На ПМПК направляют образовательные организации и медицинские учреждения, которые посещает ребёнок. В частности — детский садик, школа и поликлиника, к которой малыш прикреплён. Также инициировать прохождение комиссии могут родители.

Не стоит бояться направления на ПМПК. Комиссия помогает своевременно выявить у ребёнка умственные, физические, психические и поведенческие проблемы и понять, что нужно для коррекции нарушений. Следовать рекомендациям или нет родители решают сами. Обследования и консультации ПМПК всегда бесплатные.

Какие документы нужны, чтобы пройти ПМПК

Чтобы пройти комиссию, вам понадобятся:

  1. Направление на ПМПК от образовательной или медицинской организации. Если пройти комиссию хотят родители — нужно обратиться за направлением в поликлинику, детский сад или школу — в учреждение, где есть сведения об имеющихся у ребёнка проблемах.
  2. Выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, наблюдающих его по месту жительства или регистрации. Документ готовит педиатр. Заключения подписывают детский психолог, дефектолог, невролог и другие специалисты по необходимости.
  3. Паспорт родителя или документ, который подтверждает полномочия представлять интересы ребёнка (например, постановление об опеке).
  4. Свидетельство о рождении или паспорт ребёнка.
    Прошлые заключения и рекомендации ПМПК, если вы уже проходили комиссию.
  5. Характеристика из детского сада или школы, где подробно описано, насколько хорошо ребёнок усваивает программу и как взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  6. Письменные и творческие работы ребёнка. Не переживайте, их потом вам вернут.

Иногда комиссия запрашивает дополнительные материалы, чтобы составить полную картину ситуации ребёнка.

Чтобы подать документы, можно:

— обратиться в образовательную организацию, чтобы она подала их сама;

— принести их в ПМПК лично;

— записаться через портал Госуслуги.

Как проходит обследование ПМПК

После того, как вы подадите документы, комиссия в течение пяти дней сообщит вам дату, время, место и порядок проведения обследования. Прохождение ПМПК не требует особой подготовки ребёнка. Это просто беседа, где специалисты задают вопросы и дают небольшие задания, соответствующие возрасту обследуемого.

Накануне поддержите ребёнка эмоционально. Если он дошкольник — скажите, что с ним сыграют в игру. Если он ученик начальной школы — объясните, что ему нужно поговорить с разными учителями и выполнить их задания.

Какие бывают вопросы и задания на ПМПК:

  • Задания на знание окружающего мира: рассортировать игрушки по определённому признаку (например, по цвету или форме), назвать, какие животные или растения изображены на картинке.
  • Вопросы о себе и родственниках: как его зовут, как зовут его родителей, а также бабушек и дедушек, кем они работают, сколько им лет и где они живут.
  • Задания на знание математики: посчитать до 10 и обратно, решить простой пример.
  • Вопросы бытового характера: сколько комнат у него дома и зачем они нужны, как он добирается в детский садик или школу.
  • Проверка речевых навыков: подобрать антоним или синоним к слову, сочинить рассказ, рассказать о чём-то, назвать буквы.
  • Задания на запоминание: пересказать сказку, сложить карточки в предыдущем порядке после того, как их расположение поменяли.
  • Логические игры: исключить лишнюю вещь, найти тень предмета на картинке.

Осмотр длится от 30 минут до часа. После беседы с ребёнком комиссия назначает дату следующей встречи. На ней озвучат результаты обследования и дадут рекомендации родителям.

Если диагноз подтверждён, в заключении ПМПК указывают:

  1. Какие специальные условия нужны, чтобы ребёнок получал образование, в сопровождении каких специалистов он нуждается.
  2. Какая адаптированная программа лучше всего подходит для обучения ребёнка с ЗПР в детском саду или школе и как долго.
  3. Нужно ли повторно проходить ПМПК и когда.

Можно ли вылечить ЗПР

Задержка психического развития не диагноз на всю жизнь. Его ставят только дошкольникам и ученикам начальной школы. Если родители вовремя осознали проблему и соблюдали рекомендации ПМПК по развитию детей с ЗПР — ребёнок может полностью избавиться от отклонения. Если симптомы остаются после перехода в пятый класс — диагноз меняют на более тяжёлый, например, на умственную отсталость.

