Главная
Блог
ЗПР у детей: что это, особенности поведения и обучение
ЗПР у детей
#детскаяпсихология
25 августа, 2023

ЗПР у детей: что это, особенности поведения и обучение

Малышу почти два года, а он не ходит. В три не говорит. В пять редко играет со сверстниками. А в семь не умеет читать. Возможно, у ребёнка задержка психического развития. В статье расскажем, что это за диагноз, какие существуют особенности развития детей с ЗПР и как корректировать нарушения.

Что такое ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — это отставание ребёнка от сверстников из-за нарушений внимания, мышления, двигательных навыков и эмоционально-волевой сферы. Часто у детей с этим диагнозом плохая память и концентрация. Они быстро устают. Им сложно найти общий язык с другими детьми и взрослыми.

Характеристика ЗПР

  • Когнитивные способности:
    Основная особенность ЗПР — сниженная способность обрабатывать информацию об окружающем мире. У малышей низкая мотивация к обучению, слабая память, сниженная концентрация внимания, хуже развито воображение. Дети с ЗПР действуют однотипно и не хотят искать другие методы решения задачи. Лучше запоминают наглядную информацию, а не вербальную.
  • Межличностное общение:
    Малыши с ЗПР общительные, но некоторые из них могут неадекватно реагировать на других детей. Из-за дефектов речи и однотипных действий в игре сверстники реже общаются с ними. Поэтому дети с задержкой психического развития находят компанию в кругу ребят более младшего возраста или играют в одиночестве.
  • Эмоционально-волевая сфера:
    Уровень эмоций детей с ЗПР соответствует более младшему возрасту. Иногда это приводит к неадекватным и непредсказуемым поступкам. Малыши легко внушаемы, быстро устают, тревожны. На трудности и неудачи реагируют слишком агрессивно.

Чем ЗПР отличается от умственной отсталости

Задержка психического развития у детей и умственная отсталость имеют схожие симптомы. Мы выписали ключевые различия в таблицу.

Задержка психического развитияУмственная отсталость
Возможность леченияЗПР корректируется при правильных занятиях со специалистамиУО — диагноз на всю жизнь.
Вид нарушенияЗамедление темпа психического развития.Повреждение головного мозга в раннем детстве или внутриутробном периоде нарушает работу всей психической деятельности.
РазвитиеУ детей с ЗПР страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции. Это вызывает проблемы с мыслительной деятельностью. Некоторые функции психики развиты лучше остальных.У детей с УО не развито мышление, что приводит к проблемам в практически всех остальных психических функциях.

Из-за чего возникает ЗПР

Задержка психического развития возникает из-за биологических нарушений и социальных факторов.

К биологическим причинам относятся:

  • тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в возрасте до семи лет: например, грипп, рахит, гипотрофия;
  • факторы, плохо влияющие на состояние беременной женщины: например, употребление алкоголя или наркотиков, лишний вес, стресс, осложнения беременности;
  • хронические заболевания и патологии: например, дефекты речи, глухота, слепота, эпилептическая энцефалопатия у детей, церебрастенические осложнения;
  • генетическая предрасположенность: если другим членам семьи в детстве диагностировали ЗПР — возможно, дело в наследственности;
  • родовые травмы: например, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, черепно-мозговые травмы.

К социальным причинам относятся:

  • малыш редко общается со взрослыми и сверстниками;
  • родители используют авторитарный стиль воспитания;
  • ребёнок растёт в неблагополучной семье;
  • родители гиперопекают ребёнка.

Какие симптомы у ЗПР

Для задержки психического развития характерны следующие признаки у детей разных возрастов. Легче всего корректировать ЗПР у детей дошкольного возраста, поэтому если у вашего ребёнка есть хотя бы несколько симптомов из списка — пройдите обследование у педиатра.

В один год:

  • не повторяет поведение взрослых (например, не пытается «готовить суп», как мама, или «рулить, когда водит машину», как папа, не копирует жесты родителей);
  • не умеет координировать движения (например, ему сложно держать ложку или вилку, не может просунуть предмет в игрушку-сортер);
  • неэмоциональный (например, редко улыбается, не выражает радость и недовольство жестами и мимикой);
  • малыш поздно начал держать голову, поворачиваться, садиться, ползать, агукать, гулить и ходить;
  • не понимает, когда к нему обращаются;
  • не откликается на собственное имя;
  • мало двигается.