Что делать родителям детей с ЗПР

Некоторые родители надеются, что задержка психического развития исчезнет сама. Такой подход только вредит ребёнку. Терапия позволяет малышу избавиться от диагноза и открывает больше возможностей для его развития. Поэтому чем раньше начнётся работа с ЗПР — тем больше вероятность, что в будущем ребёнок не будет отличаться от сверстников, у которых в детстве не было задержки психического развития.

Вы должны понимать, что ваш малыш будет развиваться медленнее остальных детей, но это не значит, что он чем-то хуже других. Просто ему нужно больше времени. Тесное сотрудничество родителей и специалистов поможет ему стать полноценным членом общества в будущем.

Чтобы малыш развивался лучше, соблюдайте несколько правил:

— Проводите с ребёнком много времени, чаще играйте и общайтесь, гуляйте не меньше 40 минут в день. Показывайте ему мир: берите его с собой в магазин, сходите в зоопарк, покормите голубей в парке.

— Создавайте позитивную атмосферу: никогда не ставьте в пример кого-то другого, не кричите и не критикуйте ребёнка, если у него что-то не получается.

— Чаще хвалите своего ребёнка. Ваша любовь, поддержка и одобрение станут для малыша мотивацией учиться.

— Привлекайте малыша к посильному труду: например, убрать игрушки или помыть овощи для салата.

— Регулярно выполняйте задания психолога и дефектолога, следуйте их рекомендациям.

— Позвольте ребёнку быть самостоятельным, но будьте рядом, чтобы в случае чего помочь.

— Придерживайтесь единых требований, которые предъявили ребёнку.

— Не требуйте того, что ребёнок ещё не умеет.

— Соблюдайте распорядок дня.

Как обучать детей с ЗПР

При обучении детей с ЗПР нужно учитывать несколько особенностей:

— Ребёнок не понимает сложные инструкции. Дробите их на части: например, не «Составь рассказ по картинке», а «Посмотри на картинку. Что там происходит? Кто на ней изображён? Что он делает?».

— Малыш не может целенаправленно концентрироваться на каком-то одном виде деятельности. Занятие с дошкольником должно быть не дольше 30 минут, с школьником — часа.

— Малыш нуждаются в большом количестве проб. Давать ему возможность неоднократно действовать в одних и тех же условиях.

— Зрительная память у малыша с ЗПР развита лучше, чем слуховая. Подберите наглядный дидактический материал и пособия.

— Эмоции малыша неустойчивы, он быстро устаёт. Из-за этого ребёнок может вести себя неадекватно.

Формы обучения должны быть разнообразными. Чередуйте физическую активность, различные упражнения и дидактические игры. Проводить занятия после того, как малыш устал, нежелательно. Помните, заниматься с ребёнком нужно регулярно.

Программа для детей с ЗПР включает несколько направлений работы: физическое, речевое и интеллектуальное развитие, сенсорно-моторная и познавательная деятельности, эмоционально-волевая сфера.

Физическое развитие

Занятия помогут малышу избавиться от физических отклонений. Методы лечения подбирает ПМПК. Среди них могут быть: массаж, гимнастика, водолечение, микрополяризация и иглорефлексотерапия. Иногда врачи назначают витамины и лекарства.

Общие рекомендации:

— Создайте ребёнку щадящий режим. Если он ходит в школу — сохраните послеобеденный сон или отдых (если он был).

— Играйте в подвижные игры и танцуйте, но не переутомляйте малыша спортом.

— Сократите просмотр мультиков до полутора часов в течение дня.

 

Речевое развитие

Особое внимание при обучении ребёнка с ЗПР нужно уделить развитию речи: устранению дефектов и расширению словарного запаса.

Говорите грамотно построенными предложениями примерно такой же длины, как у ребёнка. Если малыш использует только односложные — ваша фраза должна состоять из двухтрёх слов. Добавляйте новые: выберите пять слов, произнесите их ребёнку, дайте ему возможность их повторить. Делайте так, пока они не войдут в обиход малыша. Продолжайте добавлять слова, пока малыш не узнает большую часть предметов окружающего мира. Не сюсюкайтесь, потому что иначе ребёнок запомнит неправильный вариант слова.

Слушайте разные звуки и объясняйте малышу, что это: «Это лает собака, а так едет машина: би-би». Потом вместе их повторяйте. Расскажите ребёнку короткую историю и попросите пересказать её вам или кому-то другому. При затруднениях помогите.

Чаще общайтесь с малышом, задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить односложно.

Ежедневно выполняйте артикуляционные упражнения, которые дал вам логопед. Их делают перед зеркалом, часто под счёт взрослого, 68 раз по 10 секунд. Покажите малышу на своём примере, как делается гимнастика. Следите, чтобы ребёнок делал движение в полном объёме, без лишних действий и напряжения. Если учите произношение слога — выделяйте его интонацией в словах.

Интеллектуальное развитие

Занятия помогут малышу не отставать от сверстников, научиться писать, читать и считать. Полезны любые упражнения, развивающие мышление, память и внимание. Хороший способ обучения — дидактические игры. Знания лучше усваиваются, потому что даются малышу в весёлой и лёгкой форме. Чередуйте их с обычными заданиями.

Сенсорно-моторная деятельность

Малышам с ЗПР сложно координировать движения и ориентироваться в пространстве. Эти занятия помогут избавиться от проблемы:

  • застёгивание и расстёгивание кнопок, молний, пуговиц;
  • лепка, рисование, аппликация, конструирование;
  • завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
  • завинчивание и развинчивание крышек;
  • нанизывание бус и пуговиц;
  • плетение косичек и венков;
  • пальчиковая гимнастика;
  • создание поделок;
  • пескотерапия;
  • перебор круп.

Когда читаете сказки и стихи, просите малыша показывать то, о чём говорится. Помимо того что это поможет пальчикам лучше ориентироваться в пространстве, это весело — значит, прочитанное легче запомнить.

 

Как дети с ЗПР обучаются в школе

Занятия для детей с ЗПР проводятся в общеобразовательной школе. Малышам сложно принять правила и концентрироваться на уроке. Они быстро утомляются. Учитель для них не авторитет. На переменах происходит разрядка напряжения: дети бегают, кричат, мешают другим ребятам. Всё это постепенно приводит к изоляции, появляются вспышки злости по отношению к одноклассникам.

Чтобы ребёнку было проще адаптироваться, готовиться к школе нужно заранее. Помимо выполнения упражнений для интеллектуального развития, играйте с малышом в школу, рассказывайте о роли учителя и своём опыте. Это поможет создать положительное мнение о школе.

Чтобы ребёнок развивался лучше, соблюдайте несколько правил:

— Контролируйте выполнение малышом упражнений, но не делайте их за него. Пусть ребёнок попробует решить задачу сам, если не получится — объясните задание ещё раз.

— Решите, кто будет делать с ребёнком домашние задания. Выполнение будет эффективнее, если это будет один человек.

— Ежедневно делайте домашние задания, потому что закреплять знания нужно и в школе, и дома.

— Повторяйте материал во время прогулок и поездок, если есть возможность.

— Дайте ребёнку в свободное время вести себя как дошкольнику.

Как психологу работать с детьми, у которых ЗПР

Психолого-педагогическая диагностика — важный компонент психологического сопровождения ребёнка с ЗПР. Психолог составляет программу занятий с учётом индивидуальных способностей конкретного малыша.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов:

— постоянный ритуал начала сеанса;

— поддержка малыша и рассказ, чем вы будете заниматься;

— работа с ребёнком;

— постоянный ритуал завершения сеанса, подведение итогов.

Самые эффективные методики обучения — обучающие игры и арт-терапия.

Особое внимание нужно уделить работе с родителями. Родители детей с ЗПР могут вести борьбу со специалистами. Они ранимые, у них повышенная тревожность и конфликтность. Ваша главная задача как психолога — заинтересовать их перспективами развития ребёнка.

Если вам интересно исследование этой темы на более глубоком уровне, то мы предлагаем пройти наш онлайн-курс по детской психологии. Вас ждет множество увлекательных открытий в этой области!

Оцените статью

Рейтинг 5 / 5. Голосов: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Вернуться на главную