В два года:

  • проблемы с координацией движений (например, не может нанизывать бусинки на верёвочку);
  • не может рассортировать предметы по цвету, форме, размеру;
  • редко или вообще не реагирует на слова и вопросы взрослых;
  • не ходит или мало передвигается таким образом;
  • часто капризничает, плачет, раздражается;
  • обильное слюнотечение;
  • физически не активен;
  • не говорит.

В три года:

  • не обладает многими гигиеническими навыками (например, не может самостоятельно умыться, сходить на горшок, раздеться);
  • проблемы с выполнением простых заданий (например, подать какую-то вещь или составить пазл из четырёх частей);
  • не может делать разные движения одновременно (например, прыгать и хлопать в ладоши);
  • плохо разговаривает, не умеет вести диалог (задавать и отвечать на вопросы);
  • не может назвать несколько растений, видов транспорта или животных;
  • бедный словарный запас (менее 20 слов);
  • редко играет со сверстниками, вялый;
  • часто капризничает, раздражителен;
  • действует однотипно, когда играет;
  • плохо развито воображение.

В четыре года:

  • не умеет определять положение предмета в пространстве (например, не может сказать сверху, снизу, над или под относительно другой вещи он расположен);
  • плохо развита координация (например, не может кувыркаться, быстро менять направление при беге, взбираться по верёвочной лестнице);
  • слабо развита речь (скудный словарный запас, не умеет согласовывать части речи, неправильно ставит ударения);
  • проблемы с памятью (например, не может пересказать сказку или мультик, рассказать, как прошёл день);
  • не может концентрироваться, внимание перескакивает с одного предмета на другой;
  • не умеет считать до пяти, не знает буквы;
  • редко играет со сверстниками, вялый;
  • часто капризничает, раздражителен;
  • не обладает многими гигиеническими навыками (например, не может самостоятельно почистить зубы, сходить на горшок, одеться);
  • плохо развиты мышцы.

С возрастом симптомы только нарастают, если с малышом не работает команда специалистов.

Как диагностировать ЗПР

Психолого-медико-педагогическая комиссия диагностирует ЗПР детям младше десяти лет. В составе ПМПК ребёнка осматривают детский психолог, логопед, дефектолог, педиатр, психиатр и другие специалисты в зависимости от потребностей обследуемого. Например, если малыш плохо слышит — в ПМПК включают сурдолога.

На ПМПК направляют образовательные организации и медицинские учреждения, которые посещает ребёнок. В частности — детский садик, школа и поликлиника, к которой малыш прикреплён. Также инициировать прохождение комиссии могут родители.

Не стоит бояться направления на ПМПК. Комиссия помогает своевременно выявить у ребёнка умственные, физические, психические и поведенческие проблемы и понять, что нужно для коррекции нарушений. Следовать рекомендациям или нет родители решают сами. Обследования и консультации ПМПК всегда бесплатные.

Какие документы нужны, чтобы пройти ПМПК

Чтобы пройти комиссию, вам понадобятся:

  1. Направление на ПМПК от образовательной или медицинской организации. Если пройти комиссию хотят родители — нужно обратиться за направлением в поликлинику, детский сад или школу — в учреждение, где есть сведения об имеющихся у ребёнка проблемах.
  2. Выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, наблюдающих его по месту жительства или регистрации. Документ готовит педиатр. Заключения подписывают детский психолог, дефектолог, невролог и другие специалисты по необходимости.
  3. Паспорт родителя или документ, который подтверждает полномочия представлять интересы ребёнка (например, постановление об опеке).
  4. Свидетельство о рождении или паспорт ребёнка.
    Прошлые заключения и рекомендации ПМПК, если вы уже проходили комиссию.
  5. Характеристика из детского сада или школы, где подробно описано, насколько хорошо ребёнок усваивает программу и как взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  6. Письменные и творческие работы ребёнка. Не переживайте, их потом вам вернут.

Иногда комиссия запрашивает дополнительные материалы, чтобы составить полную картину ситуации ребёнка.

Чтобы подать документы, можно:

— обратиться в образовательную организацию, чтобы она подала их сама;

— принести их в ПМПК лично;

— записаться через портал Госуслуги.

Как проходит обследование ПМПК

После того, как вы подадите документы, комиссия в течение пяти дней сообщит вам дату, время, место и порядок проведения обследования. Прохождение ПМПК не требует особой подготовки ребёнка. Это просто беседа, где специалисты задают вопросы и дают небольшие задания, соответствующие возрасту обследуемого.

Накануне поддержите ребёнка эмоционально. Если он дошкольник — скажите, что с ним сыграют в игру. Если он ученик начальной школы — объясните, что ему нужно поговорить с разными учителями и выполнить их задания.

Какие бывают вопросы и задания на ПМПК:

  • Задания на знание окружающего мира: рассортировать игрушки по определённому признаку (например, по цвету или форме), назвать, какие животные или растения изображены на картинке.
  • Вопросы о себе и родственниках: как его зовут, как зовут его родителей, а также бабушек и дедушек, кем они работают, сколько им лет и где они живут.
  • Задания на знание математики: посчитать до десяти и обратно, решить простой пример.
  • Вопросы бытового характера: сколько комнат у него дома и зачем они нужны, как он добирается в детский садик или школу.
  • Проверка речевых навыков: подобрать антоним или синоним к слову, сочинить рассказ, рассказать о чём-то, назвать буквы.
  • Задания на запоминание: пересказать сказку, сложить карточки в предыдущем порядке после того, как их расположение поменяли.
  • Логические игры: исключить лишнюю вещь, найти тень предмета на картинке.

Осмотр длится от 30 минут до часа. После беседы с ребёнком комиссия назначает дату следующей встречи. На ней озвучат результаты обследования и дадут рекомендации родителям.

Если диагноз подтверждён, в заключении ПМПК указывают:

  1. какие специальные условия нужны, чтобы ребёнок получал образование, в сопровождении каких специалистов он нуждается;
  2. какая адаптированная программа лучше всего подходит для обучения ребёнка с ЗПР в детском саду или школе и как долго;
  3. нужно ли повторно проходить ПМПК и когда.

Можно ли вылечить ЗПР

Задержка психического развития не диагноз на всю жизнь. Его ставят только дошкольникам и ученикам начальной школы. Если родители вовремя осознали проблему и соблюдали рекомендации ПМПК по развитию детей с ЗПР — ребёнок может полностью избавиться от отклонения. Если симптомы остаются после перехода в пятый класс — диагноз меняют на более тяжёлый, например, на умственную отсталость.

Что делать родителям детей с ЗПР

Некоторые родители надеются, что задержка психического развития исчезнет сама. Такой подход только вредит ребёнку. Терапия позволяет малышу избавиться от диагноза и открывает больше возможностей для его развития. Поэтому чем раньше начнётся работа с ЗПР — тем больше вероятность, что в будущем ребёнок не будет отличаться от сверстников, у которых в детстве не было задержки психического развития.

Вы должны понимать, что ваш малыш будет развиваться медленнее остальных детей, но это не значит, что он чем-то хуже других. Просто ему нужно больше времени. Тесное сотрудничество родителей и специалистов поможет ему стать полноценным членом общества в будущем.

Чтобы малыш развивался лучше, соблюдайте несколько правил:

— Проводите с ребёнком много времени, чаще играйте и общайтесь, гуляйте не меньше 40 минут в день. Показывайте ему мир: берите его с собой в магазин, сходите в зоопарк, покормите голубей в парке.

— Создавайте позитивную атмосферу: никогда не ставьте в пример кого-то другого, не кричите и не критикуйте ребёнка, если у него что-то не получается.

— Чаще хвалите своего ребёнка. Ваша любовь, поддержка и одобрение станут для малыша мотивацией учиться.

— Привлекайте малыша к посильному труду: например, убрать игрушки или помыть овощи для салата.

— Регулярно выполняйте задания психолога и дефектолога, следуйте их рекомендациям.

— Позвольте ребёнку быть самостоятельным, но будьте рядом, чтобы в случае чего помочь.

— Придерживайтесь единых требований, которые предъявили ребёнку.

— Не требуйте того, что ребёнок ещё не умеет.

— Соблюдайте распорядок дня.

Как обучать детей с ЗПР

При обучении детей с ЗПР нужно учитывать несколько особенностей:

— Ребёнок не понимает сложные инструкции. Дробите их на части: например, не «Составь рассказ по картинке», а «Посмотри на картинку. Что там происходит? Кто на ней изображён? Что он делает?».

— Малыш не может целенаправленно концентрироваться на каком-то одном виде деятельности. Занятие с дошкольником должно быть не дольше 30 минут, с школьником — часа.

— Малыш нуждаются в большом количестве проб. Давать ему возможность неоднократно действовать в одних и тех же условиях.

— Зрительная память у малыша с ЗПР развита лучше, чем слуховая. Подберите наглядный дидактический материал и пособия.

— Эмоции малыша неустойчивы, он быстро устаёт. Из-за этого ребёнок может вести себя неадекватно.

Формы обучения должны быть разнообразными. Чередуйте физическую активность, различные упражнения и дидактические игры. Проводить занятия после того, как малыш устал, нежелательно. Помните, заниматься с ребёнком нужно регулярно.

Программа для детей с ЗПР включает несколько направлений работы: физическое, речевое и интеллектуальное развитие, сенсорно-моторная и познавательная деятельности, эмоционально-волевая сфера.

Физическое развитие

Занятия помогут малышу избавиться от физических отклонений. Методы лечения подбирает ПМПК. Среди них могут быть: массаж, гимнастика, водолечение, микрополяризация и иглорефлексотерапия. Иногда врачи назначают витамины и лекарства.

Общие рекомендации:

— Создайте ребёнку щадящий режим. Если он ходит в школу — сохраните послеобеденный сон или отдых (если он был)

— Играйте в подвижные игры и танцуйте, но не переутомляйте малыша спортом;

— Сократите просмотр мультиков до полутора часов в течение дня.

Речевое развитие

Особое внимание при обучении ребёнка с ЗПР нужно уделить развитию речи: устранению дефектов и расширению словарного запаса.

Говорите грамотно построенными предложениями примерно такой же длины, как у ребёнка. Если малыш использует только односложные — ваша фраза должна состоять из двух-трёх слов. Добавляйте новые: выберите 5 слов, произнесите их ребёнку, дайте ему возможность их повторить. Делайте так, пока они не войдут в обиход малыша. Продолжайте добавлять слова, пока малыш не узнает большую часть предметов окружающего мира. Не сюсюкайтесь, потому что иначе ребёнок запомнит неправильный вариант слова.

Слушайте разные звуки и объясняйте малышу, что это: «Это лает собака, а так едет машина: би-би». Потом вместе их повторяйте. Расскажите ребёнку короткую историю и попросите пересказать её вам или кому-то другому. При затруднениях помогите.

Чаще общайтесь с малышом, задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить односложно.

Ежедневно выполняйте артикуляционные упражнения, которые дал вам логопед. Их делают перед зеркалом, часто под счёт взрослого, 6-8 раз по 10 секунд. Покажите малышу на своём примере, как делается гимнастика. Следите, чтобы ребёнок делал движение в полном объёме, без лишних действий и напряжения. Если учите произношение слога — выделяйте его интонацией в словах.

Интеллектуальное развитие

Занятия помогут малышу не отставать от сверстников, научиться писать, читать и считать. Полезны любые упражнения, развивающие мышление, память и внимание. Хороший способ обучения — дидактические игры. Знания лучше усваиваются, потому что даются малышу в весёлой и лёгкой форме. Чередуйте их с обычными заданиями.
Сенсорно-моторная деятельность

Малышам с ЗПР сложно координировать движения и ориентироваться в пространстве. Эти занятия помогут избавиться от проблемы:

  • застёгивание и расстёгивание кнопок, молний, пуговиц;
  • лепка, рисование, аппликация, конструирование;
  • завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
  • завинчивание и развинчивание крышек;
  • нанизывание бус и пуговиц;
  • плетение косичек и венков;
  • пальчиковая гимнастика;
  • создание поделок;
  • пескотерапия;
  • перебор круп.

Когда читаете сказки и стихи, просите малыша показывать то, о чём говорится. Помимо того что это поможет пальчикам лучше ориентироваться в пространстве, это весело — значит, прочитанное легче запомнить.

Как дети с ЗПР обучаются в школе

Занятия для детей с ЗПР проводятся в общеобразовательной школе. Малышам сложно принять правила и концентрироваться на уроке. Они быстро утомляются. Учитель для них не авторитет. На переменах происходит разрядка напряжения: дети бегают, кричат, мешают другим ребятам. Всё это постепенно приводит к изоляции, появляются вспышки злости по отношению к одноклассникам.

Чтобы ребёнку было проще адаптироваться, готовиться к школе нужно заранее. Помимо выполнения упражнений для интеллектуального развития, играйте с малышом в школу, рассказывайте о роли учителя и своём опыте. Это поможет создать положительное мнение о школе.

Чтобы ребёнок развивался лучше, соблюдайте несколько правил:

— Контролируйте выполнение малышом упражнений, но не делайте их за него. Пусть ребёнок попробует решить задачу сам, если не получится — объясните задание ещё раз.

— Решите, кто будет делать с ребёнком домашние задания. Выполнение будет эффективнее, если это будет один человек.

— Ежедневно делайте домашние задания, потому что закреплять знания нужно и в школе, и дома.

— Повторяйте материал во время прогулок и поездок, если есть возможность.

— Дайте ребёнку в свободное время вести себя как дошкольнику.

Как психологу работать с детьми, у которых ЗПР

Психолого-педагогическая диагностика — важный компонент психологического сопровождения ребёнка с ЗПР. Психолог составляет программу занятий с учётом индивидуальных способностей конкретного малыша.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов:

— постоянный ритуал начала сеанса;

— поддержка малыша и рассказ, чем вы будете заниматься;

— работа с ребёнком;

— постоянный ритуал завершения сеанса, подведение итогов.

Самые эффективные методики обучения — обучающие игры и арт-терапия.

Особое внимание нужно уделить работе с родителями. Родители детей с ЗПР могут вести борьбу со специалистами. Они ранимые, у них повышенная тревожность и конфликтность. Ваша главная задача как психолога — заинтересовать их перспективами развития ребёнка.

Если вам интересно исследование этой темы на более глубоком уровне, то мы предлагаем пройти наш онлайн-курс по детской психологии. Вас ждет множество увлекательных открытий в этой области!

Вернуться на главную
Рекомендуем к прочтению
#детскаяпсихология
Чем занимается детский психолог: методы детской психотерапии

Проблемы детей так же важны, как и проблемы взрослых. С ними работают детские психологи. Они помогают справиться с агрессией, избавиться от страхов и стеснительности, стать более уверенным, наладить отношения со сверстниками и членами семьи. Для этого специалисты используют особые техники психотерапии. В статье рассказываем, в каких ситуациях необходимо обратиться с ребёнком к психологу и какие методы используют профессионалы, чтобы скорректировать детское поведение.

#семейнаяпсихология
Техники и подходы в семейной психотерапии

В каждой семье время от времени возникают трудности. Это естественная часть жизни и взаимоотношений. Но иногда эти проблемы становятся такими огромными, что невозможно справиться с ними без помощи. Вот тут-то на помощь приходит семейная психотерапия.

#клиническаяпсихология
Социальный психолог: кто это такой и чем он занимается

В нашем быстро меняющемся и многообразном обществе роль социального психолога становится все более важной. Эти специалисты занимаются изучением поведения людей в контексте их социального окружения и их взаимодействия с другими. Но что же конкретно означает понятие «социальный психолог»? Какие обязанности и функции выполняют эти специалисты? И каким образом они могут быть полезны в повседневной жизни и в профессиональной сфере? В этой статье мы попытаемся дать ясное и всестороннее определение понятия «социальный психолог», а также рассмотрим основные аспекты работы и применения социальной психологии в нашем обществе.